Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21века)

Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)
Направление,
его временные рамки
Содержание
(определение, его «опознавательные знаки»)
Представители
1.Постмодернизм
(начало 1970х – начало 21
века)
1.Это философско-культурологическое течение, особое
умонастроение. Возник во Франции в 1960-ые годы
атмосфере сопротивления интеллектуалов тотальному
наступлению массовой культуры на сознание человека. В
России, когда рухнул марксизм как идеология,
обеспечивающая разумный подход к жизни, ушло
рациональное объяснение и наступило осознание
иррациональности. Постмодернизм сосредоточил внимание
на феномене раздробленности, расколотости сознания
индивида. Постмодернизм не дает советов, а описывает
состояние сознания. Искусство постмодернизма иронично,
саркастично, гротескно (по И.П. Ильину)
2. По словам критика Парамонова Б.М., «постмодернизм –
это ирония искушенного человека, который не отрицает
высокого, но понял необходимость низкого»
Его «опознавательные знаки»:1. Отказ от какой-либо
иерархии. Стерты границы между высоким и низким,
важным и второстепенным, реальным и вымышленным,
авторским и неавторским. Сняты все стилевые и жанровые
различия, все табу, в том числе и на ненормативную лексику.
Отсутствует почтение к каким бы то ни было авторитетам,
святыням. Отсутствует стремление к какому-либо
Произведениями,
положившими начало
современной русской
постмодернистской
прозе, традиционно
считаются
«Пушкинский Дом»
Андрея Битова и
«Москва-Петушки»
Венедикта Ерофеева.
(хотя роман и повесть
были написаны в
конце 1960-ых годов,
фактами литературной
жизни они стали лишь
в конце 1980-ых годов,
после публикации.
положительному идеалу. Важнейшие приемы: гротеск;
ирония, доходящая до цинизма; оксюморон.
2.Интертекстуальность (цитатность). Поскольку границы
между действительностью и литературой упразднены, весь
мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что
одна из его задач-интерпретация наследия классиков. При
этом сюжет произведения чаще всего не имеет
самостоятельного значения, а главным для автора становится
игра с читателем, которому предполагается опознать
сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные
реминисценции (заимствования из классических
произведений, рассчитанные на читательскую память) в
тексте.
3. Расширение читательской аудитории за счет
привлечения массовых жанров: детективы, мелодрамы,
фантастика.
2.Неореализм
(ньюреализм, новый
реализм)
(1980ые-1990ые годы)
Границы очень подвижны
Это творческий метод, который опирается на традиции и в то
же время может использовать достижения других
творческих методов, сочетая в себе реальность и
фантасмагорию.
«Жизнеподобие» перестает быть главной характеристикой
реалистического письма; легенды, миф, откровение, утопия
органично соединяются с принципами реалистического
познания действительности.
Документальная «правда жизни» вытесняется в
тематически ограниченные сферы литературы,
Владимир Маканин
«Андеграунд, или
Герой нашего
времени»;
Людмила Улицкая
«Медея и ее дети»;
Алексей Слаповский
«Я-не я»
(первые шаги сделаны
воссоздающей жизнь того или иного «локального социума»,
будь то «армейские хроники» О.Ермакова, О. Хандуся, А.
Терехова или новые «деревенские» истории А.Варламова
(«Домик в деревне»). Однако наиболее отчетливо тяготение
к буквально понятой реалистической традиции проявляется в
массовом криминальном чтиве – в детективах и
«милицейских» романах А.Марининой, Ф. Незнанского, Ч.
Абдуллаева и других.
в конце 1970ых в
«прозе сорокалетних»,
к которой относится
творчество
В.Маканина, А.Кима,
Р.Киреева,
А.Курчаткина и
некоторых других
писателей.
3Неонатурализм
Истоки его – в «натуральной школе» русского реализма 19
века, с ее установкой на воссоздание любых сторон жизни и
отсутствием тематических ограничений.
