Открытый урок "«Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» "

1
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«СЫКТЫВКАРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
в форме Сольного концерта
по предмету «Специальность и чтение с листа»
на фортепианном отделении по программе «Фортепиано»
Составитель:
Бурцева Т.А.
Преподаватель
г. Сыктывкар, 2021 г.
2
Открытый урок
Дата: 23 апреля 2021 г.
Тема: «Сольный концерт как результативная форма работы с одаренными
детьми»
Цель: развитие технических, творческих, исполнительских способностей
ребенка.
Задачи:
- образовательные: применение полученных навыков, выявление качественного
овладения знаниями;
- развивающие: развитие исполнительского мышления, техники, развитие
эмоциональной отзывчивости;
- воспитательные: формирование эстетического вкуса, настойчивости,
сценической выдержки, способности к сотрудничеству, самоконтролю и
самооценке.
Тип урока: комбинированный, практический.
Форма урока: Сольный концерт с показом презентации и методическими
заметками.
Материально-техническое обеспечение: рояль, компьютер,
мультимедийная аппаратура.
Место проведения: актовый зал школы.
Продолжительность: 45 минут.
3
Структура урока:
1. Введение в тему – информация о предстоящем открытом уроке-
концерте, характеристика обучающейся 3 класса.
2. Основная часть исполнение сольной программы с показом
презентации и методическими заметками.
3. Заключение – краткий анализ урока и ответы на вопросы.
План-конспект урока
Слайд №1 (Афиша)
Введение.
Добрый день, дорогие друзья музыки. Концертно-исполнительская
деятельность – важная часть творческой работы обучающихся музыкальных
школ. Публичное выступление - это не только творческое вдохновение, но и
технический, эмоциональный, профессиональный рост. Сегодня
необыкновенный концерт. Во-первых, он точно будет нескучный, а во-вторых,
исходя из названия нашего концерта- «Музыки веселое дыханье», вы поняли,
какую же по характеру музыку мы для вас приготовили.
Этот концерт итог творческих накоплений учащейся 3 класса
фортепианного отделения. С первого класса она – участница многих
концертов, лауреат нескольких конкурсов пианистов, «Артист школы» и
гордость нашего класса.
Для нас этот концерт – отчет повышенной сложности. Ведь сольный
концерт – это и психологическое испытание и выдержать физически это совсем
4
непросто. Сегодня будет звучать виртуозная музыка, музыка, требующая от
исполнителя большого мастерства, умения владеть различными техническими
приемами и навыками, по характеру – радостная, озорная и шутливая.
Основная часть.
Программа Сольного концерта «Музыки веселое дыханье»
1. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 18
2. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 22
3. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 27
4. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 31
5. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 35
6. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 36
7. К.Черни – Г.Гермер Этюд № 50
8. Ф.Куперен «Пустячок»
9. В.Моцарт «Хлеб с маслом»
10. М.Клементи ор.36 Сонатина №3, часть 1
11. И.Штраус Полька «Трик-трак»
12. В.Коровицын «Куклы сеньора Карабаса»
13. И.Штраус «Полька-пиццикато»
14. Р.Щедрин «Русские трезвоны»
Начнется концерт исполнением этюдов К.Черни. Вы все знаете эти
этюды, трудитесь над ними и даже исполняете их в технических конкурсах, и
поэтому понимаете, как нелегко выучить и виртуозно, выразительно исполнить
этюды К.Черни. В каждом этюде осваивается не только определенная
техническая формула, но решаются музыкально-художественные задачи,
передается замысел композитора.
5
Слайд №2 (портрет К.Черни)
Карл Черни (1791-1857) австрийский пианист и композитор чешского
происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на
фортепиано. Безусловно, самым ярким его учеником стал Ф.Лист.
