Современные образовательные технологии в преподавании теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева
г. Тольятти
«Современные образовательные технологии
в преподавании
теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ»
(методические рекомендации для преподавателей)
автор
Левкович Оксана Романовна
методист, преподаватель теории музыки
«Ребенок воспитывается разными
случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление
этим случайностям.»
В. Ф. Одоевский
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных
заведений задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая
необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных
возникающих проблем;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути
рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать,
где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть
способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения
определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения
и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и
решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь
работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или
умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Для реализации этой задачи, современному преподавателю необходимо так
построить свою работу, чтобы сделать пребывание учащегося в образовательном
учреждении максимально интересным и необременительным для него. Однако
преподаватель не должен забывать своего основного предназначения обучение.
Миссия преподавателя состоит в том, чтобы достижение вышеназванных задач
прошло для обучающихся легко, без давления. То, что учащийся делает с любовью,
он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе
самой работы. В результате новый продукт его деятельности может значительно
превышать первоначальный замысел.
Для эффективного решения поставленных перед собой педагогических задач,
преподавателю необходимо организовывать свою деятельность на системной
основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики как
добровольность, взаимодействие и сотворчество.
Кроме всего вышеизложенного, последнее десятилетие XX века внесло в
историю российского образования трагические страницы: появился новый термин -
"децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и
психическом развитии (в противовес "акселерации"). Поступающие в первый класс
дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки,
неадекватные эмоции и другие дефекты. В итоге, как показывает проведенный
российскими психологами психолого-педагогический мониторинг, индекс
интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0 %. Всё
это обязывает преподавателя современной школы в корне пересмотреть своё
отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и
актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от
выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и
контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез
достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов
прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и
демократизацией общества.
Возможно, предложенная мною работа поможет преподавателям ДМШ и ДШИ
организовать свою педагогическую деятельность на системной основе.
Итак, прежде всего, давайте разберёмся, что же такое «Образовательные
технологии».
В словарях можно найти следующую трактовку понятия «технология» -
«Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве».
Известные российские педагоги дают следующие определения:
«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих выбор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств», - Б.Т.Лихачев
«Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса», -
В.П.Беспалько
«Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения», - И.П.Волков
Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют
сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);
учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Таким образом, на мой взгляд, СОТ это целый комплекс, структуру которого
можно изобразить следующим образом:
Сейчас существует большое количество СОТ, и каждый преподаватель
владеет несколькими, может быть, сам того не подозревая. Хочу поделиться
собственным опытом преподавания групповых дисциплин в МБОУ ДОД г.о.
Тольятти (преподаватель теории музыки). Возможно, кому то мой опыт поможет
разобраться в этом вопросе.
Чаще всего в педагогической практике я использую традиционные технологи.
Это технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения.
При использовании данной технологии основное внимание в своей работе я отвожу
изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации
практически всегда происходит в форме монолога. Несмотря на свою давнюю
историю, традиционные технологии имеют свои плюсы. Например, чёткая
организация учебного процесса, системность в обучении, воздействие личности
преподавателя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение
имеют также широко применяемые наглядные пособия - таблицы, графики,
карточки, технические средства обучения и т.д.
Особенно часто я применяю эти технологии для объяснения нового материала.
Кроме того, поскольку мои учащиеся являются постоянными участниками
олимпиад по искусству для подготовки к этим олимпиадам я также использую
традиционные технологии, поскольку считаю, что в этом случае это самая
оптимальная технология.
Однако я понимаю, что у этой технологии есть и недостатки. Главными из них
считаю низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый
ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное
включение слушающих ответ учащихся в общее обсуждение. Корень этих проблем
лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт
применяемая технология.
Проектные технологии не являются принципиально новыми в мировой
педагогике. Этот метод обучения возник в самом начале ХХ века. Но суть его
остаётся прежней - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам,
развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс
исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-
познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми».
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом
обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования оставаться в роли
независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут
не туда». У учащихся при работе над проектом возникают специфические
сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих
педагогических целей метода проектов. Метод проектов педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их
применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня
квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов
дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в
социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни человека.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем
реферат или доклад. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого
представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне
определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое
проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной
работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения
проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных
особенностей.
В педагогической литературе можно встретить различные определения
учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих
моментах:
развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно
искать информацию, развитии критического мышления;
самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность
специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде виде отчета,
доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов,
готовых к внедрению;
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение
оптимальным способом заранее запланированного результата. Для ученика проект -
это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это
деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать
публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой
деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер
и значим для самих открывателей. Проект обязательно должно иметь ясную,
реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является
решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет
собственное неповторимое решение, неповторимое воплощение.
