Читательская конференция "Современная литература и я-читатель"

ГАОУ СПО «ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА г. ОРСКА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ
С.А.СОЛНЕЧНИКОВА»
Открытое внеклассное мероприятие
Читательская конференция
«Современная литература и Я – читатель»
Автор: преподаватель литературы высшей категории Чулкова Л.Г.
Стаж работы – 18 лет
Г. Орск, 2014
В основе данного внеклассного мероприятия лежит технология читательской
конференции. Цель - формирование и развитие читательской мотивации студентов,
организация ценностно ориентирующего обсуждения произведений современной русской
литературы. Значимым моментом является активное участие в конференции учащихся
разных групп, преподавателей-предметников, классных руководителей, библиотекарей и
родителей.
Тип документа – разработка внеклассного мероприятия по литературе
Целевой возраст – 16-18 лет
Открытое внеклассное мероприятие по литературе для студентов II курса.
Тема: «Современная литература и Я – читатель».
Вид мероприятия: читательская конференция
Цель конференции:
1. Пробуждать интерес молодого читателя к явлениям новейшей русской литературы
2. Развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать
прочитанное.
3. Формировать навыки публичных выступлений.
4. Пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров.
5. Осваивать читательские компетенции.
Применяемые технологии: Технология читательской конференции, ИКТ, проектная
деятельность.
Оборудование: компьютер, книги-буклеты, читательские дневники, отрывки из
произведений, видео-, аудио-фрагменты.
Ход мероприятия:
I. Оргмомент. Проверка готовности студентов к уроку.
II. Мотивация. Целевая установка
Вступительное слово преподавателя:
(Слайд) В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно
назвать духовным лекарством для всех, кто заботится о своем нравственном здоровье.
К сожалению, за последние десять лет число читающих в нашей стране резко
снизилось. Из 1600 опрошенных людей (по данным «Левады-центра») ежедневно читают
книги 22%, от случая к случаю - 42%, никогда не читают - 36%.
Что же читают современные студенты? В результате анкетирования студентов
техникума и устного опроса их родителей выяснилось, что большинство ребят читают
только произведения из школьной программы, а также интересуются зарубежной
фантастикой. С современной же отечественной литературой они не знакомы. Вот почему
мы сегодня будем говорить о новейшей русской литературе, знакомиться с лучшими
произведениями современных отечественных авторов.
(Слайд) Прошу вас сформулировать цель конференции. Для этого воспользуйтесь
подсказкой ( глаголами познакомиться, развивать, добывать, анализировать,
пропагандировать, повышать).
После ответов преподаватель показывает на слайде цель мероприятия:
-познакомиться с новейшими произведениями отечественной литературы (произведения
Б.Акунина, П.Санаева, архимандрита Т.Шевкунова, З.Прилепина), развивать способности
самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать навыки
публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и
жанров, повышать интерес к чтению, осваивать читательские компетенции.
III. Объяснение нового материала
Преподаватель:
Современная литература приобрела принципиально новый характер. Это не только
новые авторы и названия, это новые законы, особенности, направления. Сегодня
ассортимент предлагаемой литературы огромен, и читателю подчас сложно разобраться
во всём этом многообразии (слайд).
Каковы же основные тенденции и общие закономерности развития российской
литературы последнего десятилетия?
(Слайд) Русская литература продолжает развиваться, основные её направления
постмодернизм, реализм (во всех его разновидностях) и неосентиментализм. Современные
произведения рисуют образ хаотичного мира, стирая грань между высоким и чистым,
часто с пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без
ограничения.
(Слайды)
Характерны е черты современной литературы
1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве.
2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература
живёт по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием
литературы являются трагические противоречия действительности».
3. Жанровые трансформации. Стирается грань между художественной литературой и
документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник,
исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе
предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит — рассказ.
4. Диалог культур — проза современных отечественных писателей находится в едином
экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов. «В
новой России писатель обречён быть современным. Он стоит у той же развилки, что
и любой другой автор, живущий в самом конце XX века» (Генис А.).
5. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера.
6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-
шестидесятники (В. Аксёнов, В. Войнович, а. Солженицын, Ф. Искандер и др.);
авторы поколения 1970-х гг. (С. Довлатов, А Битов, В. Л. Петрушевская, В. Токарева
и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая,
Б.Акунин и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 1990-х гг. (А.
