Конспект учебного занятия "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского
творчества Кировского района Волгограда»
Конспект учебного занятия
« Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном
материале и вокальных произведениях»
Возраст 10-14 лет
Педагог дополнительного образования:
Клюнеева Светлана Александровна
Волгоград 2021
Дополнительная образовательная программа
«Секреты вокального мастерства»
Направленность Художественно-эстетическая_________________________________
Уровень освоения Углублённый______________________________________________
Срок реализации ______________1 год_______________________________________
Предназначена для детей ____________от 10 до 14 лет_____________________________
Дисциплина Вокал_____________________________________________________
Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная__________
Тема занятия: Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных
произведениях.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного
произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при
исполнении музыкальных произведений.
Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении
учебно-тренировочных упражнений.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на
дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитания уважения и любви к истокам русской культуры.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- фортепиано;
- микрофон.
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй, Настя!
Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над
чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай
вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».
Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение
(пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и
языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно
расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные
звуки.
Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата
направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового
аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость
(щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему
голосового аппарата.
III. Объяснение темы.
Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от
которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная
активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё
вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает
петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед
зеркалом. Настя, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную
работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и
артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют
правильную работу артикуляционного аппарата.
Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен
подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого
нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить
свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные
упражнения, разогревая наши связки.
Педагог: Молодец, Настя!
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не
обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как
голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в
песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные
упражнения развивают голосовой аппарат.
IV. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две
скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.
Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».
Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.
Скороговорка «Ярило»
Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыло.
Рекомендации:
В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а
также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
Педагог: Спасибо, Настя. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже
на согласную букву «Р».
Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Триглава» - о богине почвы, воды и
воздуха.
Скороговорка «Триглава»
Богиня Триглава – одна, а трём слава!
У этой богини три добрых Начала:
Одно – это почва, второе – вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.
Рекомендации:
В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы
«Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка
произносится в достаточно быстром темпе.
Педагог: Молодец, Настя!
Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв
«Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.
Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением
На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И игрою на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.
Рекомендации:
В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и
«Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа
произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям
на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно
настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть
его.
Упражнение «Буквы» - исполнение упражнения
Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,
Получилась в старину буквенная книжица.
Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ
И теперь об этом знаешь - милый друг и лично ты.
Рекомендации:
В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных
ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение
согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».
Педагог: Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется
«ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.
Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения.
ЙОТ и КАКО дружат давно.
Рядом стоят, любят ребят.
Рекомендации:
Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До
первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение
согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».
Педагог: Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО,
ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.
Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.
СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –
Буквы рядом звучат гордо.
Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ –
Буквы лучшие на свете.
Рекомендации:
Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и
гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой
октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.
Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.
ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛАГОЛЬ
Познакомиться изволь.
Укрепляет голос наш
Ты возьми на карандаш.
Рекомендации:
Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно
внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре
мажоре.
Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.
ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!
Так буквы желают всем нам,
Чтоб жить увлечённо и бодро
Ты азбуку выучи сам.
Рекомендации:
В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву».
Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в
До, Ре и Ми мажоре.
Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального
произведея
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Давай вспомним песню «Теплые лужи», которую мы разучили на предыдущих
занятиях.
Исполнение песни «Теплые лужи» сл. и муз. А. Ермолов
Рекомендации:
При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные
звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать
звукоизвлечение.
Педагог: Хорошо, Настя. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз
перед уроком.
Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Мир, который нужен мне».
Песня «Мир, который нужен мне» сл. и муз. А. Ермолова разучивание и исполнение 1
куплета и припева.
Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и
попробуем спеть её со словами.
Во время работы над вокальным произведением «Мир, который нужен мне», необходимо
обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный
аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а
работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на
одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх.
Извлекать согласные звуки мягко, певуче.
V. Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали
над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для
закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.
Итак, первый вопрос:
1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
2. Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).
3. Составные части речевой полости: (-щёки;
4. -челюсти;
5. - язык).
6. Человек, поющий песни на сцене (певец).
Молодец, Настя, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы
наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из
определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и
текста 2-го куплета новой песни «Мир, который нужен мне» слова и муз. А. Ермолова.
VI. Организационный момент.
Спасибо, Настя! До свидания. До новой встречи.