Открытый урок "Вокальное слово и дикция"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом Творчества «Вектор»
Орджоникидзевского района Кемеровской области
Открытый урок
по теме: «Вокальное слово и дикция»
подготовила
педагог дополнительно образования
Смирнова Евгения Игоревна
г. Новокузнецк
2016 г.
Конспект открытого занятия
Тема: « Вокальное слово и дикция»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам
отработки правильного произношения слова во время исполнения
музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке,
пропеванию согласных.
Развивающие:
-развить дикционные способности и навыки;
-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;
-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое
самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую
дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;
Воспитательные:
-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как
эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире
духовной культуры;
-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным
выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне
волнующих его чувств и мыслей.
Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок
артикуляционного аппарата.
Организационный момент
Педагог (П): Здравствуй, Лера! Я рада видеть тебя на индивидуальном
занятии по вокалу (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии,
создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки
педагога, ободряющей голосовой интонации).
1. Вводная часть. Введение в тему.
(П – преподаватель, Л учащийся)
П: Лера, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над
голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.
П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?
Л: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться
П: правильно. Голос это музыкальный инструмент. Правильно его
настроить значит правильно петь. Лера, а как ты думаешь, что является
наиболее важным в пении?
Л: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание
вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше
пение окажется бессмысленным?
Л: без чёткой дикции и слов
П: совершенно верно!
2. Основной этап.
Объяснение темы:
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении,
должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима
хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех
звуков и слов текста.
Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным
произношением слов при исполнении песни, над дикцией.
Тема нашего сегодняшнего занятия. «Вокальное слово и дикция».
Итак, начнем. Как всегда наше занятие мы начинаем с дыхательной
гимнастики.
Выполняем элементы дыхательной гимнастики
А.Н. Стрельниковой.
П: А теперь приступим к теме нашего занятия.
Дикция это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)
всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует
воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
П: А от чего она зависит?
Л: (Ответ ученика)
П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного
дыхания и артикуляции в целом.
П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют
в формировании звуков?
Л: (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка,
гортань.
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему
относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных
и согласных звуков.
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб,
тупогубенький бычок» (ученик пробует). Видишь, ничего не получается.
Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать,
язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо «на зевке», гортань
опущена.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и
петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата,
разрабатывать его технические возможности.
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и
активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. «Улыбка хоботок» зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,
обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3. «Вертушка» вращать языком по кругу между челюстями и губами с
задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти
неподвижны).
4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые
5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.
6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю
губу и под нижнюю.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и
активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала
медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.
Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию
(каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение
согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого
аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп
произношения.
Пакет под попкорн.
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
П.: молодец, Лера! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной
гимнастикой.
Теперь приступим к вокальным упражнениям.
П. Лера, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и
без них можно обойтись?
Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо
настроить.
П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков,
точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя»,
а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение
помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить
о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо
следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»
3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять
«вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией,
правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха,
выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать.
Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно
льющийся звук, когда последующий звук является продолжением
предыдущего, как бы «выливается» из него).
4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру».
Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за
чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки
не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование
дыхания – выдох не должен быть сильным.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное
движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу
кончика языка.
6. В пределах терции «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за
активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать
гласные звуки. Внимание на дыхание не выталкивать воздух вместе со
звуком.
7. По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй.
П.: молодец. Лера! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к
работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в
пении?
Л. Разборчивая, понятная.
П. Как нужно произносить слова в пении?
Л. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?
Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба,
нижней челюсти, глотки)
Работа над дикцией в вокальном произведении
П.: Лера, сейчас мы будем работать над песней «Атаманши». Твоя задача
хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя,
но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в
разговор.
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей
артикуляцией.
- Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам,
соблюдая правильное произношение согласных и гласных,
звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без
утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую
позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на
сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток
согласных, которые надо произносить быстро и чётко)
- Далее ведется работа над произведением как над единым целым.
Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
Заключительный этап
Подведение итогов
П.: подведём итоги нашего занятия. Лера, как ты думаешь, удалось ли тебе
справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
Л. (ученик анализирует свою работу на уроке).
П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата,
артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в
упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом?
Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
П. - Дикция это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)
всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и
правильного дыхания.
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей
дикцией.
Спасибо за урок. Ты сегодня молодец. До встречи!
Список используемой литературы
1. Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт Петербург, издательство
«Планета музыки», 2008.
2. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей»
Издательство «Учитель» 2002.
3. Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://ped-kopilka.ru
2. http://moi-mummi.ru