Презентация "Идеология коммунистов и советская детская литература"
Подписи к слайдам:
ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИСТОВ И СОВЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года В.И.Ленин говорил о недалёком, пусть и не сильно близком горизонте построения коммунистического общества: «Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества».
А.А.Фокин в своей монографии « "Коммунизм не за горами." Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960-х годов» пишет о 3-х различных коммунизмах: «аскетическом», «потребительском» и объединяющем скептиков по поводу возможного построения коммунистического общества. Зная историю, несложно догадаться что в начале существования Советского Союза в массовом сознании преобладал первый, «аскетический» коммунизм, а годы перестройки прошли под флагом скептицизма и за руку с идеологией потребительства.
Стремление к справедливости «не щадя живота своего», к экзальтированной мечте – это послереволюционное общество, 20-40 гг XX века. Мессианство давлеет над умами большинства, оно же отражается в художественных текстах для детей. Возникшая в это время дискуссия о нужности сказки, абсолютно непонятная сегодня, явилась следствием аскетичности взглядов, стремлении отказаться от всего лишнего ради начала новой истории.
Задача детской литературы на этом этапе – помочь строительству коммунизма, а значит показать грязь и убогость капиталистического мира и предъявить своему читателю нового героя, того самого «нового человека», о котором говорил Луначарский
Неизвестный герой Маршака («Рассказ о неизвестном герое» 1937 г.), Никита Барто («Никита» 1945 г.), Дядя Стёпа Михалкова (поэтическая пенталогия «Дядя Стёпа» печаталась частями с 1935 по 1981 гг.) – новые люди нового времени. Сима, из сказки Маяковского о толстом и тонком, - ещё один пример человеческого идеала, к которому должны были стремиться маленькие читатели. Он «деловит», «трудится вперегонки», «всех сумел бы вздуть» при необходимости, «защитник слабого», с красным орденом на груди, истый силач-коммунист («Сказка о Пете и Симе» 1925).
«Мистер Твистер» (1933 г.) Маршака, его же «Разговор в парадном подъезде» (1947 г.), «Незнайка» Носова (части публиковались с 1953 по 1966 гг), «Два капитана» Каверина (1940 г.) показывают нелицеприятность, антигуманность капиталистического или старого, прошедшего мира по сравнению с миром социализма, в котором живёт сегодняшний читатель.
Говоря об аскетизме и жертвенности стоит отдельно сказать о литературе военного и послевоенного времени. В детской книге появились дети-солдаты, дети-труженники тыла. Это и «Сын полка» Катаева (1944 г.), и «Молодая гвардия» А.Фадеева (1947г.), и «Дорогие мои мальчишки» Л.Кассиля (1944 г.).
Аскетизм в умах был направлен на обновление общества. Призыв Белинского, а после и Ленина «учиться» был услышан и детскими писателями. Появившиеся журналы для детей «Затейник» (1921г.), «Лесная газета» (выпущена отдельным изданием в 1928г.), «Костёр» (1936 г.), и книги таких писателей как Бианки, Пришвин, Паустовский стали одной из ступенек к познанию мира.
- Стихотворение Хармса «Миллион» (29 июня 1930г.) о безликих пионерах, превращенных в массу, вряд ли можно сказать, что автор радуется подобному изменению, ведь «вместо живых лиц пионеров читателю начинают мерещиться безглазые нули». А по-хармсовски «новый человек» - «с дубинкой и мешком», пусть и в социалистическом обществе («Из дома вышел человек...» 1937).
- Вспомним Олешу и его «Трёх толстяков» (1924 г.). Роман не рисует восставших непогрешимыми: трупы убитых после восстания, спектакли и развлечения, которые успокаивают недавно борющихся за свободу, да и сама Суок – сестра Тутти, и они непохожи лишь по прихоти судьбы.
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Социокультурная практика в образовательной системе Российской Федерации
- Государственные символы Российской Федерации
- Контрольно-измерительный материал (КИМ) на промежуточную аттестацию по обществознанию 6 класс
- Решение финансовой задачи №17 ЕГЭ профильного уровня. Дифференцированный платеж
- Конспект по подготовке к ЕГЭ "Рынок труда. Безработица"
- Рабочая программа по обществознанию 8 класс на 2020-2021 учебный год (УМК Л.Н. Боголюбов)