Методическая разработка "Работа над пьесами в подготовке к публичному выступлению"
Управление культуры АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»
Методическая разработка открытого урока по предмету «Фортепиано»
на тему:
«Работа над пьесами в подготовке к публичному выступлению".
Королёва Евгения Николаевна
преподаватель фортепиано МАУДО
"Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа"
Сыктывкар, 2021
Пояснительная записка
Данная работа посвящена развитию исполнительского творчества учащихся по предмету «Фортепиано». Во
введении определены место и роль публичных выступлений в образовательном процессе. Раскрыты цели и задачи,
направленные на развитие творческих способностей учащихся. Основная часть работы состоит из технологической
карты урока и методических рекомендаций к проведению урока, списка использованной литературы.
Введение
Реализация творческих способностей учащихся, их потребность в самовыражении является одной из задач рабочей
программы по предмету «Фортепиано». Как предусмотрено федеральными государственными требованиями по
Дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе, публичные выступления по данному
предмету являются обязательными и проходят 2 раза в год: академический зачёт в I полугодии и переводной
академический зачёт во II полугодии. Кроме этого, учащиеся могут принять участие в конкурсных мероприятиях
республиканского, муниципального, учрежденческого уровня, концертных мероприятиях учрежденческого и
муниципального уровня, а также на родительских собраниях. Таким образом, публичные выступления - неотъемлемая
часть учебного процесса учащихся и всей жизни школы.
Цель данной работы состоит в том, чтобы подготовить учащегося к яркому, запоминающемуся, с минимальными
потерями, выступлению, помочь ему передать слушателям свои исполнительские замыслы. Публичные выступления –
своеобразный итог предшествующего развития способностей учащегося, позволяющий определить, насколько им
освоены поставленные педагогом задачи: его заинтересованность в занятиях музыкой, уровень сформированности его
комплекса знаний, умений и навыков, умение дисциплинировать себя в учебной деятельности и домашних занятиях,
умение анализировать свои выступления и принимать соответствующие решения. Исходя из этого, педагог выстраивает
свою дальнейшую работу.
В данной разработке автор говорит о важности воспитания в учащихся творческого воображения, творческого
внимания и сценического самочувствия, которые, по словам выдающегося педагога советской фортепианной школы
Льва Баренбойма, составляют комплекс эмоциональных способностей, позволяющий учащимся эмоционально
откликаться на искусство и испытывать потребность воплощать и передавать другим свои замыслы.
Технологическая карта урока
Преподаватель - Королёва Евгения Николаевна,
Учащийся - Белых Тимофей, 3класс СДМХШ.
Учебный предмет– Фортепиано, ДОПП «Хоровое пение - 8»
Тема урока: «Работа над пьесами в подготовке к публичному выступлению».
Цель урока: Освоение методов работы над произведениями в подготовке к публичному выступлению.
Задачи урока:
• Закрепление учащимся теоретических знаний в работе над произведениями;
• Закрепление учащимся умений и навыков игры в работе над произведениями;
• Развитие эмоционального восприятия учащимся исполняемой музыки;
• Развитие умения использовать в работе разные источники информации;
• Формирование навыков самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
• Применение учащимся теоретических знаний и практических умений и навыков в работе над произведениями;
• Применение учащимся умения использовать в работе разные источники информации.
2) Личностные:
• Увлечённость творческой деятельностью;
• Эмоциональное восприятие произведений искусства;
3) Метапредметные:
Регулятивные: организация учебной деятельности. Желание самостоятельно достичь успехов в работе над
произведениями, применяя аналитические способности в постановке целей и задач, находя наиболее
эффективный способ для их решения;
Познавательные: умение работать с разными источниками информации, применяя аналитический подход.
Коммуникативные: развитая речевая деятельность, умение вести диалог с собеседником.
Форма урока: индивидуальная.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Время проведения урока - 40 минут.
Материальное обеспечение урока - 2 фортепиано, стулья, смартфон, нотный материал.
Образовательные технологии:
• Информационно-коммуникационные
• Проблемно-поисковые
• Коммуникативно-диалоговые
• Межпредметные связи
• Здоровьесберегающие
Методы работы:
• словесный
• практический
• наглядно-слуховой
• аналитический
• эмоциональный
• метод контроля
План урока
№
Этап урока
Приемы и методы
Музыкальный
материал
Время
(мин)
1.
Организационный момент
Словесный
1 мин
2.
Приветствие.
Озвучивание темы урока.
Словесный
3 мин
3.
Проверка домашнего задания
Анализ текста, образное содержание,
сложности исполнения.
Форма. Особенности строения.
Динамический план.
