Практические рекомендации по работе в детском хоровом коллективе

Практические рекомендации по работе в детском хоровом
коллективе
1. Возрастные характеристики детского голоса
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора.
Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же
различен в характере звучания. Детские голоса более "светлые",
"серебристые", нежели женские.
Сопрано детского хора от до I до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые
связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание,
характерная лёгкость, "серебристость" тембра (особенно у мальчиков), но нет
тембральной насыщенности.
Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы:
1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное
звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I
октавы до II октавы, или ре I ре II октавы. Это дети младшего школьного
возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет
существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких
хоровых коллективов имеется по сути 1-2
х
- произведения.
В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается
профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника,
ансамблирование.
2) 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть
предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон
(до I октавы ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая
насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского
тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.
Сопрано до, ре I октавы фа, соль II октавы
Альты ля малой октавы – ре, ми
b
II октавы
В этом возрасте возможности более широки. В репертуар можно
включить произведения гармонического склада и несложно полифонические
произведения. Так же 2
х
- 3
х
г, партитуры.
3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся. В Этих голосах
смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского)
голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 2
октавы. Звучание смешанное, 8 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше
выявляются элементы грудного звучания.
В репертуаре старших хоров произведения различных стилей и эпох.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены
мутации и редко в этом возрасте поют в хоре.
Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре
может расшириться:
Сопрано до ля, си
b
II октавы.
Альты до соль малой октавы.
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного
звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит
хормейстеру определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А
также выбрать соответствующий репертуар способствующий наилучшим
образом на развитие детского голоса.
Примарные это певческие звуки звучащие наиболие естественно в
сравнении других тонов голоса. Следовательно при пении в примарной зоне
все звенья голосового аппарата работают с естественной природной
координацией.
У большинства детей домутационного периода зона примарного
звучания фа
1
ля
1
. Следует начинать распевание с этих тонов. Другие
специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже и
связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта
зона в разные годы до наступления мутационного возраста меняется. И
среднее значение высоты ре
1
ля
1
. Выяснено что, понижение голоса от 3-4
лет связано со становлением речевой функции и отсутствие полноценного
вокального воспитания.
Переходные звуки. По природе голоса детям, как и необучен взрослым
певцам свойственно использовать натуральные регистры с переходом
грудного звучания на фальцетный.
Звук "А" будет петь восходящую гамму, настроив свой голос на
грудное звучание, то предел грудного регистра, где голос как бы качается,
расположен в диапазоне ре
2
ре
b
диез
2
для альтов и фа
2
фа
b
диез
2
для
сопрано. Если ребёнок на гласный звук а будет петь в возрасте 4 5 лет этот
перелом на звуках ля
1
, си
1
, - до
2
после чего голос переходит на фальцетное
звукообразование.
2. Вокальные упражнения в детском хоре
Проба голосов проходит при индивидуальном прослушивание пение
гаммы (до
1
до
2
).
Когда в процессе работы яснее проявляется тембр, тогда
классифицируют голоса на сопрано и альты.
Певческое дыхание.
По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо
брюшным дыханием (формирование как у взрослых).
Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика
насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно
показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не
поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается.
Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:
Маленький вдох – произвольный выдох.
Маленький вдох медленный выдох на согласных "ф" или "в" по
счёту до шести, до двенадцати.
Вдох со счётом на распев в медлином темпе.
Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову
без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.
Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для
формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания
голосового аппарата.
Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание
упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на
мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования
звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную
установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.
Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут
принимать правильное положение, при взятии дыхания.
И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем
качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых
произведениях.
Начальный этап пения является распевание. Его следует начинать с
наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это ми
b
фа
1
, сопрано соль
1
ля
1
. Но поскольку у всех детей разная природа голоса,
то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.
Принципы подбора вокальных упражнений.
Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е
функции:
1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и
красивого звучания в произведениях.
Подготовка к работе создание эмоционального настроя, и введение
голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой
динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?
Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый
звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.
Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует
образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение,
правильное произношение гласных).
На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь
стоя.
