Методический доклад "Развитие технических навыков обучающихся на уроках специальности в школе искусств"

+Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №6»
Методический доклад
Развитие технических навыков
обучающихся на уроках специальности
в школе искусств
Солодун Елена Владимировна –
преподаватель по классу домры
г. Курск -2018г
ВВЕДЕНИЕ
Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих
педагогов - музыкантов,- это вопрос о воспитании технических навыков
обучающихся. Он в равной степени актуален на всех этапах обучения
будущих музыкантов.
Выдающийся скрипач и педагог К.Флеш утверждал: «Мы знаем, что для
совершенного художественного исполнения прежде всего необходим
тщательно отлаженный двигательный аппарат, действующий со всей
возможной свободой и естественностью». Систематическое и планомерное
развитие технических навыков обучающихся является одной из главных
задач обучения исполнительскому мастерству на любом музыкальном
инструменте.
Музыкальная педагогика всегда рассматривала гаммы и упражнения как
важное и эффективное средство для технического развития музыканта. Их
значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном
виде работать над основными техническими трудностями, что способствует
рационализации процесса обучения. Упражнения и гаммы нужны в
повседневной работе как материал позволяющий уделять значительную
часть времени игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах , ни даже
в этюдах.
На проблему развития техники существует много различных
теоретических взглядов (школ), издано множество учебных пособий, но
каждый педагог, столкнувшись на практике с этой проблемой в учебном
процессе, вырабатывает свою систему развития технических навыков
обучающихся.
Глава 1.
Техника-искусство воплощения замыслов
Техника: Совокупность приёмов, применяемых в каком – нибудь деле,
мастерстве. (Толковый словарь русского языка)
Один из крупнейших пианистов прошлого И.Гофман писал: «Техника –
это ящик с инструментами, из которого искусный мастер берет то, что ему
нужно в данное время и для данной цели», поясняя далее, что: « Техника –
это общее определение, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные
ноты, октавы, легато и различные туше, стаккато, а также динамические
оттенки». В таких определениях техника понимается как «сумма»
элементарных навыков.
К.Игумнов известный педагог ХХ века, профессор Московской
консерватории говорил: «Ведь само слово «техника» происходит от
греческого слова techne, которое означает искусство, мастерство.
Начиная разговор именно о техники необходимо не упускать из вида
главное: техника не может существовать в отрыве от постановки музыкально
художественных задач. «Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает
технику от содержания музыкального произведения»- писал К.Игумнов.
Неверно под техникой понимать только то, что касается скорости, силы
и выносливости; техника - понятие более широкое, оно включает в себя всё,
чем должен обладать музыкант, стремящегося к содержательному,
выразительному исполнению.
Для того ,чтобы исполнить даже самое простое музыкальное
произведение юному музыканту недостаточно желания или дарования –
необходим долгий, настойчивый и тяжелый труд. Повседневная работа над
техникой помогает глубже понять изучаемое произведение, способствует
более качественному исполнению. Эта работа должна начинаться с самого
первого урока по специальности и продолжаться на протяжении всего курса
обучения в школе. На различных этапах обучения перед обучающимся
ставятся разные технические задачи. Воспитание технического совершенства
юного музыканта - вот задача, которую необходимо ставить и уметь
разрешать каждому педагогу.
Глава 2.
Приёмы и методы развития технических навыков
Из всего выше сказанного можно определить основную цель
технического развития обучающегося обеспечение условий, при которых
технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую
музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному
подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.
Творческий рост начинающего музыканта связан с расширением
музыкальных представлений, с активным стремлением ярче выразить
характер и содержание исполняемой музыки; технический аппарат при этом
следует развивать так, чтобы он помогал решать поставленные музыкально-
художественные задачи.
Развитие технических навыков на начальном этапе обучения
Работа по развитию технических навыков у обучающихся должна
строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития.
Она должна быть посильной и последовательной и строится на основе
принципа наглядности, в данном случае - на основе показа педагогом игры
на инструменте. Лучше исключить из педагогической практики
механические методы, при которых ученик автоматически повторяет
многочисленные упражнения, не зная их цели и конечного результата.
Хороший преподаватель знает, что успехи невозможны, пока подопечные
не втянутся в свои упражнения; педагог должен сделать так, чтобы ученику
понравилось заниматься. Иногда дети, имевшие пламенное желание учиться,
после третьего, четвертого урока начинают разочароваться, встретившись
даже с небольшими трудностями при занятиях на инструменте. Однако это
не значит, что надо отказаться от изучения технического материала. Он
необходим, потому что усвоение любого навыка невозможно без него.
Развитие основных элементов техники
В понятие технический материал входят такие компоненты как:
упражнения, гаммы, арпеджио и этюды, т.е. материал, который является
вспомогательным в развитии исполнительской техники музыканта и
преодолении различных технических трудностей.
Приступая к работе над техническим материалом педагогу необходимо
поставить перед учащимся несколько определенных исполнительских и
методических задач. Но главным условием является убеждение ученика в
необходимости изучения данного материала и привитие целеустремленной
работе над ним.
Поиск путей развития техники игры , работа с учениками над
преодолением технических трудностей способствовали созданию огромного
количества разнообразных упражнений для каждого инструмента.
В музыкальной педагогике упражнение предназначено для решения
чисто технических задач: достижение беглости, плавности, ритмической
четкости, динамического разнообразия и т.д.