Методы: словесный, аналитический,
практический, метод контроля.
Технологии: Межпредметные связи.
Р. Шуман
Смелый
наездник.
М. Парцхаладзе
Грустный напев
5 мин
4.
Повторение пройденного. Работа над
произведением Р. Шумана «Смелый
наездник».
Методы: словесный, аналитический,
практический, метод контроля, метод
показа, эмоциональный.
Технологии: коммуникативно-
информационные, коммуникативно-
диалоговые, межпредметные связи.
Р. Шуман.
«Смелый
наездник»
10 мин
5.
Физкультпауза
Методы: словесный, практический, метод
показа.
Здоровьесберегающие технологии.
Физические
упражнения
1 мин
6.
Повторение пройденного. Работа над
произведением М. Парцхаладзе
«Грустный напев»
Практический, словесный, эмоциональный,
аналитический, метод показа, метод
контроля.
М. Парцхаладзе
«Грустный
напев».
10 мин
7.
Формирование целостного музыкально-
исполнительского образа в
произведениях: Р. Шумана «Смелый
наездник» и М. Парцхаладзе «Грустный
напев».
Словесный, практический, наглядно-
слуховой, аналитический, эмоциональный,
метод показа.
М. Парцхаладзе.
«Грустный
напев».
10
мин.
8.
Подведение итогов урока.
Словесный, аналитический.
3 мин
Основное содержание урока
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Планируемые
результаты,
формируемые
универсальной
учебной
деятельностью
Организационный
момент
Приветствие.
Представление участников урока.
Создание условий для активной
деятельности учащегося;
преподаватель задаёт
соответствующие вопросы с тем,
чтобы учащийся почувствовал
комфортную для работы обстановку,
например: «Как ты себя чувствуешь?
Какое у нас сегодня мероприятие?
Ты готов к работе?»
Приветствует преподавателя и
гостей урока, говорит о своём
хорошем самочувствии и
готовности к занятию.
Личностные:
положительный
эмоциональный
настрой, мотивация
учебной деятельности
путём осознания
учащимся важности
данного мероприятия.
Коммуникативные:
поддерживает диалог с
преподавателем.
Озвучивание
темы урока.
Объявляет тему урока и его этапы.
Воспринимает информацию.
Познавательные:
обдумывает
услышанное.
Проверка
домашнего
задания
Преподаватель просит сделать
краткий анализ произведений Р.
Шумана «Смелый наездник» и М.
Парцхаладзе «Грустный напев».
Рассказать об образном содержании,
форме, особенностях строения,
динамическом плане, а также о
Ученик анализирует
произведение Р. Шумана,
называя тональность, форму, по
наводящим вопросам
преподавателя продолжает
рассказ об образном
содержании, динамическом
Предметные:
демонстрирует
теоретические знания
по сольфеджио,
музыкальной
литературе, владеет
музыкальными
сложностях исполнения.
плане, сложностях исполнения.
Затем по такому же плану
анализирует 2-е произведение–
М. Парцхаладзе «Грустный
напев.
терминами
Личностные:
сформированы навыки
самостоятельной
работы.
Коммуникативные:
правильно выстраивает
свою речь,
поддерживает диалог с
преподавателем.
Познавательные:
умеет пользоваться ИК
- технологиями для
поиска информации.
Повторение
пройденного.
Работа над
произведением Р.
Шумана «Смелый
наездник».
Преподаватель называет
произведение Р. Шумана «Смелый
наездник» и просит повторить
проделанную на предыдущем уроке
работу, добиваясь безостановочной,
технически чистой, свободной в плане
аппарата, с ярким тематическим
развитием, содержательной игры.
Повышая требовательность к
исполнению, преподаватель
призывает относиться к этому более
критично и таким образом постоянно
повышать уровень слуховой
культуры, а говоря о содержательной
игре, предлагает развивать творческое
воображение, проводя при этом
Ученик начинает исполнение со
сложного, на его взгляд, эпизода
II части, где тема проходит в
партии левой руки. Показывает
освоенные им способы работы,
контролируя качество
исполнения, при необходимости
повторяет, исправляясь. Так, при
достижении единства в развитии
мелодии говорит о
необходимости правой рукой
играть тихо аккорды
аккомпанемента, выводя на
передний план мелодию.
• Далее поочерёдно исполняет
партию каждой руки
Предметные:
демонстрирует
формирование
комплекса
исполнительских
умений и навыков,
совершенствование
слухового контроля;
воспитание
творческого внимания
и творческого
воображения.
Регулятивные:
организация домашних
занятий, воспитание
умения критически
сопоставления и сравнения,
возбуждающие фантазию ученика.
