Проектная деятельность в рамках преподавания теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств 1» поселка Ключи Усть-Камчатского
муниципального района
«Проектная деятельность в рамках преподавания
теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ»
Автор:
Мазур Наталия Викторовна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДШИ № 1 п.Ключи
Август 2018 год.
п. Ключи
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть ………………………………………………………. 3
2. Практическая часть………………………………………………………... 4
2.1. Уроки нового типа……………………………………………………… 4
2.2. Внеурочные формы работы…..……………………………………….. 4
Выводы……………………………………………………………………... 5
Список литературы………………………………………………………… 6
Приложения………………………………………………………………… 7
Введение
Цикл теоретических дисциплин является важной составляющей в
музыкальном образовании. Предметы цикла: сольфеджио, музыкальная
грамота, слушание музыки, музыкальная литература, ритмика наряду с
другими дисциплинами способствуют музыкально-эстетическому
воспитанию детей, расширению кругозора, формированию вкуса и любви к
музыке.
Образовательный процесс школы направлен не только на использование
традиционных форм работы, но и на внедрение инновационных технологий и
методов обучения, отвечающих требованиям современной системы
образования.
Проектная деятельность это прежде всего эксперимент. Это поиск
новых форм работы, новые идеи и новые взгляды на устоявшуюся систему
преподавания. Проектная деятельность в ДШИ – это прежде всего творческая
деятельность. Участниками проектов являются дети, родители и
преподаватели. Преподаватели, отслеживая результат и делая выводы, строят
свою дальнейшую работу.
1. Теоретическая часть
В последние годы одним из ведущих средств реализации личностно-
деятельного подхода в образовании стал метод творческого проекта,
обеспечивающий продуктивное усвоение знаний, формирование
интеллектуальных умений, практических навыков у детей. Метод
творческого проекта не новый, но еще не часто применяемый вид
деятельности в классе. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. Проекты могут быть
индивидуальными и групповыми, местными и дистанционными. Главная
цель любого проекта - формирование комплексных свойств личности,
включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, готовность
мобилизовать их в необходимой ситуации. Работая над проектами, учащиеся
развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества
человека 21века.
Инновационная деятельность теоретического отдела, возглавляемого мною,
направлена на преобразование существующих форм и методов преподавания,
создания новых целей и средств, их реализации.
2. Практическая часть
2.1.Уроки нового типа.
В образовательный процесс активно внедряются уроки нового типа:
- Интегрированные уроки, основанные на технологии эффективного урока;
например, интегрированный урок-представление для учащихся отделений
ИЗО на тему «Частушка и матрешка»;
- Уроки с имитацией публичной формы обучения, например, урок дискуссия
для учащихся отделения духовых инструментов «Оркестр духовых
инструментов»; урок-презентация для учащихся по предмету «Сольфеджио»
«Запись по слуху любимых мелодий» с использованием такой формы работы
как самодиктант.
2.1. Внеурочные формы работы.
Внеурочные формы работы:
«Слуховой анализ за рамками урока» и
«Его величество Диктант».
В нашей школе в прошлом году успешно прошел конкурс диктантов,
который показал наглядно привлекательность новой формы работы запись
по слуху любимых песен и мелодий (самодиктант) [приложение 1,
приложение2]. Все ученики успешно справились с поставленной задачей.
В перспективе мы видим необходимость расширить соревнование,
дополнив его еще одной формой работы - слуховым анализом. Данная форма
работы в курсе «Сольфеджио» чрезвычайно важна. В ней объединяются все
знания и умения, полученные учащимися на уроках. Но самое главное, по
моему мнению, состоит в том, что в анализе на слух полнее всего
осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального
языка. Кроме того, слуховой анализ имеет большое практическое значение
для занятий по смежным дисциплинам.
Выводы
Все мы знаем, что интерес к теоретическим дисциплинам с каждым
годом угасает, мало специалистов по данному предмету и надо
популяризировать эту специальность. Хочу сказать, что на уровне краевого и
районного масштаба постоянно проходят различные конкурсы, фестивали
учеников-инструменталистов, включая краевую музыкально-теоретическую
олимпиаду «Виват музыковед». А вот на районном уровне конкурса по
теоретическим дисциплинам нет, хотя в районе имеется 3 школы. Мы
преподаватели теоретических дисциплин, в этом смысле немного обделены.
С целью повышения интереса учащихся к музыкально-теоретическим
предметам, выявления способных и одаренных детей, расширения кругозор
учащихся, приобщение к отечественному и мировому культурному
наследию, совершенствования качества обучения учащихся по предметам
музыкально-теоретического цикла, повышению профессионально-
педагогического мастерства преподавателей и обмене передовым
педагогическим опытом, предлагаю опыт проведения внутришкольного
конкурса вынести за рамки школы и проводить как районный конкурс в
качестве первой ступени к краевой музыкально-теоретической олимпиаде
«Виват, музыковед», дополнив соревнования такими формами работы как
командные соревнования по предметам теоретического цикла.
Итогом такого рода творческой деятельности становится повышение
мотивации у учащихся к изучению теоретических предметов, развитие
логического мышления и творческой активности, а самое главное, интереса к
изучаемой дисциплине, стремление к успеху.
Список литературы
1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», М. 1975 г.
2. «Музыкальный диктант на уроках сольфеджио»: http: // открытыйурок.рф.
[Электронный ресурс]
3. Доклад на тему: «Вопросы методического обучения и воспитания
учащихся младшего школьного возраста на уроках сольфеджио. Составитель
Гусева Елена Владимировна, преподаватель МБОУДОД ДШИ №1 МО г.
Краснодар. Gigabaza.ru [Электронный ресурс]
5. https://solfamusictheory.wordpress.com/tag [Электронный ресурс]
Приложение 1
Задания конкурса «Его величество Диктант»
1. Записать незнакомую мелодию в объеме 8 тактов, предварительно сделав
её анализ
2. Досочинить мелодию, соответствующую жанровой принадлежности, к
фрагменту 4 такта, пользуясь внутренним слухом.
3. Из списка предложенных популярных песен и мелодий подобрать по
внутреннему слуху одну из них. Работа готовилась раньше в виде домашнего
задания. На конкурсе нужно было записать её в предложенных тональностях.
Приложение 2
Критерии оценивания заданий конкурса «Его величество Диктант»
«10» 5+ (превосходно, без замечаний, нестандартный творческий подход
к применению полученных знаний);
«9» 5 (отлично, в работе выполнены все задания, но с одной
неточностью);
«8» 5- (отлично, полное владение знаниями, но допущена одна
незначительная ошибка);
«7» 4+ (очень хорошо, в работе выполнены все задания, но допущена
одна, или две незначительные ошибки);
«6» 4 (весьма хорошо, понимание и осознанность задания, но допущена
ошибка);
«5» 4- (хорошо, работа выполнена с двумя ошибками);
«4» 3+ (удовлетворительно, запоминание и неосознанность
воспроизведения, есть несколько грубых ошибок)
;
«3» 3 (посредственно, поверхностные знания, грубые ошибки);
«2» 3- (весьма посредственно, множество ошибок)
«1» 2 (неудовлетворительно, полное незнание учебного материала)