Гостева, З.Прилепин, Б. Ширянов, П.Санаев и др.).
7. Ключевая проблема современной прозы - поиск нового героя.
IV. Защита проектов. Презентация книги.
(Слайд) Преподаватель: Перед конференцией нами была проделана следующая работа:
1. Определены группы участников.
2. Выбраны произведения современной отечественной прозы.
3. Проведен сбор биографического материала, фотографий писателей-современников.
4. Подготовлена презентация книги по плану.
5. Подготовлено инсценирование отрывка из произведения.
Итак, сейчас каждая группа представляет выбранную книгу по общему для всех плану
(см. приложение №1).
(Слайд) Время выступления каждой группы-15минут. Все присутствующие на
конференции ведут читательский дневник.
(Слайд с музыкой)
Преподаватель: ярким образцом современной литературы являются книги Б.Акунина,
самая популярная- «Приключения Э.Фандорина»
Выступление 1 группы. «Приключения Эраста Фандорина» Б.Акунина.
Студенты:
Борис Акунин (настоящее имя Григо
́
рий Ша
́
лвович Чхартишви
́
ли) русский писатель,
переводчик, общественный деятель.
Помимо принесших ему известность романов и повестей из серии «Приключения
Эраста Фандорина», Акунин создал серии «Приключения сестры Пелагии»,
«Приключения магистра», был составителем сборника наиболее ярких произведений
современных западных беллетристов «Лекарство от скуки».
Эраст Петрович Фандорин герой серии исторических детективов «Приключения
Эраста Фандорина.
Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: его черты - благородство,
образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст
Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам,
хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.
Преподаватель: Как называлась 1 повесть из этого цикла? О чем она?
Студенты: Это была повесть «Азазель»
Служа в 1876 году в чине коллежского регистратора Фандорин занимает должность
письмоводителя в сыскном управлении и волей случая вовлечен в расследование
загадочного самоубийства студента, обернувшегося разоблачением таинственной
организации «Азазель».
Фандорину удается распутать дело «Азазеля», в результате чего он поступает на
службу в Третье отделение личной канцелярии императора. Кроме того, он знакомится с
17-летней Елизаветой Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его
женой. Однако Лизанька трагически погибает сразу после венчания. Это событие
приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты — седые виски и
легкое заикание. Кроме того, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что
Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению
автора — «становится эмоциональным инвалидом»).
Студенты: еще одно известное произведение - «Турецкий гамбит»
1876—1878 годы. Балканы, Османская империя. Впав в отчаяние после гибели
любимой, Эраст Петрович отправляется на Балканы как сербский волонтёр. Фандорин
участвует в Русско-турецкой войне. На его долю выпадет и тяжелые бои, и плен, и
тяжелая контузия. Выиграв в нарды у Видинского губернатора свободу, он направляется в
ставку российского главнокомандующего, так как ему известны сведения чрезвычайной
важности. По дороге он встречает Варвару Андреевну Суворову. Вместе им придется
заняться поисками турецкого шпиона Анвара-эфенди, по некоторым данным,
находящегося в русской ставке.
Преподаватель: Повесть «Турецкий гамбит» легла в основу одноименного фильма,
кадры из которого мы с вами сейчас посмотрим (кадры из фильма).
Преподаватель: Серия повестей о Фандорине завершена?
Студенты: Нет. В 2013 г вышла новая повесть «Черный город».
Действие нового произведения об Эрасте Фандорине происходит накануне Первой
мировой войны в Баку, великолепном и страшном городе нефти, пламенных террористов
и восточных разбойников. На этот раз великому сыщику достался противник, победить
которого, кажется, невозможно.
Преподаватель: Итак, ребята, у вас есть возможность окунуться в мир
увлекательных приключений вместе с Эрастом Фандориным. Читайте Б.Акунина!
Выступление 2 группы. Роман З. Прилепина «Санькя»
Преподаватель: В начале 90-х годов в общественной жизни нашей страны появилось
национал-радикальное движение. Что привлекает людей к участию в нем? Какие цели на
самом деле оно преследует? И, если оно оказывает влияние на общество, в чем это
влияние заключается? Почему большинство участников – молодежь?
На эти вопросы пытается ответить молодой, но уже популярный автор – Захар Прилепин в
романе «Санькя».
