Из опыта работы с начинающими аккордеонистами

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
Р.П. КРАСНООБСК
ДОКЛАД
ТЕМА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
С НАЧИНАЮЩИМИ АККОРДЕОНИСТАМИ
Исполнитель: СЕДОГИНА Е.С.,
преподаватель класса аккордеона
Р.П. КРАСНООБСК 2021
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ЭТАПЫ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ……………………5
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий доклад является обобщением моего опыта в работе с
начинающими обучаться игре на аккордеоне. В своей работе я
опираюсь на уже имеющиеся методики обучения, это такие авторы
книг, как Г. Бойцова, Р. Бажилина, Л. Панайотова, В. Лушникова и
другие.
Для первоначального обучения начинающих главное, чтобы рядом
находился в высшей степени умелый музыкант и педагог, самый
опытный и терпеливый. Именно в этот период решается вопрос о том,
быть ли ребёнку музыкантом.
Секрет вхождения ребёнка в страну музыку заключается в
способности педагога, несколько не отрывая ребенка от естественной
для их возраста «игровой фазы, незаметно ввести в мир звуков,
пробудить любовь к музыке, «зажечь», «Заразить» ребенка желанием
овладеть языком музыки, а также сделать интересными и любимыми
занятия музыкой.
Для этого педагог всегда должен быть собран, предельно
мобилизован, не зависим ни от каких своих внутренних переживаний
или неполадок. Для того чтобы занятия с учеником дали успешные
результаты, надо самому быть постепенно активным. Не должно быть
постоянно уроков. Педагог должен следить за своей речью, стараться
разнообразить её, привлекать удачные сравнения, образные
характеристики.
Начиная с первого урока и вплоть до выпускных экзаменов, главной
целью всей практической работы является стремление привить навыки
самостоятельной работы. Отсюда вытекают и основные требования к
ученикам умение:
Думать
Слушать
Понимать
Видеть (нотный текст)
Эти требования с первых же шагов обучения направлены на
организацию и активацию внимания учащегося.
Занятия с учеником творческий процесс. Ребенок должен
чувствовать, что преподаватель разговаривает с ним как с равным,
рассуждает сам и серьёзно выслушивает его рассуждения. Ребёнок
испытывает чувство ответственности. С этого начинается авторитет
педагога.
Разговаривая и рассуждая с ребенком на равных, в то же время
нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно
конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна
быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и
соответствующих «игровых движениях». Излагать задачу нужно ясно,
конкретно и метко.
4
Большую роль в первый период обучения музыке, равно как и в
дальнейшем, играет домашнее окружение. Необходима ежедневная
помощь в освоении нового. Всегда прошу родителей следить за тем,
чтобы ученик чередовал приготовление уроков по предметам с
занятиями за инструментом.
Обязательное требование к ученику держать «на вооружении»
большую часть пройденного репертуара. В дневнике учащегося полезно
завести «Репертуарную» страничку, куда следует заносить названия
выученных произведений. Если не регулярное повторение пройденного,
то хотя бы изредка возвращение к старому закрепляет полученные
навыки, происходит осмысление на новом этапе недоосознанного ранее.
При повторении пройденного у ученика появляется потребность
разнообразить звукоизвлечение. Новые звуковые представления
неизбежно рождают новую технику в пройденных ранее вещах.
Для того чтобы музыкант приобрёл специфическое музыкальное
мышление, т.е. оно стало абстрактно-музыкальным, необходимо
ребёнку пройти определённые стадии развития. В том, что эти стадии
существуют и их нельзя миновать, убеждает практика: на самом I этапе
развития дети охотнее играют песенки со словами, нежели без слов, их
музыкальное мышление полностью подчинено словесному образу
(хорошо, если это подкреплено и зрительно: яркие картинки,
иллюстрации). Затем совершается постепенный период от этих пьес к
более обобщенным музыкальным образам, где само название (танец,
песня, марш) даёт подсказку направлению образного мышления
ребёнка.
Научить не только играть, но и понимать то, что играешь сложно.
По этой причине, особенно на первых порах вводится достаточно
большое количество теоретического и поясняющего материала.
Аккордеон очень сложный в изучении инструмент. Играть
приходится на двух (или на трёх, если аккордеон готово выборный)
принципиально разных клавиатурах, причём левая клавиатура
находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле всего
обучения должны быть посадка, установка за инструментом и, конечно
руки ученика.
Действовать педагогу на начальном этапе обучения надо очень
осторожно, исподволь, не фиксируя события, не стремит ься к ранним и
быстрым успехом своих учеников, бережно развивать все наиболее
интересные и ценные задатки ребенка, прививать ему необходимые
профессиональные навыки, постепенно приобщая к нелегкому труду
музыканта.