Основные объекты изображения: а) маргинальные сферы
реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц, «будни»
мусорной свалки); б) маргинальные герои, «выпавшие» из
привычной социальной иерархии (бомжи, воры,
проститутки, убийцы). Наблюдается «физиологический»
спектр литературной тематики: алкоголизм, сексуальное
вожделение, насилие, болезнь и смерть). Показательно, что
жизнь «дна» интерпретируется не как «другая» жизнь, а как
обнаженная в своей абсурдности и жестокости обыденность:
зона, армия или городская помойка – это социум в
«миниатюре», в ней действуют те же законы, что и в
«нормальном» мире. Впрочем, граница между мирами
условна и проницаема, и «нормальная» повседневность
часто выглядит внешне «облагороженной» версией «свалки»
Сергей Каледин
«Смиренное
кладбище» (1987),
«Стройбат» (1989);
Олег Павлов
«Казенная сказка»
(1994) и
«Карагандинские
девятины, или Повесть
последних дней»
(2001);
Роман Сенчин
«Минус» (2001) и
«Афинские ночи»
4.Неосентиментализм
(новый сентиментализм)
Это литературное течение, которое возвращает,
актуализирует память культурных архетипов.
Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто
жизнь интимная), осознанная как основная ценность.
«Чувствительность» новейшего времени противопоставлена
апатии и скепсису постмодернизма, она миновала фазу
иронии и сомнения. В сплошь фиктивном мире на
подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные
ощущения.
Так называемая
женская проза:
М.Палей «Кабирия с
обводного канала»,
М. Вишневецкая
«Вышел месяц из
тумана», Л.Улицкая
«Казус Кукоцкого»,
произведения Галины
Щербаковой
5.Постреализм
(или метареализм)
С начала 1990ых годов.
Это литературное направление, попытка восстановить
целостность, приобщить вещь к смыслу, идею - к
реальности; поик истины, подлинных ценностей, обращение
к вечным темам или вечным прообразам современных тем,
насыщение архетипами: любовь, смерть, слово, свет, земля,
ветер, ночь. Материалом служат история, природа, высокая
культура. (по М.Эпштейну)
«Рождается новая «парадигма художественности». В ее
основе лежит универсально понимаемый принцип
относительности, диалогического постижения непрерывно
меняющегося мира и открытости авторской позиции по
отношению к нему»,- пишут о постреализме М. Липовецкий
и Н.Лейдерман.
Проза постреализма внимательно исследует «сложные
философские коллизии, разворачивающиеся в ежедневной
борьбе «маленького человека» с безличным, отчужденным
Писатели –
постреалисты:
Л.Петрушевская
В.Маканин
С.Довлатов
А.Иванченко
Ф.Горенштейн
Н.Кононов
О.Славникова
Ю.Буйда
А.Дмитриев
П Р О З А
(активная лекция)
Ведущие темы в
современной
литературе:
1. Автобиограф
изм в
современной
литературе
А.П.Чудаков.
«Ложится мгла на
хладные ступени»
А. Найман
«Рассказы об Анне
Ахматовой»,
«Славный конец
бесславных
поколений», «Сэр»
Л.Зорин
«Авансцена»
Н.Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи»
А.Терехов «Бабаев»
Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов»
житейским хаосом.
Частная жизнь осмысляется как уникальная «ячейка»
всеобщей истории, созданная индивидуальными усилиями
человека, проникнутая персональными смыслами,
«прошитая» нитями самых разнообразных связей с
биографиями и судьбами других людей.
М.Харитонов
В.Шаров
6.Постпостмодернизм
(на рубеже 20 и 21 веков)
Его эстетическая специфика определяется прежде всего
формированием новой художественной среды – среды
«технообразов». В отличие от традиционных
«текстообразов» они требуют интерактивного восприятия
объектов культуры: созерцание/ анализ/ интерпретация
заменяются проектной деятельностью читателя или зрителя.
Художественный объект «растворяется» в деятельности
адресата, непрерывно трансформируясь в киберпространстве
и оказываясь в прямой зависимости от конструкторских
умений читателя.
Характерными особенностями русского варианта
постпостмодернизма являются новая искренность, новый
гуманизм, новый утопизм, сочетание интереса к прошлому с
открытостью будущему, сослагательность.