Так, образ смелого, бесстрашного
наездника передаёт устремлённая
вверх, к акцентированной вершине,
мелодия с чётким ритмическим
рисунком, единство и
целеустремлённость которой будет
достигнута при условии отсутствия
намеренной подчёркнутости 3-
дольной пульсации.
• С этой целью он проверяет
поочерёдное исполнение каждой
партии руки отдельно, добиваясь в
мелодической линии
фразировочного единства, а в
аккомпанементе– гибкого
следования за мелодией; также
просит исполнить технически
сложные эпизоды, показать
способы работы над ними. Работа
над партиями проводится в
ансамбле с преподавателем.
• Затем просит исполнить всю
фактуру одной, конкретной, части
произведения, контролируя
выполнение каждой рукой
поставленных ранее задач.
• В заключение просит исполнить
всё произведение.
отдельно, добиваясь
мелодической
целеустремлённости, избегая
дробления, а, исполняя
партию аккомпанемента, -
следует за мелодией,
пропевая её про себя.
• При исполнении с
преподавателем в виде
ансамбля улавливает свою
темповую нестабильность,
приводящую к расхождениям
в партиях и просит
повторить эпизод.
• Затем исполняет всю
фактуру, произведения,
ограничиваясь одной,
конкретной, частью
произведения, вслушиваясь в
звучание обеих рук, стремясь
выполнить то, что было
достигнуто во время игры по
партиям рук.
• Далее исполняет всё
произведение от начала до
конца.
Соглашается с замечаниями
педагога, на хвалу в свой адрес,
улыбаясь, кивает.
оценивать результаты
своей работы.
Коммуникативные:
умение слушать и
вести диалог.
• В ходе работы преподаватель
делает учащемуся замечания,
поправляет его, видя, как он
старается, хвалит его.
Физкультпауза
Преподаватель предлагает сделать
физкультпаузу, прежде чем перейти к
работе над другим произведением.
Она позволит переключиться и
получить новый заряд энергии.
Преподаватель предлагает выполнить
любимые учеником упражнения.
Учащийся выполняет
упражнения и садится за
инструмент.
Личностные:
мотивация учебной
деятельности с
помощью
физкультпаузы,
осознание её
необходимости для
поддержания здоровья.
Продолжение
повторения
пройденного.
Работа над
произведением
М. Парцхаладзе
«Грустный
напев».
Преподаватель просит повторить
пройденный материал, показать
работу над каждой частью
произведения, методично добиваясь
безостановочной, технически чистой,
свободной в плане аппарата, с ярким
тематическим развитием,
содержательной, игры.
• Преподаватель просит исполнить
технически сложные эпизоды,
показать способы работы над
ними, рекомендует новые.
• При подготовке к публичному
выступлению преподаватель
использует выработанную на
практике последовательность
способов работы в каждом
произведении. С этой целью он
Учащийся исполняет эпизод с
октавными подголосками,
показывая связные соединения
мелодических нот 1-м пальцем,
затем - эпизод с подголосками в
виде ломаных аккордов и legato
в верхнем голосе, стараясь
выразительно его
проинтонировать.
• Далее демонстрирует
рекомендованную педагогом
«профилактическую» работу,
направленную на
закрепление текста на память
и поддержание качества
исполнения.
Так, партию левой руки играет с
опорой на бас, облегчая вес к
Предметные:
демонстрирует
формирование
комплекса
исполнительских
умений и навыков,
совершенствование
слухового контроля;
воспитание
творческого внимания
и творческого
воображения.
Регулятивные:
организация домашних
занятий, воспитание
умения критически
оценивать результаты
своей работы.
проверяет поочерёдное исполнение
каждой партии руки отдельно,
добиваясь в партии правой руки
фразировочного единства, а в
партии левой – гибкого
исполнения арпеджированных
пассажей с применением педали.
• Просит исполнить всю фактуру
каждой части произведения,
контролируя выполнение каждой
рукой поставленных ранее задач.
• В заключение - исполнить всё
произведение.
первому пальцу. Взятая на бас
педаль подчеркивает его
глубину, а в партии правой
стремится к интонационному
единству всей мелодической
линии добиваясь закрепление
legato 1-м пальцем, тщательно
контролируя момент
расслабления кисти в эпизоде с
октавными подголосками. . В
эпизоде с подголосками в виде
ломаных аккордов показывает
связное проведение мелодии в
пальцевой последовательности
5-ый, 5-ый, 4-ый,3-ий.
Полиритмическую точность
исполнения достигает
концентрацией внимания на
ритмически совпадающих в
партиях обеих рук нотах.
