Работа над гаммами с учениками 1-8 классов фортепианного отделения

МБУ ДО « Детская школа искусств»
г. Ясный
Учебно - методический материал на тему:
«Работа над гаммами с учениками 1-8 классов
фортепианного отделения»
Подготовила: преподавтель
фортепиано Карагузина Г.К.
2021
Вступление.
Наверное, каждому из вас в своей жизни приходилось говорить друг другу
”Гаммы - это скучно!”, “Гаммы играть не интересно”, “Зачем их только надо
играть?” или другие высказывания подобного рода.
Сегодня мы постараемся доказать, что гаммы действительно достойны
вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.
Для многих игра гамм ассоциируется с чем то скучным и заунывным. На
улице солнышко, тепло, хочется погулять, а тут надо учить эти гаммы, ведь
скоро технический зачёт. А что такое гамма? На самом деле это всего лишь
упражнение, которые делают спортсмены, ну, скажем футболисты, они не
только бегают и гоняют мяч, а занимаются бегом, силовыми упражнениями и
всё для того, чтобы быть в хорошей форме. Вот и музыкантам тоже нужна
хорошая форма, для этого они и играют гаммы. Умея и желая играть гаммы,
музыканты могут творить на фортепиано удивительные вещи. Конечно же
это требует усердия, терпения, а также желания что-то сделать.
Игра гамм у профессиональных музыкантов, хочешь не хочешь, а с детских
лет входит в программу обучения. Ученики, затем студенты не раз сдают
преподавателям технические зачеты.
Ведь с самого начала обучения игре на фортепиано вы встречаетесь с
понятием "Гамма". Первые прикосновения к клавишам, первые песенки
построенные на звуках гаммы.
«Гаммы одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому
ученику и даже опытному искусному исполнителю», - замечает К.Черни.
«Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах
сделается излишним” (Алексеев А.Д. «Из истории фортепианного
искусства»).
Поговорим об истории возникновения гамм.
Откуда же произошло слово «гамма»? «Гаммой», т.е. названием третьей
буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд музыкант XI
века Гвидо Д’Ареццо. Ему же мы обязаны и названием и самих нот.
Кроме русского языка, слово “гамма” употребляется во французском (датте);
в других же европейских языках используется слово “лестница”. В русских
трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова “лестница” или
“лествица” (также “музыкальная лестница” или “лестница тонов”).
Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада,
расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем
порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.
Как вы думаете? Сколько надо играть гаммы?
В XIX веке гаммам и упражнениям уделялось чрезвычайно много внимания.
Но постепенно эта практика занятий начала подвергаться все более
решительному осуждению, что привело к менее успешному развитию
техники, так как работа над ней не велась достаточно систематически. Эти
тенденции получили известное распространение и в нашей стране,
преимущественно в двадцатые годы прошлого столетия. К счастью,
ошибочность их была довольно скоро осознана. Современная русская
педагогика рассматривала гаммы и упражнения как важное и эффективное
средство для технического развития ученика.
Например, великий Антон Рубинштейн работал над упражнениями и
гаммами в течение всей жизни, С.В. Рахманинов в молодые годы и лишь
некоторые, как А.Н. Скрябин не придавали им особого значения. Однако этот
последний пример уникален в своем роде и никак не может служить
образцом для рядового ученика музыкальной школы. В младших и старших
классах игра гамм не должна занимать много времени и на уроке, ни дома.
Но в тоже время эта работа очень важна.
Значение изучения гамм
Польза от изучения гамм очень велика. Изучение гамм позволяет:
- во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники;
- во-вторых, познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-
квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей;
- в-третьих, помогают ученику научиться слышать и вести двухголосные
пассажи;
- в-четвёртых, помогают ученику выработать пальцевую чёткость, ровность,
беглость.
- в-пятых, игра гамм помогает выработке аппликатурной дисциплины
ученика.
Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой
составной частью воспитания пианиста.
Если внимательно прислушаться в любой мелодии можно услышать гамму.
Владение гаммами представляет собой, по выражению Листа, тот «ключ»,
владение которым открывает путь к любому музыкальному произведению.
Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле - в
музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Кто имеет заранее сделанные заготовки - хорошо выученные гаммы, - тот
сыграет без особого труда любое произведение.
Трудности при работе над гаммами на начальном этапе.
В работе над гаммами для начинающего ученика нередко представляет
известную трудность подкладывание первого пальца.
Как же правильно произвести подкладывание?
Замечу что, первый палец не должен быть опущен слишком низко (лежать на
клавише). «Лежащий первый палец, - замечает Л. Оборин, - неловок,
неуклюж в движениях и более напряжён, чем «высокий» первый
палец. Играющий опирается на третий палец и затем как бы
соскальзывает на лёгкий и высокий первый палец” (Оборин Л.Н. Статьи.