Студенты:
Писатель родился 7 июля 1975 года в деревне Ильинка Рязанской области, в семье
учителя и медсестры, закончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет,
и Школу публичной политики, в качестве командира отделения ОМОН принимал участие
в боевых действиях в Чечне, а с 2003 г. публикует прозу в таких крупных изданиях как
«Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета»,
«Север».
Активная литературная деятельность ( Прилепин является автором книг
«Патологии», «Санькя», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой: «Именины сердца» и
др.) сочетается у писателя с активной гражданской позицией.
Книга «Санькя» была опубликована весной 2006 года. В 2006 году роман вышел в
финал премии «Национальный бестселлер», в 2007 году – в финал премии «Русский
Букер», ему вручена всекитайская литературная премия «Лучший зарубежный роман
года». В том же году Захар Прилепин получил премию «Ясная Поляна», с формулировкой
«За выдающееся произведение современной литературы – роман «Санькя». По данным
книжных сетей роман неизменно входит в «Тор-20» продаж в категории «Современная
русская литература».
Преподаватель: О чем этот роман?
Студенты: Время действия - начало 2000-х. Герой романа Саша Тишин, активист
патриотического «Союза созидающих» - представитель нового поколения молодежи.
Родные его зовут Санькя. Характеристику персонажа целесообразно начать с его
отношения к стране и людям, живущим в ней, к революции и партии. Одним из
показательных является следующее рассуждение Саши Тишина: «Гребаная страна, и в ней
надо устроиться куда-то. Мести двор, мешать раствор, носить горшки, таскать тюки и
вечером смотреть в телевизор, где эти мерзейшие твари кривляются, рассказывая, как они
заботятся о тебе. Их лица… Последнее время Саша начинал болеть, когда видел их лица.
Вглядывался в их рты и глаза. Выключал звук порой, и тогда мерзость личин становилась
настолько наглядной, что злые мурашки прыгали по спине. Надо устроиться на работу, да.
И телевизор не смотреть. Иначе вовсе невыносимо».
Герой ненавидит власть и негативно относится к окружающему «быдлу» - той самой
толпе, из которой нельзя выделить ни одной личности, для которой норма –
«телевизионные каналы, каждый из которых напоминал внезапно разорвавшийся
целлофановый пакет с мусором - жжик, и посыпалось прямо на тебя что-то обильное,
разноцветное и несвежее». Молодой человек, умеющий любить, быть хорошим сыном и
заботливым внуком, не желает «прогибаться» под реалиями жизни. Он активно действует
в уличных акциях, круша все вокруг. Саша и прочие союзники уже решили, что
революция необходима. Надо совершить переворот, а дальше… «О достижении власти он
никогда не думал всерьез, власть его не интересовала, он не знал, что с ней делать»
Постепенно хулиганские игры перерастают в более серьезные опасные действия.
Сначала он выступает лидером, организовывая мелочный, в самом деле «хулиганский»
налет на Макдональдс. Он сам до конца не понимает, ради чего делает это. Ему хочется
доказать всем, что он прав, партия права, сопротивление ей – бесполезно, вот только
первый акт этого протеста выглядит как детский каприз. Однако на следующий же день
он узнает о более серьезном поступке Яны, девушки, в которую он влюблен.
«Политическая акция», которая состояла в том, чтобы сбросить на голову президенту
пакет с объедками, повлекла за собой ужасные последствия. Яне нанесли тяжелые
физические травмы, выбили зубы. Это просто потрясает Сашу. «Президента нам не
простят», - понимает он и считает, что прошло время криков на площади и драк. Нужно
действовать. И именно в этот момент он становится предводителем группы.
Финал произведения особенно ярок. Совершая последний отчаянный поступок, он ведет
отряд на захват мэрии, не испытывая в это время сам никакого эмоционального подъема,
ведет – чтобы погибнуть.
Преподаватель: Почему это произведение стоит прочитать?
Студенты: Этот роман стоит прочитать, чтобы понять мотивы, подвигающие молодых
людей в России на революционный путь. Самим молодым людям осознать, что порой их
просто используют как «пушечное мясо». Осознать, что любые идеи ничто в сравнении со
своей семьей.
