Взаимосвязь исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ

«Взаимосвязь исполнительских и музыкально-теоретических
дисциплин в ДМШ»
(методический доклад преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин ДМШ микрорайона Юбилейный Федоренко Л.Е.)
Целью доклада является: попытка осмысления более качественного
развития музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, певческий голос), творческих способностей меть
самостоятельно передать характер музыки в движении и пении,
импровизировать, сочинять), образного восприятия музыки, а также
интереса к музыке у детей, занимающихся в ДМШ и ДШИ.
Основными задачами музыкальных школ является: обучение и
ознакомление учеников с теорией, а также знания нотной грамоты,
правильное восприятие музыки, овладение музыкально-теоретическими
знаниями.
Сегодня мы ещё раз затронем тему меж - предметных связей, и
поговорим о взаимосвязи между теоретическими и специальными
дисциплинами в музыкальной школе.
Хотелось бы обратить внимание на эту проблему
преподавателей специальных классов, так как нередко получается, что,
делая одно дело, мы никак не находим точек пересечения.
Детская музыкальная школа, призвана давать учащимся
начальное профессиональное и общее музыкальное, художественное -
эстетическое образование, развивать эстетический вкус и приобщать
детей к лучшим произведениям классического русского, советского и
зарубежного искусства. Формирование системы музыкально-
теоретических знаний и их взаимодействие с другими предметами в
ДМШ.
В основу образовательного процесса в наших музыкальных
учебных заведениях положена система развивающего обучения: работа
над приобретением исполнительских навыков, расширением
художественного и общекультурного кругозора учащихся, активизация
творческих и познавательных возможностей.
Преподаватели всех дисциплин призваны прививать любовь к
искусству, эстетически воспитывать, а наиболее одарённых детей
подготовить к дальнейшему обучению в профессиональных учебных
заведениях.
Это может осуществить только комплекс музыкальных
дисциплин, среди которых большую роль должны играть теоретические
предметы. И здесь встаёт вопрос о взаимосвязи специальных и
теоретических дисциплин.
Для многих педагогов-музыкантов взаимосвязь специальных и
теоретических дисциплин - это воспитание способности понимать
музыкальный язык, мыслить образами.
Каждая дисциплина специфична и имеет свои задачи. Нужно
дополнять и расширять понятия и сведения, полученные в каждой из
них. Повседневный контакт между теоретиками, хоровиками и
специалистами играет очень важную роль, так как у всех одинаковые
задачи: раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им
ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и
осознавать музыкальное звучание во всём его многообразии. Но
достигается это своими специфическими средствами. Очень важно
остановить внимание на точках соприкосновения между ними.
Ведь в своей педагогической практике мы часто сталкиваемся с
тем, что на различных занятиях (специальность, сольфеджио, хор,
музыкальная литература и др.) педагогам приходится касаться одних
и тех же вопросов, заострять внимание учащихся на одних и тех
же моментах, работать над одними и теми же моментами.
Важную роль здесь выполняют теоретические предметы. Слуховое
развитие в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно
посредством слушания музыки, разбора музыкальных произведений,
пения, игры на инструменте и путём специальных упражнений на уроке
сольфеджио.
Главная цель слухового развития детей эстетическая: научить
их воспринимать и слушать музыку, осознавать её содержание. И
совершенно очевидно, что упражнения по сольфеджированию, диктанту,
слуховому анализу отдельных элементов музыкальной речи, как бы
важны они ни были для развития слухового аппарата, не приведут к
этой цели, если слух постоянно не питать художественными
впечатлениями от прослушивания самой разнообразной музыки.
Не случайно особенностью курса является соединение на одном уроке
двух видов занятий: 1)слушание музыки, 2)музыкальная грамота. Изучение
теоретических понятий ведется на основе изучаемого материала по разделу
«Слушание музыки». Раздел «Музыкальная грамота» необходим для более
активного восприятия учащимися музыкального материала, грамотного его
понимания. Получая музыкально-теоретические знания, учащиеся подробно
знакомятся с разнообразными метроритмическими и структурными
особенностями изучаемой музыки.
Выпускники должны уметь сыграть или спеть по нотам
несложные произведения, уметь аккомпанировать пению. Раздел
«Чтение с листа» вошёл в учебные планы и программы всех
дисциплин. Известно, что этот навык развивается очень медленно и
требует большой и кропотливой работы.
Вот тут-то педагогам-специалистам и теоретикам необходимо
объединить свои усилия. А именно, чтение с листа в специальных и
теоретических классах требует предварительного анализа, оно
опирается на ладовое восприятие мелодии, а для этого слух должен
быть соответственно подготовлен. Нельзя допускать механического
чтения от ноты к ноте, надо добиваться охвата учащимся целого.
Подбор мелодии по слуху и транспонирование, как и чтение с
листа, имеет большое практическое значение, это так же одна из
важных форм работы. Но в теоретических классах невозможно
заниматься с каждым учеником отдельно. Здесь необходима помощь
специалиста, который может не только прослушать ученика, но и дать
совет по применению той или иной фактуры, аппликатуры и т.д.,
указать на ошибки.
При изучении интервалов и аккордов необходимо знакомить
учащихся с их звучанием в музыкальном тексте, чтобы они
почувствовали, что интервалы и аккорды не есть что-то отвлечённое,
а что из них складывается музыкальное произведение. Нужно, чтобы
учащиеся находили их в нотном тексте, и, в первую очередь, в
произведениях, которые они сами исполняют в специальных классах.
Необходимо, чтобы педагоги-специалисты на своих занятиях
использовали знания, полученные учащимися на теоретических
предметах (например: арпеджио – это трезвучия и их обращения).
Известно, что гармонический анализ произведения способствует более
быстрому его запоминанию, сводит к минимуму количество ошибок,
делает исполнение более осмысленным.
Хочется сказать несколько слов о роли хора в цикле учебных
дисциплин. На хоровых занятиях, как и на уроках специальности и
музыкальной литературы, учащихся следует знакомить не только с
содержанием музыкальных произведений, но и с их стилистическими
особенностями и музыкальной формой.
В хоре ученики постоянно слышат в живом звучании интервалы
и аккорды, с которыми они имеют дело на уроках сольфеджио и
специальности, и их тоже необходимо называть. Педагоги-музыканты в
повседневной работе не должны замыкаться в рамках своей узкой
специальности, а как можно чаще проникать в сферу смежных
специальностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, для выполнения одной из основных задач музыкальной
школы воспитание будущего музыканта-профессионала или
любителя необходима единая направленность в работе педагогов
всех специальностей, нужна связь между преподаванием специальных
и теоретических дисциплин.
Для осуществления этой связи необходимо, чтобы педагоги-
теоретики чаще обращались к живой музыкальной практике учащихся, а
педагоги-специалисты не ограничивались обучением игре на
инструменте. Необходимо всесторонне развивать учащихся, опираясь на
знания, полученные в теоретических классах.
«Музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-
то области музыки. Он должен быть и теоретиком, и регентом, и
музыкальным историком, и исполнителем, владеющим инструментом…
Главное, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные
произведения в возможно большем количестве» (Б. В. Асафьев).
Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение
содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая
слуховая основа всех дисциплин в ДМШ все это создает благоприятные
объективные условия для разносторонних и плодотворных меж -
предметных связей в музыкальном воспитательном процессе.