Технологическая карта урока музыки "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс

Технологическая карта урока музыки
Класс: 7
Тип урока: комбинирований
Тема урока: Противоборство музыкальных образов в одном произведении.
Цель урока: показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена выражены
основной конфликт и основная идея произведения.
Задачи:
- разбор совместно с учащимися произведений, в которых несколько образов
контрастируют друг с другом, даже противоречат друг другу, и развитие их
представляет собой иногда напряженную борьбу.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию
музыкальных произведений.
- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания,
дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; метод игры, сравнения,
размышления о музыке, музыкального обобщения, создания художественного
контекста, создания композиций.
Наглядность: компьютерная презентация по теме урока.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор
Музыкальный материал: Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт»,
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная.
Этап урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация
учащихся на
уроке.
-Музыкальное приветствие: здравствуйте ребята!
Здравствуйте учитель!
2
Повторение
пройденного
материала
Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Ван
Бетховена, и сегодня мы услышим одно из самых
ярких его произведений – симфоническую увертюру
«Эгмонт».
Несмотря на то, что Бетховен не смог закончить
Боннский университет, он был образованным
человеком – много читал, интересовался философией.
Одно из его любимых литературных произведений -
трагедия Гёте «Эгмонт»
«Портрет В.Гёте»
-Содержание трагедии. Исторические события 16
века, связанные с борьбой нидерландского народа за
освобождение от испанского владычества. Эгмонт,
граф Лемораль, возглавил восстание против
испанского короля Филиппа второго, но становится
жертвой коварных замыслов врагов,
поддерживающих короля. Перед смертью Эгмонт
обратился к народу с призывом бороться за свободу и
независимость своей Родины.
3
Актуализация
знаний
учащихся по
теме
Обозначение
темы урока
Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня на
уроке?
Тема нашего урока: Противоборство музыкальных
образов в одном произведении.
Какую цель вы бы поставили?
Цель урока: проследить, каким образом в увертюре
«Эгмонт» Л. Бетховена выражены основной конфликт
и основная идея произведения.
-Мы поговорим о музыке Бетховена, о любви к
родине.
4
Объяснение
нового
материала
Закрепление
материала:
слушание и
анализ
произведений
-Прежде чем начать разбор увертюры «Эгмонт»,
выделим главных героев- Эгмонт, нидерландский
народ, испанские завоеватели.
- Что такое увертюра? Из скольких частей состоит
увертюра?
-Увертюра –это музыка, которая открывает оперу,
балет, драматический спектакль, кинофильм.
УВЕРТЮРА «Эгмонт» написана в сонатной форме,
состоит из нескольких частей, таких как: вступление,
экспозиция, разработка, реприза, кода.
-Образ Эгмонта был близок идеалам и настроениям Л.
Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в
увертюре.
- В музыке Л. Бетховена уже во вступлении
зарождается конфликт.
-Послушайте и скажите, как звучит вступление? -
Какие изменения происходят в мелодии?
Слушание Вступление к увертюре «Эгмонт»
-Сколько образов звучит во вступлении?
- Между кем зарождается конфликт во вступлении?
- Как звучит первая интонация вначале вступление?
-Какой характер в мелодии второй интонации?
-Так Л. Бетховен воплотил в музыке две враждебные
силы: угнетателей испанцев и страдающего под их
властью нидерландского народа. Борьба этих сил
составляет основу трагедии Гёте.
- Как мелодия развивается дальше? Какой характер в
главной партии экспозиции?
Экспози
́
ция в музыкальной форме — раздел
начального представления тематического материала
музыкального произведения или его части.
Слушание экспозиция главная партия
-Какой вы услышали характер в экспозиции?
-Главная партия имеет волевой, героический характер.
Сила и энергия ее постепенно возрастают.
-Ее героический характер говорит уже не о
-Два образа
- Образ завоевателей - образ испанского
владычества
- Образ страдающего народа- нидерландского
народа.
-Мрачный, тяжелый характер, темп медленный
- Стонущие интонации, интонации «вздохов»
-Взволнованный, тревожный, боевой характер.
Динамика постепенно возрастает
покорности, а о возмущении нидерландцев и
восстании их против поработителей.
- Вслед за первой темой, стремительно несущейся
вперед, появляется вторая (побочная) - образ
завоевателей. Но, обратите внимание, в ней нет
былого величия и властности.
Слушание экспозиция побочная партия
-Как звучит характер в побочной партии? Какие
образы можно представить?
-В побочной партии вплотную соприкасаются обе
темы вступления. В быстром темпе, в укороченных
длительностях агрессивность первой становится более
явной, в то время как вторая приобретает характер
светлый и энергичный
Вывод:
-Где зарождается главный конфликт этого сочинения?
- В какой части происходит противоборство двум
образам?
-Совершено верно! В экспозиции два образа
сталкиваются охваченные единым потоком
напряженной борьбы).
- После напряженной экспозиции наступает
-Как два образа начинают борьбу между собой.