Упражнение - это контролируемая сознанием тренировка рук, мышц, т.е.
средство развитие гибкости, беглости, ловкости пальцев и частей рук. Есть
множество упражнений, рассчитанных на совершенствование одного вида
техники или ежедневного разыгрывания:
-упражнения на развитие беглости пальцев;
- упражнения на развитие координации рук;
- упражнения на развитие силы пальцев;
- упражнения на подготовку смены позиции;
- упражнения для увеличения растяжки пальцев;
-штриховые упражнения;
-ритмические упражнения;
-звуковые упражнения и т.д.
Об особенностях работы над различными видами упражнений написано
много учебных пособий для каждого инструмента. Но особенность
упражнений заключается ещё и в том, что работая с обучающимися над
художественным произведением, преподаватель сам может сочинить или
придумать на основе изучаемого материала произведения своё упражнение
которое будет решать проблему в преодолении трудности пьесы. Каждое
упражнение предназначено для преодоления конкретной трудности и должно
быть кратким и легче преодолеваемой трудности.
Следующим основным элементом развития техники являются гаммы.
Под гаммами принято понимать комплекс упражнений, в который входят :
гаммы, арпеджио тонических трезвучий , аккорды. Главным дидактическим
принципом при изучении гамм является переход от простого к сложному.
При всём многообразии исполнения гамм, принято выделять следующие
принципы, которые должны лежать в основе работы над гаммами:
- разнообразие исполняемых видов гамм - диатонических ( мажорных и
минорных – натуральных ,гармонических, мелодических), хроматических.
- утверждение тонического начала. Все гаммы, тонические арпеджио и их
обращения начинаются и заканчиваются тоникой.
- определенное ритмическое оформление (дуоли, триоли, квартоли)
Гаммы необходимы для:
- развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук;
- выносливости мышечного аппарата музыканта-исполнителя;
- отработки гаммообразных и арпеджированных движений мелодии в
пьесах;
- отработки различных штрихов в определенных темпах;
- выработки различных двигательных навыков;
- приобретения навыка позиционной игры.
Третье место в развитие технических навыков я отдала этюду.
Этюд это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма,
основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения
и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Жанр этюда известен еще с XVIII века. Существуют этюды для разных
инструментов и зачастую их авторами становились сами исполнители.
Этюды бывают нескольких видов:
- инструктивные этюды или этюды-ключи. Это этюды небольшие по
размеру, в них ставится всего одна техническая задача. Такие этюды
рассматриваются как тренировочные упражнения, где вырабатывается
мышечное ощущение или определенный навык игры. Инструктивные этюды
близки к упражнениям, но отличаются от них законченностью формы,
мелодико-гармоническим развитием, иногда и определённостью
выразительности характера. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на
один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на
2-3 родственных.
- художественные или концертные этюды. Данные этюды являются
виртуозными пьесами, которые предназначены, прежде всего, для
публичного исполнения. Такие этюды обязательно требуют при исполнении
наличие формы. Концертные этюды предназначены для отработки
некоторого технического приема и сочетаются с самостоятельной
художественной ценностью музыки.
На начальных этапах обучения нужно предлагать ученику небольшие
этюды или отрывки из этюдов как упражнение, а потом переходить к
разучиванию более сложных этюдов. Такие этюды лучше разучивать по
этапам, при этом начинать с самого трудного для учащегося эпизода.
Этюд помимо задачи совершенствования исполнительской техники
обладает в большей или меньшей степени художественным содержанием,
логикой музыкального развития. Поэтому необходимо уделять внимание на
раскрытие художественного образа, несмотря на то, что данное музыкальное
произведение ориентировано, прежде всего, на развитие техники.
Подбирая этюдный материал для ученика, преподаватель должен четко
представлять себе задачу, которую должен решить сам и его подопечный.
Использование на начальных этапах обучения этюдов с несколькими видами
техники будет нерациональным и неэффективным, так как внимание
учащегося рассеивается, что сказывается на качестве исполнения. Но и
давать много этюдов на один вид техники тоже нельзя – не будет
технического развития исполнителя.
Для наиболее успешного развития исполнительского мастерства
обучающегося необходимо чередовать этюды на совершенствование
разнообразных видов техники (например, гаммообразные движения,
арпеджио, двойные ноты, смешанность штрихов, скачкообразные движения и
т.д.).
Как говорил известный профессор А.Гондельвейзер «этюд полезно
разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды». Это
поможет определить, на что необходимо будет обратить внимание, а также
способствует более быстрому заучиванию этюда наизусть.
В отличие от гаммы, где повторяющиеся движения являются
однотипными, в этюдах большое внимание требуют переходы при смене
движения, то есть переходы от одного вида техники к другому. Именно
этюды развивают в исполнителе умение быстрого переключения на новое
движение.
И, наконец, важнейшим музыкальным требованием является знание
темпа и ощущение энергии движения разучиваемого этюда или гаммы.
Учащиеся должны стремиться к настоящему темпу, который может быть
несколько большим или меньшим в зависимости от возможностей ученика и
в пределах указанного автором обозначения. Ведь исполнение в настоящем
темпе и является целью, ради которой происходит вся «черновая» работа.
Главная задача этюдов – это подготовка к преодолению фактурных
трудностей при исполнении художественных произведений.
На протяжении всего периода обучения юного музыканта необходимо
проводить планомерную и систематическую работу над техническим
материалом, как важнейшим разделом музыкально-технического развития
юного музыканта.