В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона
(например у сопрано до звуков ля
b
си
b
II октавы профессиональной
подготовленной работой; до фа фа II октавы в школьном хоре).
Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее
состояние хорошо начать распевание как бы с "настройки". Петь в унисон
закрытым ртом .
Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит
детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при
пении гласной "А", а так же следить за активным произношением букв "Н, Д"
упругими губами.
Это упражнение может быть полезным для развития динамического
диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так
чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных
положениях звуков.
Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение
сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при
переходе на полутоны петь их "узко", иначе остальные звуки потеряют
высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается
потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.
Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при
переходе на следующий звук. Обучение пению на легато это самое сложное.
Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять
упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на
дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык
динамической гибкости.
Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз
(способствует также продолжительности выдоха). Подобное упражнение –
активность голосообразующих органов это, и служит для развития
подвижности голоса.
Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы
сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание
голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала
используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем
использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит
постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как
быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими
шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе
подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку
перед певцами будет ставится непосильные задачи.
3. Работа над вокально хоровыми навыками
Дикция (греч.) произношение "Критерий достижения хорошей
дикции в хоре это полноценное усвоение содержания исполняемого
произведения аудиторией"
1
Формирование хорошей дикции основывается на правильно
организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая
над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются
1
Теория и практика работы с детским хором. Г.П. Стулова. М, 2002г.
научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем
неплохо потому что именно ясность согласных помогает, понять текст
произведения. Формирование гласных и произношение их так же
необходимо. Необходимо научить хор и приёму редуцирования
2
и
продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных,
произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем
в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова
к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается
особым режимом дыхания.
Работа над гласными.
Основной момент в работе над гласными воспроизведении их в
чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют
согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на
понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и
малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость
дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой
округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения
тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых
партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной
правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности
перестройки артикуляционных укладов гласных.
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по
его выражению применял в зависимости от того "что требуются звуки"
(осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания
можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое
звено при пение охватывало все гласные.
Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не
2
Редукция – ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков. редуцированный
гласный.
следует путать это понятие с сонбированием т.е. затемнением.
а
е
о
у
а е и а
а е о а
а е у а
е а и е
е а о е
е а у е
о а и о
о а е о
о а у о
у а и у
у а е у
у а о у
а и е а
а и о а
а и у а
е а а е
е и о е
е и у е
о е а о
о е и о
о е у о
у е а у
у е о у
у е и у
а о и а
а о е а
а о у а
е о а е
е о и е
е о у е
о и а о
о и е о
о и у о
у и а у
у и е у
у и о у
а у и а
а у е а
а у о а
е у а е
е у о е
е у и е
о у а о
о у е о
о у и о
у о а у
у о и у
у о е у
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование
гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование
гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую
трудность.
При гнусавости применять гласные "А, Э" и в сочетании с губными
согласными.
При глубоком звучании голоса используют , Е" приближающие
вокальную позицию в сочетание с переднеязычными или зубными
согласными.
Открытый елый звук" устраняется при пение гласных "У, О" в
сочетание с сонорными "М, Л".
Горловой призвук при помощи гласных "О, У" в сочетание с
глухими согласными.
Согласные окончания присоединяются при пении к последующему
слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в
пении их нельзя сливать – вторую гласную спеть на новой атаке.
Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными.
Особенно шипящие и свистящие "С, Ш" потому что хорошо улавливается
ухом, их надо укорачивать, иначе при пение будет создавать впечатление
шума, свиста.
Для соединения и разъединения согласных существует правило: если
одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или
приблизительно одинаковыми согласными звуками -т; б-п; в-ф) то в
медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда
такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто
соединять.
Особенности произношения согласных.
Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова
произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными
звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли…
Зубные согласные "Д, З, С, Т" перед мягкими согласными
смягчаются: д
ь
венадцать, ка(з
ь
)нь, пе(с
ь
)ня и т.д.
Звук "Н" перед мягкими согласными произносится мягко:
стра(н
ь
)ник.
Звуки "Ж, Ш" перед мягкими согласными произносится твёрдо:
прежний, вешний.
Возвратные частицы "ся" и "сь" на конце слов произносятся твёрдо
"как" "са" и "с".
