Исследовательский проект "Крещение как пласт народной культуры"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества «Вектор»
Исследовательский проект
КРЕЩЕНИЕ - КАК ПЛАСТ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Выполнил: педагог
дополнительного образования
Нестерова Дарья Николаевна
Новокузнецк
2015
Содержание
1. Введение. 3
2. Основная часть.
2.1 История возникновения обряда Крещения 6
2.2 Таинство «Крещение». 9
2.3 Праздник Крещения Господня. 11
2.4 Крещение и языческие суеверия. 13
3. Заключение. 16
4. Список использованной литературы 17
5. Приложение 18
Введение.
Культура в переводе с латинского языка означает возделывание,
воспитание, образование, развитие, почитание.
Советский энциклопедический словарь дает этому понятию
следующее толкование «исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях. Понятие «Культура» употребляется для
характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ,
народностей и наций» (9 ,стр.669).
Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и
другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать
общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным
критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и
способы распространения и использования культурных ценностей среди
различных социальных слоев.
Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной
памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый
человеком.
Культура не отделима от человека. Невозможно быть культурным
человеком, патриотом своей страны, не зная культуру своего народа.
Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной
культуры. И порой приходиться слышать, что религия, достойная называться
религией, появилась у нас только после принятия христианства тысячу лет
назад. Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают
забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных
обычаях.
Таким образом, возникла необходимость рассмотрения одного из
религиозных таинств, как «Крещение», сохранившего на протяжении
нескольких веков определенный культурный уровень народа.
Исходя из этого, определилась тема исследования: «Крещение как
пласт народной культуры».
В ходе исследования была выдвинута гипотеза:
Изучение народной культуры будет не полным, если:
-не будут изучены народные обычаи и обряды;
- не будут выявлены исторические корни возникновения традиций,
обычаев и обрядов.
Цель исследования: Рассмотрение «Крещения» как переплетения
религиозной и языческой культур русского народа.
Исходя из поставленной цели данного исследования, определились
следующие задачи:
-познакомиться с таинством христианского крещения;
-выявить исторические корни возникновения этого обряда;
-рассмотреть крещение как один из религиозных праздников;
-найти языческие традиции и обряды в праздновании Крещения.
Методологической основой исследования явились:
Учения православной христианской церкви;
Результаты исторических, культурологических и
этнографических исследований Рыбакова Б.А.; Вардугина
В.И.; Балакиной Т.И.; Гореловой Н.Г.; Панкеева И.А. и др.
Исследование проходило в три этапа:
1. На первом этапе (аналитическом) проводился теоретический
анализ исторической, этнографической, научно-исследовательской,
энциклопедической, культурологической литературы по исследуемому
вопросу.
2. На втором этапе (практическом) проходило сопоставление
полученных на первом этапе результатов анализа и выявлялось влияние
языческой культуры на православную.
3. На третьем этапе (заключительном) осуществлялись анализ,
интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов,
уточнение выводов, полученных в ходе исследования и написания текста
данной работы.
2.Основная часть
2.1 История возникновения обряда Крещения.
Крещение первое из христианских таинств, принимаемое всеми
христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле
знаменует собою вступление в состав церковного общества. «Погружению в
воду или обливанию у всех почти народов древности халдеев, финикиян,
египтян, персов, отчасти у греков и римлян усвоялось особое значение, в
смысле не только физического, но и нравственного очищения» (10, стр.845).
На почве христианского таинства Крещение предшествовало
Крещению Иоанна Предтечи (2, Деян. 19:4), который крестил в Иордане
самого Иисуса Христа. Иисус Христос, которому было около 30 лет, оставив
уединенный Назарет, явился на берег Иордана для совершения обряда
Крещения в знак очищения покаявшихся от грехов. Хотя Христос и был
безгрешен, но Он принял Крещение для того, чтобы собственным примером
освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам,
впоследствии и получил значение таинства и сделался не только знаком
покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от
первородного греха.
Когда именно учреждено собственно христианское Крещение, об
этом существует между богословами различные мнения. Некоторые (блаж.
Августин) думают, что слова Евангелия «Сам Иисус не крестил, а ученики
Его» (2,Ин.4:2) указывают на установление христианского Крещения,
совершавшегося апостолами по уполномочению от Иисуса Христа. Другие
относят начало его к беседе Иисуса Христа с Никодимом (2, Ин.3). Третьи
ко времени послания Иисусом Христом на проповедь семидесяти апостолов
(2, Лк. 10).
Крещение на Руси началось с крещения в Х веке киевлян.
В лето 6495 (987) созвал Владимир бояр и старцев своих и отправил
их по миру посмотреть, чья вера лучше. А, вернувшись, бояре ответ держали
перед дружиною всей:
-Знаем мы, что пребывает Бог с людьми в Греции. Служба их лучше,
чем в других странах.