Исполняя всю фактуру,
использует чередование
медленного и быстрого темпов.
Коммуникативные:
умение слушать и
вести диалог.
Формирование
целостного
образа
произведения.
Преподаватель ставит задачу охвата
формы всего произведения, передачи
художественного замысла,
наполненности образным
содержанием, говорит, как
развивается тема и как
Учащийся осмысливает
услышанное, настраивается и
играет одно произведение за
другим. После исполнения
делится впечатлением. Говорит
о своем психологическом
Личностные:
демонстрирует
мотивацию к
творческой
деятельности,
воспитание
трансформируется при этом образ,
когда достигает кульминации.
Объясняет, что мечтательный,
романтический образ создаётся
мелодией, представляющей собой
поступенный нисходящий мотив с
секвенционным развитием, который
обретает новые краски за счёт
добавления к мелодии
полифонических подголосков в
октавном изложении и
арпеджированном, в виде ломаных
аккордов, с ярко выраженной
полиритмией, становясь всё более
взволнованным и даже страстным.
Чтобы этого достичь, преподаватель
призывает мысленно всё время
двигаться вперёд, не останавливаясь в
конце фраз. Небольшая передышка
допустима только в конце раздела, и
то, сохраняя внутреннее движение,
иными словами, – пульс.
Преподаватель предупреждает
присутствующих о том, что
учащемуся предстоит исполнить 2-а
произведения подряд, друг за другом,
поэтому ещё раз напоминает ему о
важных моментах, что при
исполнении произведения Р. Шумана
также необходимо сохранять
состоянии, сравнивает
исполнение двух произведений,
анализирует свои ошибки.
художественного
вкуса, творческого
воображения,
необходимого для
создания
художественного
образа.
Метапредметные
(регулятивные):
учащийся во время
исполнения учиться
управлять своей
деятельностью,
корректирует свои
действия,
освобождаясь от
ненужного волнения.
Коммуникативные:
грамотно выстроенная
речь, демонстрирует
навыки сотрудничества
с педагогом в
подготовке к
выступлению.
Познавательные:
умение понять,
осмыслить
услышанное, умение
анализировать
видеозаписи.
внутреннее движение, тем более, что
мелодия носит пульсирующий
характер и пауза в конце
предложений и фраз должна точно
просчитываться. Художественный
образ смелого, бесстрашного
наездника передан устремлённой
вверх мелодией с чётким
ритмическим рисунком на staccato, и
как важно добиться единства в её
развитии. Целостность его
восприятия достигается присутствием
контрастного, более яркого
мажорного звучания средней части,
который оттеняет общее настроение
наездника, устремлённого к своей
цели, и воспринимается своеобразной
передышкой на пути её достижения.
Преподаватель просит исполнить
произведения одно за другим.
Рассматривая данное мероприятие как
публичное выступление, поскольку на
нем присутствуют гости, объясняя
психологическое состояние ученика и
возможность срывов, преподаватель
приводит слова создателя
сценической теории и артистической
техники К.С.Станиславского, что
«творческое внимание – это
способность направлять и длительно
Предметные:
демонстрирует
сформированность
своего комплекса
знаний, умений и
навыков.
концентрировать свою психическую
деятельность, не замечая
окружающего. Именно предельная
сосредоточенность помогает
сохранить самообладание во время
выступления».
В ходе работы преподаватель делает
замечания, корректирует действия
ученика, хвалит его за хорошее
исполнение.
Преподаватель предлагает
прослушать произведения на канале
YouTube и обменяться
впечатлениями.
Подведение
итогов урока.
- Сегодня мы поднялись на новую
ступень в подготовке к выступлению
на сцене. Закрепили достигнутое,
уяснили непонятое, повторили
забытое, выяснили, что является
важным в данный момент, а что
второстепенным. Я благодарю тебя и
оцениваю твою работу на «отлично».
Также благодарю присутствующих за
оказанное нам внимание.
На просьбу преподавателя
оценить свою работу на уроке
отвечает: «4» и добавляет, что
работать в такой обстановке
было непривычно, волнительно,
что он контролировал свое
состояние, вспоминая
приведенные преподавателем
слова К. С. Станиславского.
В заключение благодарит
преподавателя за проведённый
урок и гостей за оказанное
внимание.
Аналитические:
оценивает свою
работу, осознает
качество и уровень
усвоения материала,
степень развития
собственных навыков.
Коммуникативные:
хорошая речевая
деятельность.