Творческое наследие Черни как композитора многогранно. Это
реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения и романсы. Но
поистине непревзойденными являются его заслуги в создании циклов этюдов и
упражнений. Создавая их, Черни стремился к максимально ясной постановке
технической задачи. Этюды его исключительно целенаправленные, они
призваны помочь в овладении безотказной пианистической техники и находят
применение в репертуаре многих современных музыкантов, от первых лет
обучения на инструменте до уровня зрелых исполнителей.
Слайд №3 (Обложка сборника этюдов К.Черни-Г.Гермера)
Милана тоже приобретает и совершенствует свои технические навыки на
этюдах К.Черни. И сегодня вашему вниманию она представит 7 этюдов из 1
тетради сборника К.Черни под редакцией Г.Гермера. Тетрадь вмещает 50
этюдов на различные виды техники. В каждом их них есть конкретные
трудности, хотя этюды и невелики по размеру и просты по изложению.
Милана будет играть вам этюды, а я расскажу в чем их трудности и как нужно
работать, чтобы их преодолеть.
Этюд №18 – очень хороший образец в приобретении навыка игры
альбертиевых басов. Альбертиевы басы – изложение партии левой руки в
6
фортепианной пьесе, названное в честь итальянского композитора Доменико
Альберти, которому и приписывают изобретение указанного приема. Этот
навык, который мы отрабатывали с помощью разных ритмических упражнений,
впоследствии очень пригодится в исполнении аккомпанементов в различных
произведениях.
Приглашаю ученицу.
Исполнение Этюда №18.
Особое место в воспитании технических навыков принадлежит гаммам
как одному из самых распространенных типов фортепианной фактуры. В 22
этюде работаем над ровностью гамм в пределах одной октавы, кроме того, над
самостоятельностью пальцев, особенно 4-ых и 5-ых, самых непослушных.
Исполнение Этюда №22.
Этюд №27 особенно любим моей ученицей, этюд очень озорной, в то же
время грациозный, в нем осваивается новый прием – репетиции, когда на
одной клавише нужно играть разными пальцами. В этюде мы слышим
«прерванные репетиции», то есть репетиции с остановками.
Итак, слушаем Этюд №27.
Следующие этюды, которые вы услышите на арпеджио, короткие
арпеджио мы учимся играть в этюде №31 – пунктиром, парами 16-ых и с
остановкой в каждой группе арпеджио. Гаммаобразные пассажи в этом этюде
уже более длинные в восходящем и нисходящем движении. Кроме того, важно
поработать и над цепкостью 1-ых и 5-ых пальцев, вычленяя их и выстраивая в
мелодическую цепочку.
7
Звучит Этюд №31.
В этюде №35 прорабатываем исполнение ломаных арпеджио в правой
руке и коротких в левой. Используем прием с остановкой, который поможет
развитию навыка игры арпеджио одним движением сразу 4-х шестнадцатых.
Очень изобразителен аккомпанемент в этом этюде – слышится звучание
деревянных духовых инструментов, поэтому учить нужно отдельно и
послушать линию аккомпанемента, как мелодию.
Звучит Этюд №35.
После освоения ломаных терций, арпеджио в начальных этюдах,
начинается тщательная проработка исполнения двойных нот, требующая
кропотливой работы разными способами. Мы добивались слитного звучания
двойных нот при помощи бесшумного способа работы на клавиатуре. Но за
серьезной технической работой нельзя забывать о художественном образе
этюда. Этюд – радостный, пружинистый и звонкий.
Слушаем – Этюд №36.
В последних этюдах этой тетради задача перед исполнителем
усложняется из-за увеличения протяженности гаммаобразных
последовательностей до двух и трех октав, исполнение которых требует
хорошего легато, мягкого певучего звука, широкого дыхания, правильной
фразировки, ровности звучания. Гаммы состоят из нескольких позиций,
поэтому необходима работа над подворотами, Было использовано упражнение
«юла», которое помогло добиться ровности звучания длинных пассажей. На
примере Этюда 50 объясняю значение крещендо и диминуэндо,
динамические оттенки приобретают здесь особую значимость. К решению
8
виртуозных технических задач предъявляются и музыкальные требования. А
это - и тембр звука, и сила, и окраска, и, самое важное, ощущение энергии
движения разучиваемого этюда.