5
ЭТАПЫ В РАБОТЕ С НАЧИНАЮЩИМИ
I. Донотный период
1. Знакомство с ребенком (эмоциональность, восприимчивость,
отзывчивость, внимательность и т.д.) по мере обучения.
2. Знакомство с инструментом:
Необходимые сведения (части инструмента, ремни, немного истории,
посадка за инструментом) как «работает».
3. Моя игра (как звучит инструмент).
4. Первый раз ученик за инструментом:
Посадка;
Работа с воздушным клапаном;
Проба звуков в разных местах правой и левой клавиатур разными
пальцами с переключением регистров;
Тянуть звуки на правой и левой клавиатурах на разжим и сжим
ровно, и (по карточкам);
Игра «с рук» детских песен типа: «Андрей-воробей», «Осень» с
пением;
Упражнение на 5-ти клавишах;
Ритмическое упражнение «Эхо»;
Ритмизация пословиц, считалок, стихов («Считалка», «Потешка») ;
«Шаги» в словах и их запись (ударные доли, безударные, акценты) .
II. Нотный период (постепенный ввод в мир нот)
5. Игра в ансамбле:
Самые необходимые теоретические сведения: скрипичный ключ -
для правой руки, басовый ключ - для левой руки, такт, тактовая
черта, двойная тактовая черта (окончание), если с точками реприза
(повторять), счёт в такте по цифрам (размер), пауза:
1) венгерская народная песня «Утёнок»;
2) русская народная песня- прибаутка «Дедушка»;
3) белорусская народная песня «Савка и Гришка»;
4) украинская народная песня «В поле на пригорке»;
5) В. Калинников «Тень-тень»;
6) «На лодочке»;
7) «Осенняя песенка»;
8) «Весёлая дудочка».
6. «Азбука» («Русские потешки и считалки с нотами и картинками» С.
и К. Железновы):
1) «Аты-баты»;
6
2) «Бабка Ёжка» длительности нот (упражнение на 5-ти клавишах);
3) «Воробей»;
4) «Гули».
7. Мажорные аккорды:
1) Полька;
2) Вальс; знакомство с простыми размерами,
3) Дождик (ре); знаки сокращённого письма (реприза,
4) Ослик. вольта, запись в нотной тетради )
8. Мелодии правой руки из 2-3-х звуков (мотив, фраза). Знакомство с
обозначением регистров:
1) украинская народная песня «Приди, приди солнышко»;
2) «Польский танец»;
3) Г. Бойцова «Упражнение» (штрих легато);
4) Русская народная песня «У кота»;
5) Т. Попатенко «Бобик»;
6) Русская народная потешка «Ладушки».
9. «Азбука» (продолжение):
1) русская народная песня «Дон дон»;
2) Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз»;
3) «Ёлочка»;
«Азбуку» можно растянуть на большой срок обучения: чтение нот с
листа, подбирать от других клавиш, разными штрихами, темпами и т.д.,
т.е. задание усложнять.
10. Мажорные аккорды: Р. Бажилин «Русская».
11. Новые ансамбли:
1) Е. Тиличеева «Праздничный марш»;
2) Чешская народная песня «А я сам»;
3) М. Блантер «Марш футболистов»;
4) П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» отрывок из балета
«Лебединое озеро»;
5) Р. Паулс, сл. Н. Королёвой «Мальчик и сверчок» .
12. Р. Газманова «Считалка»
«Шуточная колядка» (синкопы).
13. Стаккато в правой руке:
1) украинская народная песня «Ой, звоны звонят»;
2) русская народная песня «Зайчик»;
3) Г. Бойцова, сл. Ю. Щербакова «Весёлый чай»;
4) Венгерская народная песня «Чёрная курочка» (с паузами).
14. Минорные аккорды (на основе «Польки» и «Вальса»):
1) Р. Бажилин «Грустиночка»;
7
2) Р. Бажилин «Грустный вальс».
15. Подготовка к игре двух рук. Игра в две руки (с ударом по сетке) :
1) Р. Бажилин «Медвежий вальс»;
2) Р. Бажилин «Медвежий вальс»;
16. Ансамбли на правой руке:
1) «Чешская детская песенка»;
2) латвийская народная песня «Ай я жу-жу»;
3) русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт» обр.
Г. Бойцовой;
4) украинская народная песня «Ехал казак за Дунай».
17. Гамма До-мажор правой рукой: легато, стаккато в пределах I
октавы.
