Презентация "Ценностные ориентации народной русской культуры"

Подписи к слайдам:
Тема 4. Ценностные ориентации народной русской культуры
  • Подготовил: учитель истории и обществознания Хрулева С.Н.
  • В рамках предмета
  • «Российская цивилизация»
План
  • 1. Значение ценностей для культуры и общества
  • 2. Ценностные ориентации древних славян
  • 3. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре
  • Главная потребность первобытного человека:
  • осмысление и систематизация окружающего мира
  • миф
1. Значение ценностей для культуры и общества
  • Внешний контроль за поведением человека (хорошо/плохо, можно/нельзя)
  • Нечеткие нормы дезориентация
  • Внешний контроль самоконтроль
ДОБРО ЗЛО
  • ДОБРО ЗЛО
  • «добро» и «зло» – двоякая система – представления о мире
  • борьба
Системы ценностных ориентаций
  • Логическая
  • (отыскивает связи)
  • Первобытная
  • (нравственная, этическая
  • (добро/зло)
Ценностные ориентации древних славян
  • Жизнь – судьба (счастье/несчастье, победа/поражение, достаток/недостаток)
  • Проявление судьбы имеет собственного бога (Белобог – счастье, Чернобог – несчастье)
  • Счастья – жертвоприношение
  • Противопоставление жизни и смерти (весна – зима, солнце – луна, день – ночь)
  • Смерть – злые силы
  • Добро
  • Правая часть
  • Счастливая
  • Правда
  • Верх
  • Белый и красный цвета
  • Зло
  • Левая часть
  • Несчастливая
  • Кривда
  • Низ
  • Черный цвет
  • «Павда живет у Бога, а кривда на земле»
  • Христианство отделило небо от земли
  • Язычество – небесное и земное
  • мужское и женское
  • ДОБРО
  • ЗЛО
  • (подземное и подводное царство)
Деление общества
  • «Верхи»
  • царь
  • «Низы»
  • остальные сословия
  • Верх + неправда
  • Вмешательство общества
  • единоплеменник захватчик
  • христианин нехристь
  • Свои – единые по вере Чужие – НЕ человек
  • Не говорил по-русски
  • колдун
Племя
  • Племя
  • Границы свои/не свои боги стирались
  • Свои – единые по вере Чужие – чужой бог
  • Государство
  • Племенной союз
  • ВАЖНОЕ: родовые ценности
  • (старший/младший, предок/потомок)
  • Старший – носитель мудрости
Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре
  • Ценности
  • Нормы поведения – приспособление к естественной среде (родовая, общинная или семейная деятельность)
  • Высшая ценность – идеал коллектива, семьи
  • Антиценности
  • Доводить все до крайности, пытаться осуществить невозможное
  • Неудача – апатия
  • Соответствие: кратковременные с/х работы и долгий «мертвый сезон» зимы
  • Идеал семьи = идеал стабильности
  • Обращение к незнакомцу: матушка, отец, сынок и т.п. – включение в круг родственных отношений (высших ценностей)
  • Круг высших (семейных) ценностей + высшая власть (князь/царь = отец)
Царь-батюшка – страна – большая семья (господство идеалов смирения, дружелюбия, совестливости, милосердия)
  • Царь-батюшка – страна – большая семья (господство идеалов смирения, дружелюбия, совестливости, милосердия)
  • государство = общество = народ
  • Государство – «благоустройство» жизни общества
  • «правда» – стабильность, право, власть
  • «лад» – любовь, доброта, семья
  • «воля» – индивид. ценность – свобода, независимость
  • Воля правда
  • Если государство – оплат «неправды», то «воля» возвращалась к «правде»
  • (государство – НЕ идеал семьи)
т.о. систематизация мира
  • Логическая
  • (отыскивает связи, устраняет противоречия)
  • Первобытная
  • (строится на противоречиях
  • (добро/зло)
Закрепление
  • Потребность первобытного человека?
  • Как он ее удовлетворяет?
  • Ценностные ориентации древнего человека?
Домашнее задание
  • Записи в тетради учить
  • Вопрос:
  • Как ( в чем) проявилось в истории России влияние ценностных ориентаций древнерусской культуры?
Используемая литература
  • Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
  • Ионов И.Н., Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация IX – начало XX века» / книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.