-Главный конфликт зарождается во вступлении
Два ярких образа (1 – испанские завоеватели и
2- угнетенный народ), еще не сталкиваясь друг с
другом, ясно противостоят друг другу
-В экспозиции
разработка. Сразу скажу, что она короткая.
-Послушайте и скажите в каком хараткре начинается
тема разработки?
Слушание разработка
- В каком характере звучала тема разработки?
-Начинается она с мажорного просветления, но вскоре
на первый план опять выходит напряженный минор.
-Как вы думаете какая темра развита больше? Образ
испанцев или нидерланцев?
-Правильно! В ней как бы продолжается
сопоставление контрастных тем вступления, «борьба»
обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз
следует неумолимый и жестокий «ответ».
Многократное повторение мелодии начала главной
партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и
резкими аккордами:Но «борьба» на этом не
заканчивается. Тема «испанских поработителей»
звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще
более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный
поединок внезапно обрывается.
- Сейчас мы послушаем репризу. Обратите особое
внимание на этот раздел увертюры, помня, что
экспозиция напряженная, разработка очень короткая.
-Постарайтесь ответить на вопрос: звучит ли в
- В светлом, мажорном характере, в подвижном
темпе
- В ней о больше развита вторая тема- образ
испанских завоевателей.
репризе точное повторение экспозиции?
Слушание репризы
- Реприза, это точное повторение экспозиции или нет?
- Какая тема в ней больше развита – первая тема –
борющегося народа или вторая – образ испанских
завоевателей?
Обобщение: да, в репризе больше развита вторая
тема, особенно настойчиво, словно столкнувшись с
непреодолимой преградой, звучат мощные аккорды в
ритме сарабанды. Но вдруг они обрываются, и после
нескольких секунд полной тишины еле слышно
звучат четыре медленно следующих друг за другом,
печальных аккорда – герой погиб.
- Скажите, Эгмонт погиб, музыка остановилась или
продолжилась?
-Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и
печально звучащих аккордов. Бетховен хотел,
очевидно, передать здесь последнюю жестокую
схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Внезапно все обрывается, наступает долгое молчание.
- Реприза закончилась смертью героя, наступила кода
заключительное построение увертюры. Как звучала
музыка коды?
Слушание коды
-Нет
-вторая тема – испанских завоевателей
- музыка продолжилась
Как звучала музыка коды?
Добро победило зло! Стремительно разрастается
радостная, светлая музыка заключительной части.
Это победа, достигнутая дорогой ценой, ценой гибели
героя.
-Герой погиб, а музыка коды светлая, радостная,
стремительная, что это может означать, какой образ
возникает?
-Ну, что ж, мы разобрали всю увертюру «Эгмонт»
Бетховена.
- Какие образы мы увидели в увертюре «Эгмонт»?
-Скажите, смогли мы добиться цели урока?
-Молодцы!
- она радостная, светлая, стремительная
- победа, несмотря на смерть героя, добро
победило
-Образ столкновения, образ борьбы, образ
победы
- мы следим за развитием нескольких образов в
одном произведении, звучащих и
самостоятельно, и в совместном развитии, т.е.
увидели противоборство конфликта в увертюре
«Эгмонт»
6
Подведение
итогов или
обобщение
материала
Тест технология plickers
Тест №1
1.Увертюра - означает:
А) Вступление
B) Развитие
C) Окончание
D) Повторение
2. В каком разделе увертюры зарождается конфликт?
А) Вступление
B) Экспозиция
C) Разработка
D) Реприза
3. Увертюра "Эгмонт" написана к трагедии...
А) Гердер
B) Гейне
C) Гёте
D) Гавенер
4. Выберите в каком варианте части сонатной формы
расположены правильно:
А) Разработка, кода, реприза, экспозиция
B) Экспозиция, разработка, реприза, кода
C) Кода, реприза, экспозиция, разработка
D) Вступление , разработка, кода, реприза, экспозиция
5. Кто из композиторов написал увертюру "Эгмонт"
А) И.С. Бах
B) Л. В. Бетховен
C) Ф. Лист
D) П. И. Чайковский
Тест № 2
1. Музыкальный образ- это
А) Танец
B) Творческий замысел , жизненное содержание,
которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими
возможностями музыкального языка
C) Интонация
D) Музыкальное построение
2. В какой форме написана увертюра "Эгмонт" Л. В.
Бетховена?
А) Вариация
B) В сонатной форме
C) Этюд
D) В трехчастной форме
3. Где в увертюре звучит тема гибели Эгмонта?
А) Экспозиция
B) Разработка
C) Реприза
D) Кода
4. В каких разделах развивается музыкальный образ
борьбы?
А) Экспозиция
B) Разработка
C) Реприза
D) Экспозиция, разработка, реприза
5. Послушайте тему мелодии и скажите к какой части
сонатной формы относится?
А) Вступление
B) Экспозиция
C) Разработка
D) Реприза
7
Домашнее
задание