Борис Акунин
2. Новая реалистическая проза
В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»
Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»
А. Волос «Хуррамабад», «Недвижимость»
А. Слаповский «Я-не я»
М.Вишневецкая «Вышел месяц из тумана»
Н.Горланова, В.Букур «Роман воспитания»
М.Бутов «Свобода»
Д. Быков «Орфография»
А.Дмитриев «Повесть о потерянном»
М. Палей «Кабирия с обводного канала»
3. Военная тема в современной литературе
В. Астафьев «Веселый солдат», «Прокляты и убиты»
О. Блоцкий «Стрекозел»
С. Дышев «До встречи в раю»
Г. Владимов «Генерал и его армия»
О. Ермаков «Крещение»
А.Бабченко «Алхан – Юрт»
А.Азальский «Диверсант»
4. Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна»
В.Войнович «Москва 2042», «Монументальная пропаганда»
В.Аксенов «Остров Крым», «Московская сага»
А.Гладилин «Большой беговой день», «Тень всадника»
А.Зиновьев «Русская судьба. Исповедь отщепенца»
С.Довлатов «Заповедник», «Иностранка. Филиал»
Ю.Мамлеев «Вечный дом»
А. Солженицын «Бодался теленок с дубом», «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Простерши глаза»
С.Болмат «Сами по себе»
Ю.Дружников «Ангелы на кончике иглы»
5. Русский постмодернизм
А.Битов «Пушкинский дом», В. Ерофеев «Москва-Петушки»
В.Сорокин «Очередь»,В.Пелевин «Жизнь насекомых»
Д.Галковский «Бесконечный тупик»
Ю.Буйда «Прусская невеста»
Э.Гер «Дар слова»
П.Крусанов «Укус ангела»
6. Трансформация истории в современной литературе
С.Абрамов «Тихий ангел пролетел»
В.Залотуха «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)»
Е.Попов «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину»
В.Пьецух «Заколдованная страна»
В.Щепетнев «Шестая часть тьмы»
7. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе
А.Гладилин «Французская Советская Социалистическая Республика»
В.Маканин «Лаз»
В.Рыбаков «Гравилет «Цесаревич»
О.Дивов «Выбраковка»
Д.Быков «Оправдание»
Ю.Латынина «Ничья»
8. Современная эссеистика
И.Бродский «Меньше единицы», «Полторы комнаты»
С.Лурье «Толкование судьбы», «Разговор в пользу мертвых», «Успехи ясновидения»
В.Ерофеев «Поминки по советской литературе», «Русские цветы зла», «В лабиринте проклятых вопросов»
Б.Парамонов «Конец стиля: Постмодернизм», «След»
А. Генис «Раз: Культурология», «Два: Расследования», «Три: Личное»
9. Современная поэзия.
Поэзия рубежа 20-начала 21 века испытала на себе влияние постмодернизма. В современной поэзии выделяются два основных поэтических
направления:
к о н ц е п т у а л и з м
м е т а р е а л и з м
Появляется в 1970 году. В основе определения лежит
представление о концепте (концепт – от латинского
«понятие») – понятие, идея, возникающие у человека при
восприятии значения слова. Концепт в художественном
творчестве - это не просто лексическое значение слова,
но и те сложные ассоциации, которые возникают у
каждого человека в связи со словом, концепт переводит
лексическое значение в сферу понятий и образов, давая
богатые возможности для его свободной трактовки,
домысливания и воображения. Один и тот же концепт
может быть понят разными людьми по-разному, в
зависимости от личного восприятия каждого,
образованности, культурного уровня и определенного
контекста.
Поэтому Вс. Некрасов, стоящий у истока
концептуализма, предлагал термин «контекстуализм».
Представители направления: Тимур Кибиров, Дмитрий
Пригов, Лев Рубинштейн и другие.
Это литературное течение, изображающее нарочито
усложненную картину окружающего мира с помощью
развернутых, взаимопроникающих метафор.
Метареализм – это не отрицание традиционного,
привычного реализма, а расширение его, усложнение
самого понятия реальности. Поэты видят не только
конкретный, зримый мир, но и много тайных, не
видимых невооруженным глазом вещей, получают дар
прозревать саму их сущность. Ведь та реальность,
которая нас окружает, не является единственной,
считают поэты – метареалисты.
Представители направления: Иван Жданов, Александр
Еременко, Ольга Седакова и другие.
10. Современная драматургия
Л.Петрушевская «Что делать?», «Мужская зона. Кабаре», «Опять двадцать пять», «Свидание»
А.Галин «Чешское фото»
Н. Садур «Чудная баба», «Панночка»
Н.Коляда «Канотье»
К.Драгунская «Рыжая пьеса»
11. Возрождение детектива
Д.Донцова «Привидение в кроссовках», «Гадюка в сиропе»
Б.Акунин «Пелагея и белый бульдог»
В.Лавров «Град Соколов – гений сыска»
Н.Леонов «Защита Гурова»
А.Маринина «Украденный сон», «Смерть ради смерти»
Т.Полякова «Мой любимый киллер»
Использованная литература:
1. Т.Г. Кучина. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс. Учебное пособие. Элективные курсы. М. «Дрофа», 2006.
2. Б.А. Ланина. Современная русская литература. 10-11 класс. М., «Вентана-Граф», 2005.