Выступление 3 группы. Повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»
(Слайд) Преподаватель: Я хочу представить вам еще одно новое произведение
повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»
Студенты:
Повесть была написана П.Санаевым в 1994 году. В 1996 ее опубликовали в журнале
«Октябрь», и в том же году ей была присуждена премия журнала за лучший дебют.
Несколько лет повесть жила на журнальных страницах. Читатели, которым полюбилась
история Саши Савельева, передавали журнал друзьям, экземпляры с повестью
пользовались повышенным спросом в библиотеках, но большие издательства словно не
замечали произведение, которому суждено было через несколько лет взорвать
отечественный книжный рынок и обрести культовый статус.
Книга Павла Санаева посвящена его отчиму Ролану Быкову. В ней немало
автобиографичного, многие события происходили в реальности. Автор книги - сын
актрисы Елены Санаевой, внук народного артиста Всеволода Санаева.
Преподаватель: о чем это произведение?
Студенты: Это повесть о мальчике Саше Савельеве. Он живет у дедушки и бабушки,
потому что они не доверяют воспитание ребенка своей дочери. Бабушка ненавидит и
осуждает беспутную дочь, потому что та нашла нового мужа, «карлика –кровопийцу».
Бабушка по-странному любит своего внука, она видит в мальчике живую куклу, которую
можно лечить, опекать, наказывать. Такая самоотверженная забота помогает ей ощутить
свою значимость и острее упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми,
чёрствыми и неблагодарными окружающими. Ребёнок, которого она учит ненавидеть
мать, плохо поддаётся этой обработке и пытается вырваться из-под пресса домашней
тирании. Лишенный материнства мальчик – объект неистовой бабушкиной любви – живет
на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств, да так, что
все участники этой простой истории становятся жертвами друг друга. Нам жаль всех,
однако будем на стороне маленького ребенка, живущего на положении заложника. Никто
не хочет уступать, и эта взаимная глухота ведет к безумию и страшным страданиям всех
участников конфликта.
Преподаватель: Почему книга имеет такое название?
Студент: Объяснить это поможет финальный эпизод:
Уличный фонарь отбрасывал через окно на потолок бело-голубой отсвет, на котором
черным крестом оттенялась оконная рама. Крест! Кладбище!
Мама! — испуганно прижался я. — Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я
вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.
Что?
Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Ты
обещаешь?
Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала. За окном шел снег.
Преподаватель:
«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой.
Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой
крестягой. Так я с четырёх лет и вишу. Свою повесть я решил начать с рассказа о купании,
и не сомневайтесь, что рассказ этот будет интересным. Купание у бабушки было
значительной процедурой, и вы в этом сейчас убедитесь» - так начинается это
произведение. Давайте вместе прочитаем первые страницы повести и окажемся в детском
мире Саши Савельева.
Выразительное чтение по ролям отрывка из повести П.Санаева «Похороните меня
за плинтусом»:
Преподаватель: Чем закончится история С.Савельева? Об этом вы узнаете,
прочитав произведение.
Выступление 4 группы. Т.Шевкунов «Несвятые святые».
Преподаватель: (Слайд, звучит музыка) В начале 2000 годов появилось еще одно
направление в современной русской литературе – литература духовная, одним из ее видов
стала монастырская поэзия и проза. Мы познакомимся с произведением архимандрита
Тихона Шевкунова «Несвятые святые», и вот почему.
Студенты:
Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» вышла в свет в 2012 году. Она стала
победителем национальной премии «Книга года». Эту книгу можно назвать
энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней.
Начинается книга занимательно: молодые люди от 18 до 26 лет стали послушниками
Псково-Печерского монастыря. Здоровые, сильные, умные. Один блестяще окончил
математический факультет университета, другой был известным в Ленинграде
художником. Еще один основную часть жизни провел в Нью-Йорке, где работал его отец,
и пришел в монастырь с третьего курса института. Самый юный сын священника,
талантливый резчик, только что завершил учебу в художественном училище. Другой
окончил сценарный факультет ВГИКа. В общем, карьера каждого обещала стать самой
завидной.
Так почему же они пришли в монастырь, почему всей душой желали остаться здесь
навсегда? Потому, что каждому открылся прекрасный, несравнимый духовный мир. И он
оказался притягательнее, нежели тот, в котором они к тому времени прожили свои
недолгие годы. Об этом прекрасном мире, где живут по совершенно иным законам, чем в
обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий,
испытаний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, — о могущественных
явлениях силы и помощи Божией и рассказал в этой книге отец Тихон Шевкунов.
