Подготовка к ЕГЭ "Система образов в художественном произведении"

Подписи к слайдам:
Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 г. Реж

Система образов

в художественном произведении

Система образов - Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. Система образов Система образов
  • Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
  • Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
  • Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.
Классификация литературных образов Классификация литературных образов
  • 1. По предметности:
  • образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
  • образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
  • образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
  • образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.
2. По смысловой обобщённости:
  • 2. По смысловой обобщённости:
  • индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" А. Булгакова);
  • характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
  • типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);
мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи ("деревенская Русь" у С.Есенина, "Прекрасная Дама" у А. Блока и т.п.);
  • мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи ("деревенская Русь" у С.Есенина, "Прекрасная Дама" у А. Блока и т.п.);
  • топос ("общее место") — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы "мир как книга" в культуре европейского Средневековья, "мир как театр" — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
  • архетип (термин "аналитической" психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о "мировом древе" и их отражения в литературе).
 По мере условности:
  •  По мере условности:
  • образ-символ
  • образ-аллегория
  • образ-миф
Образы автора, героя и персонажа
  • Образы автора, героя и персонажа
  • Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
  • Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
  • Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
  • Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
  • Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.
  • Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
  • Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
  • Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

Название литературного образа

Краткая характеристика

Художественный образ (общее понятие)

Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала

Литературный персонаж

Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения

Образ автора

Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла

Образ рассказчика, образ повествователя

Персонифицированный герой, повествующий о событиях

Образ лирического героя

Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Эпический герой

Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения

Драматический герой

Действующее лицо драматического произведения

Главный герой

Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения

Второстепенный персонаж

Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения

Внесценический персонаж

Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении Образ рассказчика в литературном произведении Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 

Судьба человека

Тип рассказчика

Краткая характеристика данного типа

Пример

"Обрамляющий" условный рассказчик

Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна

И. С. Тургенев "Записки охотника"

Бесстрастный повествователь

Изображает события как сторонний наблюдатель

А. С. Пушкин "Повести Белкина"

Главный герой произведения

Повествование в произведении ведется от лица главного героя

Ф. М. Достоевский "Подросток"

Рассказчик - словесная маска

Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт

Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий

Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного

Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков

Художественное произведение имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков

Л. Н. Толстой "После бала"

 

 

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Взаимоотношения персонажей Взаимоотношения персонажей
  • Антиподы — персонажи, связанные отношениями противоположности, обладают противоположными чертами, но не вступают в борьбу (Ольга и Татьяна Ларины, Обломов и Штольц).
  • Антагонисты — персонажи, чьё противостояние выливается в конфликт (Е. Базаров и П. Кирсанов, Фамусов и Чацкий).
  • «Двойники» — персонажи, сходные по сюжетной роли; различают полное двойничество (провокатор и доносчик Алоизий Могарыч и Иуда) и неполное двойничество, когда герои имеют какое-то принципиальное отличие в идеологических основаниях и мотивах своих поступков (Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов: Лужин, как и Раскольников, следует своей «теории).
Для характеристики системы образов, необходимо: Для характеристики системы образов, необходимо:
  • выявить все образы, присутствующие в произведении, и определить их вид (образы персонажей, предметов, природы, автора/повествователя, времени, пространства и т.п.);
  • соотнести образы с проблематикой произведения и объяснить их иерархию (главные, второстепенные);
  • дать характеристику отдельных групп образов;
  • выявить и охарактеризовать принципы, организующие систему образов (принцип контраста, принцип подобия, принцип дополнительности, принцип удвоения);
  • охарактеризовать средства создания образов, в том числе тропы, стилистические фигуры.
Интернет-источники
  • http://belgdb.ru/assets/templates/project/victorina_book/img/01.png
  • http://www.playcast.ru/uploads/2009/04/10/924938.jpg
  • http://www.playcast.ru/uploads/2009/04/10/924938.jpg
  • http://5litra.ru/other/table/456-sistema-obrazov-v-hudozhestvennom-proizvedenii.html
  • http://www.iz-expo.ru/images/614435.jpg
  • http://myfhology.info/gods/greece-gods/nika2.gif
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5814/47407354.30b/0_a0653_6b5882cb_orig.png
  • http://cdn01.ru/files/users/images/2e/d0/2ed0ac60e3861da5a506330d656b8a61.gif
  • http://chitaj.ucoz.net/index/sistema_obrazov/0-46