Методические рекомендации к уроку
«Работа над пьесами в период подготовки к публичному выступлению»
Публичные выступления в жизни учащегося ДМШ играют большую роль, они являются важным элементом
учебного процесса, т.к. переводы из класса в класс, окончание школы происходят по результатам публичных
выступлений. Другими словами, все зачётные и экзаменационные мероприятия по предмету «Музыкальный
инструмент», который является обязательным, проходят в виде публичных выступлений. Так что же надо сделать,
чтобы они были яркими и запоминающимися, чтобы после них остались приятные воспоминания. По мнению
преподавателя, здесь следует рассмотреть два аспекта: это качественная подготовка, иными словами, хороший уровень
сформированности комплекса знаний, умений и навыков учащегося и психологическая подготовка - умение
организовать свою деятельность в стрессовой ситуации, а также личная заинтересованность учащегося в публичных
выступлениях. Основываясь на опыт своей многолетней практики, преподаватель выработал определённый алгоритм
действий. На этапе уверенной выученности текста и удовлетворённости в техническом плане (хорошей технической
справляемости) может появится «заигранность»или «заболтанность» вследствие того, что учащиеся перестают думать
во время исполнения, полагаясь на хорошее владение текстом. Пальцы начинают играть автоматически, и на
определённом этапе происходит выпадение из памяти эпизодов текста, приводящие к забывчивости во время
выступления. Чтобы этого не случилось, преподаватель методично требует от учащегося проводить работу отдельно
каждой рукой до самого дня выступления, выполняя при этом как технические задачи, так и художественные. Так, в
работе над партией левой руки в произведении М. Парцхаладзе очень важно правильно расположить руку для удобной
работы 5-ым пальцем, затем повернуть кисть к высокому1-му. Эта формула прочитывается во всём аккомпанементе
произведения. Таким образом достигается необходимая глубина баса и облегчение звука к концу пассажа. В партии
правой руки мелодическая линия требует объединения в большую 4-х тактовую фразу, несмотря на указанные деления
на 4-х звучные мотивы. Важно распределить усиление плотности звукоизвлечения к смысловой вершине фразы. При
изложении мелодии с октавными подголосками важно опираться на 1-ый палец, исполняющий мелодию на legato, и
легким касанием извлекать подголоски 5-ым, моментально расслабляя кисть. Так преодолевается кистевая зажатость
при выучивании данного эпизода.В эпизоде с подголосками в виде ломаных аккордов рекомендуется играть
мелодическую линию, используя пальцевую последовательность 5-ый,5-ый,4-ый,3-ий, хорошо опираясь на каждый, при
этом связывая и выразительно интонируя. Эта романтическая пьеса, представляющая собой яркий образец
фортепианной миниатюры, находит эмоциональный отклик у учащихся. Необходимо сохранить его, чтобы технические
сложности не вызвали отвращения к ней.
В произведении Р. Шумана сложность представляет исполнение мелодической линии лёгким кистевым staccato и
точного следования аккомпанемента за мелодией, не дробя её, а помогая объединить, стремясь к вершине.
Преподаватель также использует способ работы над каждой рукой отдельно, помогающий поддержать необходимый
уровень качества исполнения до выступления.
Психологический аспект подготовки к выступлению преподаватель рассматривает с позиции выдающегося
педагога советской фортепианной школы Льва Ароновича Баренбойма, который в своих статьях опирается на опыт
крупнейшего реформатора русского театра, создателя сценической теории и артистической техники К. С.
Станиславского, который, в свою очередь, воспринимает творческое внимание как способность направлять и длительно
концентрировать на чём-либо свою психическую деятельность, что «талант- это именно и есть удлинённый период
внимания», подчёркивая при этом, что концентрирование внимания предполагает умение работать, не замечая
окружающего. Приводя его высказывания, преподаватель отмечает их актуальность в решении этого вопроса, даёт
понять, как важно настроить учащегося во время выступления делиться со слушателями своим творчеством, своим
видением художественного образа, что, по словам К.С. Станиславского « волнения исходят из самолюбия и гордости, из
боязни оказаться хуже других», важную роль отводит воспитанию творческого внимания учащихся: «Воспитание
внимания должно сводится к тому, чтобы научить ученика во время выступления ставить перед собой ясные,
конкретные задачи. Такая целевая ориентация направит психическую деятельность играющего в определённое русло,
помогая сохранить самообладание на сцене».
Список использованной литературы:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Планета музыки, 2017.
2. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство,1955.
Л.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Поверочная работа по математике "Действия с десятичными дробями" 6 класс
- Тест "Сольфеджио" 2 класс
- Тест "Музыкальный марафон" 7 класс
- Открытый урок "«Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» "
- Взаимосвязь исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ
- Технологическая карта урока музыки "Опера «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка" 3 класс