Преподаватели: Кто является героями книги?
Студенты:
Героями рассказов, помимо великих старцев, наместников монастырей становятся
Булат Окуджава, Сергей Бондарчук, Андрей Битов, теща маршала Жукова, автор
известных песен иеромонах Роман, генеральный прокурор, притворившийся монахом
воришка, президент Ельцин…
Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история 90-х годов
незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала
восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы.
Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух
времени, когда возрождались и воскресали храмы души православного народа.
В этих рассказах столько жизни и занимательности и, нет никакого приторного
умиления, наставления и поучения.
Преподаватель: Я предлагаю вам послушать аудиофрагмент из книги рассказ
«Пещера». Читает актер Б.Плотников.
Преподаватель: Ребята, а о чем заставил задуматься этот фрагмент?
V. Подведение итогов.
Преподаватель: Сегодня мы познакомились с известными новейшими произведениями
русской литературы. Прошу всех участников проголосовать за понравившиеся книги.
Каждый участник, работая с читательским журналом, пусть решит, какую книгу он будет
читать в первую очередь, объяснит свой выбор. По итогам голосования мы определим
книги - лидеры.
Преподаватель еще раз обращается к цели конференции и просит студентов
определить, были ли достигнуты ее цели?
По итогам голосования определяются книги лидеры. Они ставятся на «золотую полку».
VI. Рефлексия
Преподаватель: В заключение мероприятия прошу вас высказаться по поводу организации
и проведения конференции:
Что понравилось?
Какую книгу захотелось сразу прочитать?
Что не понравилось?
Что учесть в следующий раз?
Преподаватель: Спасибо за совместную работу. Еще раз хочу призвать вас читать. Ведь
то, кто не читает, перестает мыслить и развиваться.
Приложение 1
Примерный план презентации книги.
1. Автор, название книги, жанр.
2. Кому, по-вашему, будет интересна книга?
3. Время и место действия книги.
4. Главные герои книги.
5. Какие проблемы поставлены автором в произведении?
6. Что вам дало чтение этого произведения?
Приложение 2
Читательский дневник
Автор
Название
Жанр
О чем произведение
Мои впечатления
(понравилось -не
понравилось, буду
читать – мне не
интересно)
Приложение 3
Отрывок из повести «Похороните меня за плинтусом»
Начиналось все довольно мирно. Ванна, журча, наполнялась водой, в которой плавал
пластиковый термометр. Все время купания его красный столбик должен был
показывать 37,5. Почему так, не знаю точно. Слышал, что при такой температуре
лучше всего размножается одна тропическая водоросль, но на водоросль я был похож
мало, а размножаться не собирался. В ванную ставились рефлектор, который дедушка
должен был выносить по хлопку бабушки, и два стула, которые накрывались
полотенцами. Один предназначался бабушке, другой… не будем забегать вперед.
Итак, ванна наполняется, я предчувствую «веселую» процедуру.
Саша, в ванную! зовет бабушка.
Иду! бодро кричу я, снимая на ходу рейтузы из стопроцентной шерсти, но
путаюсь в них и падаю.
Что, ноги не держат?!
Я пытаюсь встать, но рейтузы цепляются за что-то, и я падаю вновь.
Будешь надо мной издеваться, проклятая сволочь?!
Я не издеваюсь!
Твоя мать мне когда-то сказала: «Я на нем отыграюсь». Так знай, я вас всех
имела в виду, я сама отыграюсь на вас всех. Понял?!
Я смутно понимал, что значит «отыграюсь», и почему-то решил, что бабушка утопит
меня в ванне. С этой мыслью я побежал к дедушке. Услышав мое предположение,
дедушка засмеялся, но я все-таки попросил его быть настороже. Сделав это, я
успокоился и пошел в ванную, будучи уверенным, что если бабушка станет меня
топить, то ворвется дедушка с топориком для мяса, я почему-то решил, что ворвется
он именно с этим топориком, и бабушкой займется. Потом он позвонит маме, она
придет и на ней отыграется. Пока в моей голове бродили такие мысли, бабушка давала
дедушке последние указания насчет рефлектора. Его надо было выносить точно по
хлопку.