И еще сказали, что если бы плох был закон греческий, то не приняла
бы его бабка Владимира княгиня Ольга, что была мудрейшей из всех людей.
Великий князь решился быть христианином.
«Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, но
князь хотел блеска и величия при сем важном действии…и вздумал он
завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя» (6,
стр104). Торжественное крещение князя Владимира состоялось в Херсоне.
Возвратившись в Киев Владимир, прежде всего, крестил своих 12 сыновей.
Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик.
Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет
кто завтра на реку будь то богат, или бедный, или нищий, или раб, - противен
мне да будет!» И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира
единогласно говорят, что люди с радостью шли на реку. На берегу стоял сам
князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуни,
совершали таинство крещения.
В Киеве, во Владимирском соборе, на одной из стен есть
удивительная икона «Крещение Руси», написанная художником
В.М.Васнецовым. Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве
поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещенных. Священники
читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. (Приложение 1) С неба
сияют божественные лучи. Радуясь обращению в христианство своего народа,
князь Владимир восклицает: «Христе Боже, сотворивший небо и землю!
Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного
Бога, как познали Тебя христианские страны!» Такое свидетельство сохранил
нам Нестор-летописец.
«Скоро знамения веры христианской заступили место идольских
требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на
том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих
для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году
пострадал за веру благочестивый варяг и сын его»(6, стр107).
После Киева крещение стало совершаться и по другим русским
городам. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый
путь.
Таинство «Крещение».
При апосталах Крещению предшествовало наставление вере в
Иисуса Христа. Само крещение совершалось через погружение в воду. Во
времена послеапостальские взрослые приготовлялись к крещению через
оглашение, которое разделялось на три степени. Первую степень составляли
«служащие», т.е. заявившие о желании вступить в церковь и получившие
право входа в храм для слушания Св. Писания и поучений. Оглашаемые
второй степени, «преклоняющие колена», имели право присутствовать в
храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень составляли
«требующие», т.е. готовые принять крещение. Им сообщалась важнейшая
часть христианского учения. Оглашение обыкновенно продолжалось два года,
иногда более. Совершителями крещения были обыкновенно сами епископы.
Крещение совершалось через погружение в воду. Непосредственно после
погружения пресвитер помазывал чело крещаемого священным елеем, а
епископ возлагал ему на главу покрывало; затем его облекали в белую
льняную одежду. На Западе ее носили 8 дней, в Египте ее сохраняли до конца
жизни. На новокрещенных возлагался крест наперсный, т.е. носимый на
персях а груди), под одеждой или поверх ее, на шнуре или цепочке. Затем
со светильниками в руках новокрещенные шли процессией из крещальни в
храм, где причащались Св. Тайн; после этого им давали вкушать мед,
смешанный с молоком, в знак вступления их в Церковь как в некую новую
«обетованную землю, кипящую медом и млеком».(10, стр.846)
«По общему учению православия и католичества, крещиние есть
таинство, в котором крещаемый с произнесением слов «крещается во имя Отца
и Сына и Св. Духа» Божьей благодатью очищается от свякого греха и
соделывается оправданным и освященным. Крещение как духовное рождение
не повторяется» (10, стр.846).
В православной церкви взрослого 7 лет) крестят не иначе, как по
научении вере или оглашении; что касается младенцев, то забота о научении
их вере возлагается на восприемников. Имя крещаемому младенцу
предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его
сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя
святого, ближайшего по времени празднования ко дню рождения крещаемого.
Таким образом, при совершении таинства Крещения выполняются
следующие обряды:
Обращение крещаемого к западу для отречения от сатаны.
Запад есть место тьмы, а потому и представляется как бы
обиталищем дьявола, который есть духовная тьма, поэтому
крещаемый обращается к западу и отрекается от сатаны.
Помазание его елеем перед погружением в воду.
В древности помазывали елеем готовящихся к борьбе на
зрелищах, для удобства в борьбе; крещаемый же готовиться к
борьбе с дьяволом в продолжение своей жизни, для означения
чего и помазывается елеем при крещении.
Само погружение в воду.
Оно представляет и дает крещаемому очищение от грехов,
подобно обыкновенному омовению тела в воде.
Одевание в белую одежду и возложение креста на грудь.
Одевание крещаемого в белую одежду изображает собою то, что
крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую, т.е.
добродетельную жизнь. Возложение креста бывает для того,
чтобы крещенный постоянно помнил, что он содержит веру во
Христа, распятого на кресте, и спасается этой верой.
Хождение вокруг купели.
Круг есть образ вечности, так как у него нет ни начала, ни конца.
Поэтому хождение вокруг купели означает, что крещенный
обещается хранить веру всегда, до самой своей смерти.
Праздник Крещение Господне.