В моей практике учащимися были использованы следующие типы проектов:
Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные и интересы самих
участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни
класса и школы, например учебные пособия для предметов историко
теоретического цикла. Так силами группы учащихся 5 класса музыкального
отделения был подготовлен практико-ориентированный проект «Словарь
теоретических терминов и понятий для учащихся младших классов».
Исследовательский проект - включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
На мой взгляд, эта технология больше подходит для учащихся старших
классов, поскольку позволяет более осознанно подходить к профессиональному и
социальному самоопределению. Хотя и в младших классах возможно её частичное
использование.
Проектная технология подразумевает достижение конкретных целей -
определённых результатов, уникальных продуктов, которых ранее не существовало,
поэтому учащимся работать в этом направлении весьма интересно, они видят плоды
своего творчества, понимают их уникальность.
Могу резюмировать, что для некоторых моих учащихся проектные
технологии стали настолько интересны, что результативность участия в конкурсах
проектных и исследовательских работ в последнее время заметно повысилась.
Игровые технологии пожалуй, самые действенные на уроках. Игра является
самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке -
эффективная организация взаимодействия преподавателя и учащихся, продуктивная
форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Именно в
процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают
новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже
самые пассивные из моих учащихся включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее
настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Причём игровые технологии я использую как с учащимися младших, так и
старших классов.
Учащиеся с удовольствием принимают участие в ролевых играх:
становятся на место преподавателя во время урока;
выполняют роль родителей;
обыгрывая ту или иную ситуацию с точки зрения взрослых.
Очень удачной находкой стало использование игровых технологий для
проведения контрольных уроков особенно в младших классах в форме так
называемых КВН. Здесь мною были использованы следующие игровые моменты:
нарисовать человечка, состоящего из всевозможных музыкальных графических
знаков (оценивается правильность записи);
разгадать ребусы;
разгадать кроссворд (эта форма сочетается с информационно коммуникативными
технологиями, поскольку подразумевает свободное владение программами для
составления кроссвордов);
собрать мелодию по тактам из разрезанных фрагментов и т.д.
Для учащихся старших классов самой любимой игровой формой стали ребусы и
кроссворды как по сольфеджио, так и по Мировой художественной культуре.
Некоторые из них, сами освоив соответствующие компьютерные программы,
результативно принимают участие в конкурсах различного уровня.
Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся
является форма контроля в виде тестовых заданий - тестовая технология.
Тестовую технологию я применяю для текущей проверки знаний и чаще в средних и
старших классах. Оперативно проверив работы, я могу своевременно
откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше
внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных
работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у
учащихся ощущение тотального контроля знаний.
Как мне кажется, здесь есть свои и «плюсы» и «минусы». К плюсам я отношу
следующие моменты:
объективность контроля (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки);
легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные
работы), экономится время преподавателя;
развивается логическое мышление учащихся, внимательность.
Но есть и отрицательные стороны у тестирования:
затруднена проверка глубинного понимания материала;
невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося,
непонимание задания.
Тем не менее, интерес к такой форме контроля знаний как тестирование
определяется социальным заказом, связанным с распространением тех форм
обучения, которые по тем или иным причинам относят к международным
стандартам.
Моё твёрдое убеждение, что нельзя в современной школе обойтись без
технологий, сберегающих здоровье Главное для меня, как и для всех
преподавателей, - создать благоприятные условия обучения ребенка в школе.
Это:
отсутствие стресса у обучающихся;
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;
рациональная организация учебного процесса соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);с
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Среди их большого разнообразия чаще я обращаю внимание на следующие:
Обстановка и гигиенические условия в классе - температура и свежесть воздуха,
освещение класса и доски;
Количество видов учебной деятельности письменный или устный опрос,
слушание, рассказ, ответы на вопросы, просмотр, прослушивание и т. д.;
Место и длительность применения ТСО;
Поза учащегося, чередование позы - правильная посадка ученика, смена видов
деятельности требует смены позы;
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
- физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для
глаз и т.д.;
Эмоциональные разрядки на уроке - шутка, улыбка, юмористическая или
поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие;
Количество видов преподавания - словесный, наглядный, самостоятельная работа,
аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
В любом случае, все применяемые мною методы, приемы технологий,
сберегающих здоровье, используемые средства обоснованны, проверены на
практике.
Дети XXI века - это дети с часто ослабленным умственным, нравственным,
эмоциональным и физическим развитием. Задача современного образования -
максимально раскрыть их творческие возможности, сформировать основанное на
общечеловеческих ценностях мировоззрение, обеспечить разнообразные условия
для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. В
этом случае использование на занятиях именно дифференцированной технологии
ориентировано на ученика, на его личностные особенности.