Завершаем показ 1 тетради этюдов К.Черни под редакцией Г.Гермера
Этюдом №50.
«Этюды Черни – подлинная энциклопедия фортепианной техники первой
половины XIX века. Это фундаментальная школа последовательного
овладения техническими навыками, от самых простейших, элементарных
технических формул, до задач высшей виртуозной трудности. (Терентьева Н.
«К.Черни и его этюды» - Л. Музыка, 1978.)
И, конечно, овладевая техническими навыками с помощью этюдов, мы
расширяем возможности исполнения виртуозной музыки, музыки, которая
дарит нам хорошее настроение, радость и веселье.
Несколько пьес виртуозного характера моя ученица (называю всегда имя)
сейчас сыграет для вас. Самые разные технические приемы отражают
радужное настроение этих пьес. А ведь художественный образ исполняемой
музыки – это главное для исполнителя и для слушателя.
Пьесы, подготовленные для концерта, написаны композиторами разных
эпох. Начнем с XVII века.
Слайд №4 (портрет Ф.Куперена)
Франсуа Куперен (1668-1733) французский композитор, органист и
клавесинист. Основные сочинения Куперена написаны для клавесина – более
250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки.
9
Стиль этих сочинений отличался легкостью, изяществом и
выразительностью. Они быстро получили огромную известность не только во
Франции, но и за границей. За выдающееся исполнительское и композиторское
мастерство современники называли музыканта «великий Куперен».
Вот такую изящную, грациозную пьесу мы услышим в исполнении (имя
обучающейся). Легкости и прозрачности в этой пьесе мы добивались с
ощущением острого кончика пальчиков.
Ф.Куперен «Пустячок»
Слайд №5 (портрет В.Моцарта)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) великий австрийский
композитор, дирижер. Представитель венской классической школы музыки,
автор более 600 музыкальных произведений.
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт». Так уже в
течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. А еще есть другое
высказывание. Если о каком-то человеке хотят сказать, что у него выдающиеся
способности, то произносят: «Гениален, как Моцарт». Жизнь гениального
австрийского композитора В.А.Моцарта удивительна. Его яркий талант и
постоянное творческое горение дали совершенно необычные результаты.
Моцарт прожил лишь 36 лет. Однако он создал много произведений
различных жанров. Моцарт был веселый человек. Я расскажу вам такую
историю. Как-то раз Моцарт решил подшутить над А.Сальери (композитор).
- Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни
один человек в мире, кроме меня! – сообщил он приятелю.
10
Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:
- Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь это сыграть. Ведь тут обе руки
должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах
клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот
посредине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить
написанное не удастся, слишком быстрый темп… Моцарт весьма довольный
рассмеялся, сел за клавир и… исполнил пьесу так, как она была написана. А
сложный аккорд посредине клавиатуры он взял…носом.
И вот сейчас вы услышите в исполнении (имя обучающейся) пьесу,
написанную Моцартом с присущим ему юмором. В ней используется
изобразительный прием - глиссандо – скольжение пальцев по клавишам.
Слайд №6 (портрет - В.Моцарт за столом завтракает)
Слушаем - В.Моцарт «Хлеб с маслом» - исполняет (имя солистки)
Слайд №7 (портрет М.Клементи)
Муцио Клементи (1752 1832) пианист, педагог, дирижер и
композитор. По национальности итальянец, но с 14 лет жил в Англии, бывал и
Петербурге. Один из создателей классической формы фортепианной сонаты.
Занимался также музыкально-издательской деятельностью, был фабрикантом
изготовления клавишных инструментов.
Главное место, однако, в его занятиях занимала игра на фортепиано,
которой он посвящал не меньше 8 часов в день. Сам Клементи впоследствии
рассказывал, что если из-за светских обязанностей ему иногда приходилось
11
сокращать время своих упражнений, то недоигранные часы он переносил на
следующий день, работая иногда по 12-14 часов.