Последние приготовления закончены, дедушка проинструктирован, я лежу в воде,
температура которой 37,5, а бабушка сидит рядом и мылит мочалку. Хлопья пены
летают вокруг и исчезают в густом паре. В ванной жарко.
Ну, давай шею.
Я вздрогнул если будет душить, дедушка, пожалуй, не услышит. Но нет, просто
моет…
Вам, наверное, покажется странным, почему я не мылся сам. Дело в том, что такая
сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а
сволочь постоянно гниет, и купание может обострить все ее сволочные болезни. Так
объясняла бабушка, намыливая мочалкой мою поднятую из воды ногу.
А почему вода такая горячая?
На градус выше тела, чтобы не остывать.
Я думал, водоросль.
Конечно, водоросль! Тощий, зеленый… Не нога, а плетка. Спрячь под воду,
пока не остыла. Другую давай… Руки теперь. Выше подними, отсохли, что ли?
Развернись, спину потру.
Я развернулся и уткнулся лбом в кафель.
Не прислоняйся лбом! Камень холодный, гайморит обострится.
Жарко очень.
Так надо.
Почему никому так не надо, а мне надо? Этот вопрос я задавал бабушке
часто.
Так никто же не гниет так, как ты. Ты же смердишь уже. Чувствуешь?
Я не чувствовал.
Но вот я чистый, надо вылезать. Облегченно вздохнув, я понимаю, что сегодня
бабушка меня не утопит, и выбираюсь из ванны.
Надевая колготки синие, шерстяные, которые дорого стоят и нигде не достать, я
почувствовал запах гари. Одна колготина доходила лишь до щиколотки. Самая ценная
ее часть, та, которая образует носок, увы, догорала на рефлекторе.
Вонючая, смердячая сволочь! (Мне показалось, что зубы у бабушки лязгнули.) Твоя
мать тебе ничего не покупает! Я таскаю все на больных ногах! Надевай, замотаю
полотенцем ногу!
Надев колготки до конца, я поднял ногу, пальцы которой торчали из сгоревшей
колготины, и вручил ее бабушке. Бабушка принялась накручивать на нее вафельное
полотенце наподобие портянки, а я от нечего делать стал изучать себя в зеркале. В
ванной было так жарко, что я сделался красным, как индеец. Сходство дополняли
полотенце на голове и пена на носу. Засмотревшись на индейца, я забыл, что мы с
бабушкой выполняем на шатком стуле почти цирковой номер, потерял равновесие и
полетел в ванну.
Сво-о-оло-очь!!! Пш-шш!! Бах!!
Тем временем дедушка смотрел футбол. Чу! Его тугое ухо уловило со стороны ванной
странный звук.
Рефлектор надо выносить! решил он и побежал.
Бежал он быстро и впопыхах схватил рефлектор за горячее место. Пришлось
отпустить. Рефлектор описал дугу и упал бабушке на колени. Подумав, что, услышав
всплеск, дедушка бросился меня спасать и неудачно отыгрался на бабушке, я хотел
было все объяснить, но в ванной уже бушевала стихия.
Список использованных источников
1. Беляков С. Заговор обреченных, или Захар Прилепин как зеркало несостоявшейся
русской революции / С. Беляков // Новый мир. – 2006. № 10. – С. 171–175.
2. Хализев, Валентин Евгеньевич. Теория литературы : Учеб.для вузов . 2-е изд. — М. :
Высш.шк., 2000 . 398 c. C. 102-129.
3. Прилепин, Захар Санькя: Роман. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2009. – 368 с.
4. Тимина С. И. Современная русская литература:Учеб.для вузов.-3-е изд.-М.: Академия.,
2013.
5. http://www.rsl.ru. РГБ. Современная русская литература.
6. http://www.centreculturelrusse.be/ru Современная русская литература. Краткий обзор.
7. http://www.afisha.ru/books
8. http://festival.1september.ru/articles/609369/Технология читательской конференции.
http://www.pravoslavie.ru/sm/48308.htm/ Несвятые святые.
9. http://plintusbook.ru/ Сайт книги П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».
10. http://www.akunin.ru/
11. Борис Акунин. Материал из Википедии https://ru.wikipedia.
12. http://www.myshared.ru/slide/352230/ Путеводитель по современной русской прозе.
Холодырёва О.Н. МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей», 2009 г. презентация.