Исходя из многолетнего педагогического опыта, смею утверждать, что не всех
учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при
самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с
большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших
успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём
желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. На мой взгляд,
важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника,
является мышление, а не внимание и память. То есть, каким бы виртуозом не был
учитель, какие бы совершенные приёмы он не применял, он не может повлиять на
скорость протекания психических процессов своих учеников, то есть «научить всех
одинаково». Поэтому и встаёт вопрос о дифференцированном подходе в обучении.
На своих занятиях я применяю этот метод следующим образом:
разработка нескольких вариантов в проверочных тестов, заданий, вопросов (от
«простых» к более «сложным»);
использование устных или письменных ответов;
пение на уроках сольфеджио музыкальных номеров в паре «сильный – слабый»
ученик;
индивидуальный подход к домашнему заданию и т.д.
В мой педагогической практике был случай, когда дифференцированный подход
отразился не только на учебе, но и на судьбе отдельного ученика девочка, сильно
заикающаяся с детства и поэтому замкнутая и чувствующая себя при устном ответе
крайне неуверенно, с помощью дифференцированной технологии нашла себя в
искусствоведении. Я предлагала ей вместо устных письменные ответы, письменные
задания. В результате она блестяще закончила факультет «История культуры и
искусства» Санкт Петербургской гуманитарной академии и сейчас уже является
автором многих статей по истории искусства и мировой художественной культуры.
В последнее время я очень активно использую на своих занятиях
информационно коммуникационные технологии (ИКТ). Важнейшим
современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный
соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций
вместе с размещенной на них информацией. Честно говоря, я уже и не представляю
своей работы без ИКТ. Это:
использование программы подготовки презентаций «Power Point»;
использование программы для составления кроссвордов «Crossword Forge»;
использование программ для составления ребусов, рисунков - «Adobe Photoshop»,
«GNU Image Manipulation Program»;
использование нотных редакторов - Encore, Sibelius, Capella, Finale;
интернет ресурсы: широкий доступ к учебно-методической и научной
информации;
электронная почта;
дистанционные конкурсы.
Особенно привлекли и меня и моих учащихся дистанционные конкурсы.
Возможно, отношение к ним у кого-то неоднозначное. Лично я считаю, что это
новшество XXI века непременно нужно использовать современному преподавателю.
Во–первых, уровень их достаточно высок. Об этом можно судить по
представленным видеозаписям выступлений учащихся на видеохостингах. Кроме
того, учащийся, увидев своё выступление в Интернет, несомненно, получает
мощную мотивацию к обучению. Проектные, исследовательские, реферативные,
методические и дидактические работы преподавателей и учащихся также являются
открытыми для просмотра практически на всех сайтах, организующих эти
конкурсы. Познакомившись со многими работами, смело могу утверждать, в
подобных конкурсах принимают участие высокопрофессиональные педагоги.
В-вторых конкурсная деятельность это ещё один стимул и мотивация как для
учащихся, так и для преподавателей.
Могу уверенно утверждать, что в моей педагогической деятельности
использование ИКТ теснейшим образом связано с другими технологиями:
ИКТ + игровые технологии;
ИКТ + тестовые технологии;
ИКТ + традиционные технологии
Проблемное обучение. Для меня - проблемное обучение относится к активным
технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи.
На своих уроках я нечасто использую эту технологию. Но даже те редкие моменты
её внедрения в учебный процесс дают свои положительные результаты. Приведу
несколько примеров из своего педагогического опыта.
Уже несколько лет подряд при изучении на уроках сольфеджио новых
тональностей я никогда не называю ключевые знаки сама. Заставив учащихся
вспомнить строение мажорной гаммы я ставлю перед ними проблему: по правилу
построить от определённого звука мажорную тональность, и таким образом самим
найти ключевые знаки.
Изучая тему «Три вида минора», я не называю сразу все правила. Учащимся
необходимо самим разрешить эту проблему, проанализировав предложенные
педагогом уже построенные гаммы, найти закономерность и только потом
сформулировать правила.
На уроках Мировой художественной культуры и Музыкальной литературы
проблемное обучение возможно использовать особенно часто. Приведу пример.
При изучении темы «Хохломская роспись», «Гжель» учащимся предлагается самим
определить черты стиля этих видов ДПИ. Или, прослушав несколько музыкальных
примеров жанра колыбельной, учащиеся самостоятельно называют характерные для
этого жанра средства музыкальной выразительности. Разумеется, при
необходимости поставленная проблема решается с помощью преподавателя, его
наводящих вопросов или фраз.
В любом случае проблемный метод направлен на формирование определённых
умственных действий учащихся для овладения знаниями, а также для развития их
мыслительных способностей.