В возрасте 21 года Клементи уже был эрудированным музыкантом,
блестящим пианистом и известным композитором. С начала 80-ых много
гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных
фортепианных сочинений. В 1781 году посетил Вену, где в присутствии
императора состязался с В.А.Моцартом. Интересно, что состязание закончилось
вничью. После смерти Моцарта за ним прочно укрепилась слава первого в
Европе пианиста-виртуоза. Клементи одним из первых оценил возможности
«пиано-форте» и его преимущества перед клавесином, в дальнейшем
совершенствуя инструмент на своих фабриках. Современники называли
Клементи «отцом фортепианной музыки». Его фортепианное творчество
оказало значительное влияние на фортепианное творчество И.Гайдна,
Л.Бетховена.
(Имя солистки) сыграет 1 часть Сонатины №3 ор.36 М.Клементи. Вы
знаете, что сонаты относятся в академической программе к разделу «крупная
форма». Самое трудное в сонатах - это освоить и донести целое, почувствовать
течение произведения, в едином темпе показать контрастность тем и их
развитие. В нашей работе над сонатиной на помощь пришел театр, самые
разные образы по характеру существуют на одной сцене.
Итак, слушаем Сонатину №3 ор.36 М.Клементи, 1 часть.
Слайд №8 (портрет И.Штрауса)
Иоганн Штраус (1825 1899) знаменитый австрийский композитор,
скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На
12
его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки,
польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий
художественный уровень. Лучшим произведениям Штрауса свойственны
сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство,
искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их
огромной популярности среди самых широких масс слушателей. Одним из
более поздних сочинений Иоганна Штрауса является полька «Трик-трак»,
которую он написал в 1858 году и затем часто исполнял. Необычным
названием и шаловливым ритмом полька обязана пуделю жены композитора,
собаке по кличке Трик-трак.
Слайд № 9 (портрет И.Штрауса и название польки «Трик-трак)
Этот образ очень помог моей ученице преодолеть трудности
технического порядка, которые она отработала уже и на этюдах К.Черни.
Звучит Полька «Трик-трак» И.Штрауса.
Слайд №10 (портрет В. Коровицына)
Что мы знаем о композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти
ничего. Между тем, в России много новых интересных композиторов, именно
они лицо современной России. Новые имена – С.Баневич, Ю. Весняк, Ю.
Савалов, И. Парфенов, Ж.Металлиди, С.Слонимский, С.Губайдуллина,
В.Коровицын – они живут и сочиняют в настоящее время.
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955
году. Выпускник Новгородского музыкального училища, с отличием закончил
13
Ленинградскую консерваторию, лауреат Международных конкурсов, член
Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его
творческом багаже музыка разных жанров: для хора, камерного и
симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.
Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются
безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий
к традиционному гармонический язык.
Сегодня мы познакомимся с одной пьесой В.Коровицына. И я приглашаю
на сцену еще одну учащуюся. Девочки второй год играют вместе, в ансамбле.
Они уже выступают в различных концертах и конкурсах. Больше всего им
нравится музыка яркая, живая, радостная. И в этой пьесе, как в калейдоскопе,
сменяется один образ другим, которые мы все вместе прорабатывали,
добиваясь узнаваемых характеров.
Пока наш фортепианный дуэт готовится, вы, ребята, постарайтесь
отгадать сказочного персонажа, с именем которого связан замысел пьесы,
исполняемой девочками.
Была у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плетку!» - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
Ответ: КАРАБАС!
Слайд №11 (куклы Карабаса)
14
Верно, это Карабас! Концертную пьесу В.Коровицына «Куклы сеньора
Карабаса» вы сейчас и услышите.
После выступления благодарю наш ансамбль, и аплодисментами
провожаем партнера нашей солистки в зал.