Сочетание "чн" "чт" "как" "шн" "шт": ску(ш)но, коне(ш)но.
В сочетаниях "стн" "здн" согласные т.д. не произносятся: гру(сн)о,
по(зн)о.
Сочетание "сш" "зш" в середине слова и на стыке слова с предлогом
произносятся как твёрдое долгое "ш": бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов как
написано: произнёс шепотом.
Сочетание "сч" и "зч" уподобляются долгому "щ": (щщ)астье,
изво(щщ)ик.
Сонорный "р" произносится утрированно как и все глухие.
Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический
ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность
произношения.
Работа над ритмической чёткостью.
Краснощёков "умение петь вместе, ритмически чётко одновремино
произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и
прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения
является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности
исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни
одна творческая задача".
Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы
хора. Уже во время пения певцы хора относились к ритму вполне
сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.
Способы счёта:
- вслух хором ритмический рисунок.
- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.
После этой настройки солфеджировать, а уж потом петь со словами.
Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими
требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене
темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения
длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление
поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука. Борьба с этим реакция на
изменение темпа по руке дирижера.
Н.Н. Данилин: "слаженность хора познается во вступление после
паузы. Каждый понимающий по вступлению партии судит: доучен хор или
нет".
В профессионально обученных детских хоровых коллективах, что бы
добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на
ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю
пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления на мой
взгляд самый эффективный и известен с давних лет.
4. Приёмы развития слуха и голоса детей
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с
детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и
настоящего времени.
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса
можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового
восприятия и вокально-слуховых представлений:
Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью
последующего анализа услышанного;
Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора
лучшего;
Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и
элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта
учащихся;
Использование детских музыкальных инструментов для
активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится
выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального
инструмента;
Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля,
голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
Пение "по цепочке";
Моделирование высоты звука движениями руки;
Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка,
схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
Настройка на тональность перед началом пения;
Устные диктанты;
Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с
целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать
слуховое внимание;
Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
В процессе разучивания произведения смена тональности с целью
поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим
образом;
Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и
воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию,
артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
представление уме" первого звука до того, как он будет
воспроизведён вслух;
вокализация певческого материала легким стаккатированным
звуком на гласный "У" с целью уточнения интонации во время атаки звука и
при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
вокализация песен на слог "лю" с целью выравнивания тембрового
звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в
позиции нижнего, а при пении нисходящих напротив: нижний звук следует
стараться исполнять в позиции верхнего;
расширение ноздрей при входе лучше до вдоха) и сохранения
их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение
верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а
эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что
способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно,
резанирование звука;
целенаправленное управление дыхательными движениями;
произношение текста активным шёпотом, что активизирует
дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с
опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и
помогает восприятию звукового эталона;
проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка
возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса;
внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию
положения гортани с целью постановки речевого голоса;
речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте,
однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация
рассматривается как переходная ступень между артикуляционными
напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение
текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и
живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом
развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности
исполнения;
нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание
названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл
содержания;
вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания
песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога,
динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их
последовательность как на одном уроке, так и при формирование
концертных программ.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на
учащихся:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
запись основных правил пения на плакатах;
постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в
процессе пения;
организация соревнований на уроке между отдельными детьми,
группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к
занятиям;
юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий
работоспособность учащихся на занятиях;
различные индивидуальные задания и рисунки на тему
исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на
музыку;
одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью
стимуляции их интереса к занятиям;
использование дыхательной гимнастики и легких физических
упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные
напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
формирование личностного и социального смысла певческой
деятельности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть
ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём
стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности,
сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной
выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на
использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже
представление уме" звука до того как он будет воспроизведен голосом, -
сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания,
мышечной памяти и т.п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается
знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до
наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы
для каждого этапа обучения.
В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это
понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух
способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и
возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то
или иное изменение в звуковой окраске.
В.П. Морозов писал: "Вокальный слух это прежде всего не только слух,
а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии
слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов
чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип
звукообразования."
Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого
голоса и к воспроизведению.