18. Новые ансамбли на левой руке:
1) русская народная песня « Там за речкой»;
2) русская народная песня «Сеяли девушки»;
3) украинская народная песня «Весёлые гуси»;
4) французская народная песня «Пастушья песня»;
5) русская народная песня «Со вьюном я хожу»;
6) русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»;
7) русская народная песня «Просо»;
8) М. Красев «Ёлочка».
19. Арпеджио правой рукой, аккорд Т35.
20. Игра с поочерёдным вступлением рук:
1) пионерский сигнал «Отбой»;
3) русская народная песня «Дождик»;
4) русская народная песня «Заинька»;
5) А. Карнеа-Ионеску «Фанфары»;
6) румынская народная песня «Поезд».
21. Игра двумя руками с басами основного ряда:
1) русская народная песня «Осень»;
2) Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова «Горн»;
3) З. Компанеец, сл. О. Высотской «Паровоз»;
4) В. Карасёва, сл. Н. Френкель «Петрушка».
22. Игра двумя руками с мажорными аккордами:
1) русская народная песня «Лиса»;
2) русская народная песня-прибаутка «Дин-дон»;
3) украинская народная песня «Лепёшки»;
4) словенская народная песня «Маленькая Юлька»;
5) Детская песня «Лошадка»;
6) русская народная песня «Как под горкой, под горой»;
8
7) русская народная песня «Теремок»;
8) сл. Б. Заходера, муз. М. Цитовича «Песенка Винни-Пуха»;
9) русская народная мелодия «Частушка» (с проигрышем);
10)русская народная попевка «Василёк»;
11)украинская народная песня «Семейка».
23. Ноты II октавы (фа, соль, ля):
1) упражнение «Фасольки»;
2) украинская народная песня «Лепёшки»;
3) детская песня «Дин-дон»;
4) детская песня «Дождик, дождик, пуще!»;
5) украинская народная песня «Приди, приди, солнышко»;
6) Р. Бажилин «Эхо»;
7) П. Вейс «Боевая песенка»;
8) украинская народная песня «Лепёшки»;
9) русская народная прибаутка «Дин-дон»;
10) русская народная песня «Лиса»;
11) итальянская народная песня «Колыбельная»;
12) украинская народная песня «Ой, звоны звонят»;
13) русская народная песня- прибаутка «Дедушка»;
14) русская народная песня- прибаутка «Пастушок»;
15) Р. Бажилин «Кукольный вальс»;
16) М. Красев, сл. М. Клоковой «Белые гуси».
24. Гамма До-мажор левой рукой , арпеджио, немного позднее .
25. Легато в мелодии, стаккато в левой руке:
1) русская народная песня «У кота»;
2) русская народная песня «Пастушок»;
3) русская народная песня «Кисель»;
4) русская народная песня «Как на зорьке»;
5) муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель «Зима»;
6) Итальянская народная песня «Нинна-Нанна»;
7) Детская песня «Котик»;
8) В. Блага, сл. М. Кравчука «Чудак»;
9) Муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Ивенсен «Маме в день 8 марта» ;
10) русская народная песня «Ладушки»;
11) детская песенка «С днём рождения».
26. Знаки альтерации:
1) Р. Лехтинен, сл. М. Пляцковского «Летка-Енка»;
2) детская песенка сл. Р. Дольниковой «Шесть утят» .
27. Нота в скобках в левой руке (поперечный ряд):
1) Р. Бажилин «Плясовая».
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойцова Г.И. Юный аккордеонист: Ч. 1 и 2. – М.: Музыка, 1994.
2. Лушников В. Школа игры на аккордеоне: Переработанное изд. Переизд. М.:
Всесоюзное издательство Советский композитор, 1985.
3. Мирек А. Школа игры на аккордеоне: Изд. переработ. и дополненное. – М.:
Всесоюзное издательство Советский композитор, 1973.
4. Бажилин Р.Н. школа игры на аккордеоне. Методика XXI века. Новые этюды и
пьесы. Подбор аккопанемнта песен по слуху: Уч.-метод. пособ. М.: Изд. В
Катанский, 1999.
5. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М.: Музыка, 1985.
6. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М.: Музыка, 1970.
7. Иванов Азарий. Руководство по игре на аккордеоне: Изд. дополн. ипереработ. /
Под редакцией П. Говорушко. – Л.: Музыка, 1990.
8. Кудрявцев А. и Полуянов П. Самоучитель игры на аккордеоне: Изд. исправл. и
дополнен. – М.: Государственное музыкальное издатетельство, 1960.