Воспоминания).
Можно добавить, что этот палец ударяет по клавишам не вертикально, а
косым, боковым движением.
Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание
пальцев.
Вот только некоторые из них (все упражнения ученики демонстрируют на
инструменте)
Вот одна из старинных рекомендаций: играя До-мажорную гамму,
останавливаемся на звуке «ми», поддерживая клавишу в опущенном
положении. Следующий звук «Фа» играется попеременно то четвертым, то
первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени («си»), после чего
следующее за нотой «си» «до» играется то пятым, то первым пальцами:
А вот еще способ: играем любую гамму аппликатурой 1-2-1-2-1-2 п. или 1-3-
1-3-1-3 п, или 1-4-1-4-1-4 п.
Или - вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится
подкладывание:
Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши
должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка
фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации
кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору пальцев, иначе сила
от плеча не дойдет до их кончиков.
Немного о темпе.
При работе над темпом есть главное условие. Темп при работе над гаммами
должен браться тот, в котором все прослушивается и получается.
В процессе работы, постепенно темп надо увеличивать, стремиться к более
быстрому темпу. Однако, ученикам надо объяснить, что быстрый темп это
не предельный, а тот, в котором все гладко получается. Вся работа над
гаммами все время должна вестись под чутким слуховым контролем. Итак,
перейдем к работе над гаммой.
Звуковые (артикуляционные) способы работы над гаммой (предложить
ученикам поиграть гаммы различными способами)
Вот некоторые способы. которые я использую в работе с учениками:
1. Проиграть гамму на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача
- добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука.
2. Проиграть - «пропеть» гамму так, как если бы ее играли скрипач или
виолончелист, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой.
3. Исполнить гамму серебристым, прозрачным и легким звуком с
постепенным diminuendo к концу.
4. Проиграть гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», не
«прятаться». По выражению Н.Перельмана "пиано должно быть слышно и в
сотом ряду зала".
5. Проиграть гамму кистевым staccato. Здесь поможет верное движение:
отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.
6. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком
пальца мы как бы арапаем» клавиши, делая активное, резкое движение
пальца под ладонь.
7.Можно проучить гаммы различными штрихами: правая lеgato, левая
staccato и наоборот.
Играя гаммы такими способами, мы можем рассматривать партии обеих рук
как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые
могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые
нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач
развития полифонического слуха и мышления.
Динамические способы работы над гаммой (предложить ученикам
поиграть гаммы различными способами)
Русские педагоги Т. Лешетицкий, В. Сафонов и другие рекомендовали играть
гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного,
постепенного crescendo и diminuendo в пределе от рр до f (не допуская,
однако, чрезмерной силы удара, вызывающей напряжения руки), или играть
гамму одной рукой – рр, а другой – f. Вот некоторые варианты:
1. Играть гамму "звуковысотной динамикой": вверх сгеscendo - вниз
diminuendo.
Здесь ученики сами могут придумать образное сравнение. Например: «мы
забираемся на гору». Задача: при подходе к «вершине» гаммы играть
становится труднее, учащиеся затрачивают большие силы и энергии, что
ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более
глубокому погружению пальцев в клавиши.
2. Проиграть гамму вверх diminuendo, вниз сгеscendo и наоборот.
3. Проиграть гамму левой рукой на piano, правой рукой на
forte и наоборот.
4. Более сложный способ - проиграть гамму вверх левой рукой на сгеscendo.
а правой на diminuendo, вниз правой рукой на сгеscendo. а левой на
diminuendo,
Интересно высказывание М. Лонг о значении левой руки: «... Исполняя
гаммы, не забывайте левая рука должна быть ведущей. Именно левая рука
должна увлекать за собой правую руку: в противном случае левая рука будет
отставать. В гаммах левой руке принадлежит ритмический приоритет. Левая
рука – «регент хора», как говорил Ф.Шопен».
Ритмические способы работы над гаммой (предложить ученикам поиграть
гаммы различными способами)
Наряду с артикуляционными, динамическими вариантами при работе над
гаммами большую пользу дает изучение различными ритмическими
вариантами.
- Играем гамму в пунктирном ритме:
- Играем дуолями с акцентом на первом звуке и на втором:
- Играем триолями на слог «му-зы-ка»;
- Играем квартолями на слог «я иг-ра-ю»;
- Играем секстолями на 3 октавы на слог «я си-жу иг-ра-ю»;
- Исполнение гаммы с остановками на тонике. Гамму играем быстро
и легко с остановками на первых нотах каждой октавы. На Тонике
мгновенно освобождаем руку, как бы «взлетая» вверх запястьем, но не
отрывая пальцев от клавиши, и спокойно опускаемся в исходное
положение. На остановках сознание готовится к новым «перебежкам»,
думаем об аппликатуре, направляем движение рук.