Праздник Крещение Господне - великий двунадесятый праздник,
который празднуется 6 января (19 января) Церковью во имя Крещения
Спасителя от Иоанна в Иордане. Этот праздник еще называют Богоявлением,
потому что во время крещения на Иисуса Христа слетел с небес голубь, это
был Дух Святой, и раздался голос Бога, сказавшего, что Иисус Христос Его
возлюбленный Сын.
В канун праздника «сочельник» - установлен особо строгий пост.
«Великое» освящение воды, совершаемое вечером в сочельник в церкви,
бывает и в день праздника, но обычно на реке или вообще на открытом
воздухе. Несмотря на холод, у нас в России во многих местах существует
обычай купаться в реке непосредственно после погружения креста в воду.
Этот обряд происходит из глубокой христианской древности: водоосвящение
в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.
Богоявленская, или крещенская, вода издревле считалась великой святыней.
Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют
вещи, принимают ее с верою в случае болезни и дают пить тем, кто по каким
бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.
Считается, что в богоявленную ночь пред утреней небо открывается.
О чем открытому небу помолишься – то сбудется.
«В центральных губерниях Великороссии канун Богоявления
называется иногда «свечками», так как в этот день, после вечерни, когда
совершается водосвятие, - деревенские женщины ставят к сосуду, в котором
освящается вода, перевитые лентами или цветными нитками свечи»(7, стр.35).
По возвращении с водосвятия каждый хозяин со всей своей семьей
отпивает несколько глотков освященной воды. Затем ее ставят к образам.
Считается, что богоявленная вода не только не портиться, но и если ее
заморозить в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное
изображение креста. Приблизительно такое же священное значение
приписывается не только воде, освященной в церкви, но и простой речной
воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному
преставлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Иисус Христос
поэтому во всех водоемах вода «колышется», и чтобы заметить это чудесное
явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у
проруби, пока «пройдет волна» (признак того, что Христос погрузился в воду).
Это общераспространенное верование создало в народе обычай, в силу
которого считается большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той
реке, где происходило крещенское водоосвящение.
«В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в
некоторых деревнях начинается движение: благочестивые люди спешат
зажечь вязанки соломы перед избами ля того, чтобы Иисус Христос,
крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера – любители,
испросив благословения у священника, хлопочут на реке, устраивая «ердань».
С необыкновенным старанием они вырубают во льду крест, подсвечники,
лестницу голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое
углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши, во время богослужения,
становится причт и, при чтении ектинии, особый знающий человек сильным и
ловким ударом пробивает дно этой чаши, и вода фонтаном вырывается из реки
и быстро заполняет сияние (углубление), после чего длинный осьмиконечный
крест точно всплывает над водою и матовым серебром блестит на ее
поверхности» (7, стр.36). Обычно на это торжество собирается весь народ.
Праздник Крещения Господня принадлежит к числу тех, которые
больше других очищены от языческих наслоений, хотя и здесь имеются
своеобразные обычаи и обряды, в которых христианская вера переплетается с
языческим суеверием.
3. Крещение и языческие суеверия.
В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской
религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в
купель с водой. При этом нарекается имя и возлагается на ребенка крест.
Очень долгое время это объяснялось только влиянием христианства. Между
тем, обычай окунать младенца в воду отмечен у самых разных народов,
никогда даже не слышавших о христианстве.
Ученые видят здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения
нового человека Космосу. Еще задолго до возникновения христианства отец –
глава семьи торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу
и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему на долгую жизнь!),
Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло),
прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду. Таким образом,
малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавая
под их покровительство.
Что касается креста, то этот символ с незапамятных времен был
священным знаком Солнца. Его, кстати, нетрудно увидеть, если посмотреть,
прищурясь, на Солнце. Не потому ли христианский крест, так похожий на
древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси?
Очень много языческих оберегов вплелось и в сам обряд Крещения.
Перед крещением повивальная бабка купала ребенка, завертывая его в
«мущинскую» рубаху, завязав в рукав хлеб-соль «чтобы с ребенком ничего
не случилось». «Малороссияне заворачивали мальчика в отцовскую, а девочку
в мамину сорочку, после чего повитуха передавала младенца куму, а тот
куме. Мальчика передавали на пороге, девочку через гребень, после чего шли
в церковь крестить. Порог и гребень символизировали пожелания мальчику
стать хозяином, а девочке пряхой»(3, стр.197). На седьмой неделе крестная
приносила в подарок своему крестнику поясок, крестик, рубашку. Поясок
символ оберега, имеет магическую силу солярного круга: это символ Солнца,
Неба, Огня всего, что рождает Жизнь, охраняет и оберегает человека.