Ещё одна технология - коллективная система обучения (метод обучения в
сотрудничестве. Данная методика предполагает широкое участие каждого в
выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому
предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и
ответственности. В процессе коллективной деятельности учащиеся приобретают
навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса
одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование
личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.
Весьма продуктивным для выполнения определённого задания является
разделение на уроке учащихся на пары, микрогруппы, группы. Данную технологию
я использую для решения таких задач, как:
всеобщее сотрудничество и взаимопомощь - на уроках ученики общаются друг с
другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они
включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения,
взаимоподдержке;
развитие коммуникативности - ребенок раскрывается, становится раскованным;
активизация коллективной деятельности - каждый принимает участие в
самоуправлении, самоутверждается в коллективе, появляется уверенность,
повышается ответственность за результат коллективной работы.
Особенно ярко результат коллективного метода обучения проявляется на
открытых уроках. Именно здесь учащиеся наиболее остро ощущают свою роль в
общем деле. Понимают свою ответственность за результат мероприятия.
Технологии критического мышления. Чаще всего под критическим
мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-
либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки
зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе
фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим
мышлением.
Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений,
классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они
научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком
или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность
вещей, больше узнать.
Критическое мышление - это мышление самостоятельное. Понятие
«критическое» предполагает оценочный компонент. Слово критическое происходит
от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для
суждения. Таким образом, чтобы подходить к чему-то критично означает
определение критериев для оценки и собственно оценку.
Учащиеся должны думать собственной головой и самостоятельно решать
самые сложные вопросы. На своих уроках я стараюсь, чтобы учащиеся могли
высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это
свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
Конечно, более всего эта технология подходит для учащихся старших классов.
Но и в младших классах есть смысл её опробовать. Я пытаюсь использовать этот
метод для оценки своего ответа самим же учащимся. Думаю, что этот приём весьма
актуален, поскольку современные дети зачастую имею довольно завышенную
самооценку.
Наверное, многие из опытных преподавателей помнят методику преподавания
В.Ф.Шаталова - технология интенсификации обучения на основе схемных и
знаковых моделей учебного материала. Что она означает для меня?
После развернутого изложения теоретического материала предлагается его
сжатое представление в виде опорных сигналов. Опорные сигналы - это и есть то
самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих
остальных методов. Опорные сигналы - это своеобразные знаки-символы, несущие в
себе особую информацию. Здесь идет работа с памятью учащегося и с такой её
функцией как способность к ассоциациям. У каждого из нас, совершенно точно,
случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в
памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это
и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти
учащегося именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда
отвечающий ребенок попадает ступор", забыв в самый неподходящий момент то,
что спрашивается. Либо какая-то часть материала, изложенного на прошлом уроке,
не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И
сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминает.
Как же должен выглядеть опорный сигнал? Всем известно, что необычное и
оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и
мышления. Таким образом, составляемый опорный сигнал должен нести в себе
некую необычность. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой
интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание
ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. К тому
же содержат ту малейшую часть, которая является звеном остального и способна это
остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный
и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или
изображения прочно закрепится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь
информационных посылок, которая в нем спрятана.
В моей многолетней педагогической практике есть несколько подобных
опорных сигналов, которые придуманы мною, неоднократно апробированы и, смею
уверить, действуют весьма продуктивно. Приведу один из примеров.
Сольфеджио. Таблица по теме «Параллельные тональности».
где (сверху вниз):
М мажор, солнышко – светлая окраска лада;
М минор, тучка – дождик, который льётся СВЕРХУ - ВНИЗ
М малая терция;
Таким образом, глядя эту схему, учащиеся вспоминают, что у параллельных
тональностей сверху мажор, внизу минор, а между ними малая терция. При
этом трижды выделенная отдельным цветом буква «М» создаёт опорную схему
«МММ», расшифровывающуюся как «мажор - минор – малая».
Проводимая диагностика усвоения моими учащимися преподаваемых учебных
дисциплин подтверждает, что избранные мною технологии, формы и методы работы
наиболее оптимально раскрывают творческие способности моих учеников, дают им
возможность проявить себя в творческой деятельности, и ощутить результаты
своего становления и развития в творческом плане, что в конечном итоге создает
для детей ситуацию своей сегодняшней победы над собой вчерашним и возможно
определяет его завтра.
Мажор
Список использованной литературы
1. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И.
Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-
С.8
2. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор
школы.- 2010.-№3.-С.67-70
3. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В.
Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
4. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как
способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и
мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
5. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги
/О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
6. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов
проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-
153
7. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего
/Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
8. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова //
Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
9. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии
/В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195
10. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой
/В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197
11. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в
профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред.
А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.
12. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига, 1999.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.–
М.: Народное образование, 1998.