- Играем с остановками на тонике через 2 октавы.
- Играем с остановками на тонике через 4 октавы.
Ниже приведена небольшая таблица обозначений характера исполнения
произведений. Стоит предложить учащемуся поиграть гаммы в данных
характерах. Пусть в данном случае сам ученик выберет штрихи, темп,
динамик (предложить ученикам поиграть гаммы в различных характерах)
Итальянские
термины
Их значение
Итальянские
термины
Их значение
Amoroso
С любовью,
нежно
Con anima
Deciso
С
воодушевлением
Animato
Appassionato
Brillante
Burlesco
Con dolore
Con brio
Dolce
Воодушевленно
Страстно
Блестяще
Насмешливо
С грустью
С жаром
Нежно
Grazioso
Misterioso
Sherzoso
Morendo
Semplice
Capriccioso
Решительно
Грациозно
Таинственно
Шутливо
Замирая
Просто
Капризно
Игра гамм в ансамбле (предложить ученикам поиграть гаммы в ансамбле).
Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом или с другим учеником, тем
самым развивать ансамблевый слух. Очень хорошо, если в кабинете для
занятий имеется два фортепиано. Задача ученика сводится здесь к тому,
чтобы вслушиваться в синхронность звучания и учиться вступать вовремя.
1. Играем гаммы в ансамбле с динамикой. Ученик играет вверх сгеscendo -
вниз diminuendo, преподаватель наоборот вверх diminuendo-вниз
сгеscendo.
Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и
партнера.
2. Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами.
Например: педагог legato-ученик staccato.
3.Очень увлекательно упражнение «Поймай меня». Педагог начинает играть
гамму, ученик вслушивается и вступает со второй октавы («ловит» педагога),
2-я октава играется в ансамбле, 3-ю педагог играет один. Ученик вступает на
4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
Заключение
«Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф
Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в
этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в
фортепианной игре…» (Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы
о фортепианной игре. М., 1961. с.85).
Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно
принести огромную пользу для технического и музыкального развития того,
кто обучается фортепианной игре.
Но и тогда, когда период ученичества остается позади без систематической
разработки этой поистине золотой жилы не может обойтись ни один пианист.
И, в заключении, хотелось бы привести небольшой отрывок из письма К.
Черни своей ученице из книги Сергея Айзенштейна «Учитель музыки. Жизнь
и творчество Карла Черни»
«...Вы живете в такое время, когда музыка становится истинным
благородным и возвышенным наслаждением, когда беспрерывно
появляющиеся новые и прекрасные сочинения дают Вам понятие о
богатстве и разнообразии музыкального искусства.
Но за всем тем прошу Вас, не забывайте упражнений для пальцев и
продолжайте повторять с равным прилежанием гаммы во всех
звукоизмерениях. Польза этих вспомогательных средств беспредельна; в
особенности же диатонические и хроматические гаммы имеют некоторые
свойства, изучение которых необходимо даже для самого искусного
артиста».
Список используемой литературы.
1) Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. –
М.: Госмузиздат, 1961.
2) Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.
3) Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. - М.: Музыка, 1971.
4) Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. - М.: Музыка, 1977.
5) Мильштейн Я. Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987.
6) Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина,
1977.
7) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.
8) Николаев Л. Статьи и воспоминание современников. Письма к 100 - летию
со дня рождения. - Л..: Сов. композитор, 1979.
9) Очерки по методике обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1955.
10) Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.
11) Тимакин Е. Навыки координации в развитии. - М.: Сов. композитор, 1987.
12) Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.
13) Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1977.
14) Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -
Л.: Музыка, 1985.
Гаммы помогают ориентироваться в любой тональности
"Гаммы-музыкальная таблица умножения". Иосиф Гофман
Вторая польза: переключение между тональностями
Вам будет легко играть песню в любой тональности. Можно перебрать различные тональности и
выбрать себе ту, в которой, например, будет удобно петь и аккомпанировать.
Техническая польза
При игре гамм происходит:
выработка беглости пальцев;
тренировка четкости удара, плавности, ровности игры;
тренировка независимости пальцев;
координация движений в обеих руках.
На гаммах также полезно отрабатывать различные приемы - связная и отрывистая игра, игра с
различным ритмическим рисунком, движение от тихого звучания к громкому и т. д.
То есть мы отрабатываем приемы, которые наверняка встретятся в произведениях.
Разыгрывание
Как спортсмен разминается перед основной частью упражнений, как певец распевается перед
исполнением произведений, так и инструменталисту желательно разыграться.
Таким образом вы настроитесь, да и теплыми руками будет легче играть произведения. А еще
лучше поиграть гаммы в тех тональностях, в которых написаны исполняемые вами произведения.