Символика круга очень древняя. Она возникла в эпоху космического
мировоззрения, когда человек и природа были слиты воедино: человек
ощущал себя частью вселенной, космоса, и космос был в человеке. Люди
поклонялись всемогущему, дарящему жизнь Богу Солнца Хорсу, испокон
веков искали у него защиты от своих врагов и недугов.
Немало языческих наслоений присутствует и в самом праздновании
Крещения Господня.
Существует такой обычай «освящение скота» самими крестьянами.
После обедни в Крещение один из членов семьи берет с божницы
икону с зажженной перед нею свечою, другой кадильницу, третий топор,
четвертый надевает вывороченную наизнанку шубу и берет миску с
богоявленской водой и соломенное кропило. После чего вся семья
отправляется на скотный двор в следующем порядке: «спереди, согнувшись,
несет сын или брат хозяина топор, острием книзу, так что оно касается земли;
за ним кто-нибудь из женщин несет икону, далее идут с кадильницей и,
наконец, хозяин дома с чашею воды» (7,стр.37). Когда это торжественная
процессия при полном молчании останавливает посредине двора, где
разложен особый корм для скота, хозяйка выпускает скотину. Процессия
трижды обходит вокруг скота, окропляя св. водой каждую голову крупного и
мелкого скота в отдельности. Затем топор крестообразно перебрасывается
через скот, и участники процессии возвращаются в дом. Обряд этот возник во
времена далекой древности, когда храмов Господних было мало и хозяева
сами исполняли обязанности священника, окропляя св. водой свою скотину.
Тогда же этот христианский обычай подвергся языческим искажениям
«явился топор, пересекающий изурочье и напуск болезней на скотину» (7,
стр.38), и вывернутая наизнанку шуба, как средство угождения бесам.
Из числа других обычаев и обрядов язычества можно указать и на
такой, как гадания. Церковь считала мракобесием всевозможные суеверия и
тем более гадания, где, считалось, происходила связь с нечистой силой, что
было не допустимо для верующего человека. Но, несмотря на этот строгий
запрет церкви, гадания, и в том числе крещенские, были народной утехой
повсеместно. Гадания на Крещение, в общем, те же, что и на Новый год и на
Святки. Исключение составляет лишь так называемое гадание с кутьей,
состоящее в том, что гадальщицы, захвативши в чашку горячей кутьи и
спрятав ее под фартук или платок, бегут на улицу и первому встретившемуся
мужчине швыряют в лицо этой кашей, спрашивая при этом его имя. Более
оригинален другой способ крещенского гадания: в сочельник, после заката
солнца, девушки нагие выходят на улицу полоть снег, кидают его через плечо,
слушая в какой стороне послышится что-нибудь, значит, в ту сторону и замуж
выдадут.
Существует много примет, связанных с этим праздником:
«На Богоявление снег хлопьями – к урожаю.
Звездная ночь на Богоявление – урожай на горох и ягоды.
Если в этот день холодная ясная погода – лето засушливое будет,
если пасмурная и снежная погода – к обильному урожаю.
Если много лают собаки – будет много дичи и зверя.
Богоявление под полный месяц – к большому разливу» (5, стр313).
Таким образом, в данном случае нетрудно установить все признаки
того двоеверия, которое, как ржавчина, насквозь проело христианские обряды
наших предков.
Заключение.
В данном исследовании произошло знакомство с таинством
христианского крещения; были выявлены исторические корни возникновения
этого обряда Крещения; рассмотрено крещение как один из религиозных
праздников; найдены языческие традиции и обряды в праздновании
Крещения Господня.
Через раскрытие основных этапов священнодействия при
совершении христианского таинства Крещения и праздновании Крещения
Господня на Руси, убедились в том, насколько тесно переплетаются и
наслаиваются друг на друга культуры разных времен нашего народа, соединяя
язычество и христианство и создавая единую культуру русского народа.
И, в конечном итоге, гипотеза « Изучение народной культуры будет
не полным, если:
-не будут изучены народные обычаи и обряды;
- не будут выявлены исторические корни возникновения традиций,
обычаев и обрядов» получила свое логическое подтверждение.
Для более полного изучения народной культуры необходимо
продолжить исследование слияния и переплетения языческой и православной
культур на примерах празднования Пасхи, Масленицы, Рождества и др.
православных праздников.
Список использованной литературы
1. Балакина Т.И. История Отечественной культуры, М.,1994.
2. Библия
3. Вардугин В.И. Русская одежда.- Саратов, «Детская книга», 2001.
4. Горелова Н.Г. Родная история,1995.
5. Домоводство. Ижевск, «Квест», 1992.
6. Карамзин Н.М. Предания веков. М., «Правда», 1987
7. Максимов С.В. Крестная сила. Кемерово, 1991
8. Панкеев И.А. Круг земного бытия ,1997
9. Советский Энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия»,
1988
10. Христианство. Энциклопедический словарь, М., 1993