И еще одна полька И.Штрауса прозвучит сегодня в ансамблевом
исполнении. Полек у композитора 117. Многие из них имеют названия:
«Гром и молнии», «Праздник огня», «Фейерверк», «На охоте» этой польке в
конце дирижер делает выстрел), сегодня уже мы слушали польку «Трик-трак»,
«Полька-пиццикато». Итальянским словом pizzicato обозначается особый
прием игры на струнных смычковых инструментах, когда исполнитель убирает
смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных
щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на
звук гитары или балалайки. Легкое, отрывистое звучание придает музыке
особый характер.
Слайд №12 (портрет И.Штрауса и название «Полька-пиццикато»)
Полька-пиццикато потому так и называется, что струнные, когда играет
оркестр, все время играют пиццикато. Поэтому мы добивались в этой пьесе
особого штриха; кроме того, что необходима игра вместе, в ансамбле,
подключая большое внимание ко второй партии!
Слушаем фортепианный дуэт. И.Штраус «Полька-пиццикато».
Провожаем в зал аплодисментами партнера по ансамблю.
Слайд №13 (портрет Родиона Щедрина)
15
И вновь будет звучать музыка современного композитора - Родион
Щедрин родился в Москве в 1932 году в семье профессиональных музыкантов.
С 1991 года живет в Мюнхене.
«Большая музыка должна быть доступна большой аудитории» под
таким девизом творит великий композитор второй половины XX-XI столетия и
современности Родион Щедрин. Мало кому из его современников удалось так
широко развить в своем творчестве тематику родной страны.
В конце нашего открытого урока-сольного концерта в исполнении (имя
солистки ) мы послушаем пьесу, в которой звон колоколов больших и
маленьких олицетворяет всеобщую радость. Чтобы создать этот образ, мы
слушали звучание настоящих колоколов, их праздничные перезвоны.
Слайд №14 олокола Соловецкой обители)
Чтобы изобразить колокола на рояле, необходимо было найти
ощущение звонкого кончика всех пальчиков, выстроить всеобщее праздничное
ликование от пиано к фортиссимо, употребив и крепость пальцев, всего
пианистического аппарата и глубину звука. И это вы услышите в пьесе Родиона
Щедрина «Русские трезвоны».
Заключение.
Дорогие друзья, этой пьесой наша юная пианистка закончила свое
выступление. Это был только первый шаг к техническому совершенству,
которое служит главному в музыке исполнению художественного замысла
композитора. Мы рассказали вам, как работали над программой и надеемся,
что наши секретики помогут и вам, юным исполнителям.
16
Мы тщательно подбирали репертуар этого «Нескучного концерта», чтобы
он был не только полезным для вас, а самое главное донести до вас, дорогие
слушатели,
МУЗЫКИ ВЕСЕЛОЕ ДЫХАНЬЕ!!!
Я благодарю свою ученицу за проделанный огромный труд! Федор
Иванович Шаляпин говорил: «Я вообще не верю в одну спасительную силу
таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант!»
Я думаю, что (имя обучающейся) достойна сегодняшних аплодисментов!
Однако прошу не останавливаться, идти вперед, погружаясь в тайну и красоту
МУЗЫКИ, которая дарит много радостных и ярких эмоций!
Слайд №15 (До новых встреч!)
Еще хочу сказать большое спасибо партнерам по ансамблю мена) за
сотворчество, маме (имя) и бабушке (имя) за их помощь и поддержку!
Спасибо и всем вам, дорогие слушатели, за внимание!
Использованная литература
1. Акопян Л. «Музыка XX века». Энциклопедический словарь.
2. Венчакова С.«Творчество Р.К.Щедрина:эволюция, жанровые и
звуковые эксперименты».VI том учебного курса «Отечественная
музыкальная культура XX-первой четверти XXI века».
3. Ливанова Т. «История западноевропейской музыки». М., Музгиз, 1940
4. Николаев А. «Муцио Клементи». «Музыка», Москва, 1983 г.
17
5. Черни К. «Письма об изучении игры на фортепиано». Планета музыки,
2019 г.