Организация самостоятельных занятий учащихся в классе аккордеона

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №48»
ДОКЛАД
Тема: Организация самостоятельных занятий учащихся
в классе аккордеона
Выполнила:
преподаватель МБУ ДО
«ДШИ №48»
А.Г. Качурова
Новокузнецк, 2021
Содержание
1.Введение
2. Основные задачи преподавателя в организации самостоятельных занятий
учащихся
2.1. Организация домашних занятий учащегося
2.2. Воспитание навыков самостоятельности и развитие творческого
потенциала в работе над музыкальным произведением
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Основной целью ДШИ и ДМШ в обучении детей является подготовка, в
большинстве своем музыкантов любителей, которые обладают навыками
музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить
музыкальное произведение, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к
ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего весьма
средние музыкальные данные. Все это требует от педагога высокого
профессионального творческого подхода к обучению, терпения и уважения к
ученику.
Одним из важных компонентов в развитии учащихся музыкальной школы
являются самостоятельные занятия. Самостоятельные занятия это форма
организации обучения, когда учащиеся под прямым или косвенным
руководством преподавателя самостоятельно выполняют различные виды
заданий. Самостоятельные занятия осуществляются:
- на самом уроке и тогда они становятся органической частью урока,
вытекают из той работы, которая на нём проводится;
- в домашних занятиях учащегося при выполнении им заданий,
полученных на уроке, - и тогда они дополняют и закрепляют пройденное на
предыдущем уроке.
2. Основные задачи преподавателя в организации самостоятельных
занятий учащихся
Навыки самостоятельности надо прививать учащимся с первых шагов
обучения игре на инструменте, так как в последующие годы обучения
прививать эти навыки значительно труднее. Буквально с первых же дней
занятий педагог должен обратить особое внимание на отношение ученика к
труду и никогда не выпускать из поля зрения этот важный фактор,
обеспечивающий успешное обучение музыке.
Практика работы показывает, как много надо трудиться, чтобы добиться
успешного решения исполнительских задач, в частности преодоления
отдельных трудностей. Человеку по природе свойственно чувство
самостоятельности, стремление самому испытать и попробовать. В этом
стремлении дети проявляют особое упорство. Часто родители и педагоги не
учитывают этой детской особенности психики, чрезмерно опекают ребёнка,
приучают его к пассивному отношению к учёбе. Поэтому основной задачей
педагога является необходимость найти индивидуальный подход к каждому
ребёнку, разбудить в нём инициативу и трудолюбие, выявляя и развивая всё
лучшее, что есть в его даровании.
Успех учителя зависит от того, насколько глубоко проник он в
человеческие и музыкальные особенности ученика. Приходя на первые
уроки, дети сталкиваются с новой для них областью познания, в которой на
каждом шагу возникает определённый интерес к происходящему и
многочисленные вопросы. Необходимо, чтобы с самого начала ребёнок мог
получать на них ответы.
Проблема развития учащегося и воспитание самостоятельности
теснейшим образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий
облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно мыслить и
заниматься. Педагог в свою очередь должен научить ребёнка умению
слушать, умению мыслить, анализировать свои достижения и ошибки.
2.1. Организация домашних занятий ученика.
Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельные занятия ученика,
следует знать условия, в которых проходят его домашние занятия. Когда в
классе появляется новичок необходимо познакомиться с родителями, понять,
чем живёт и дышит данный ребёнок. Иногда родители не понимают, что
вредно играть на расстроенном инструменте, не учитываются требования
посадки и постановки инструмента (предлагают детям заниматься сидя на
диване), плохое освещение помещения и т.д. Все эти, казалось бы, мелочи
имеют огромное значение.
Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой. Некоторые
слишком опекают ребёнка, лишая его всяческой самостоятельности, или же
наоборот совершенно не следят за тем, чтобы создать тишину для ребёнка,
занимающегося на инструменте. Необходимо проводить с родителями
воспитательную беседу, чтобы они не мешали, а помогали развитию ребёнка.
Очень важно чтобы родители на начальном этапе обучения контролировали
добросовестное выполнение указаний преподавателя. Если ребенок будет
знать, что его дневник просматривается родителями, то он будет относиться
к занятиям с большим вниманием. Записи в дневнике должны содержать
подробные и детальные указания. Для большей активизации внимания
можно поручить ученику самому сформулировать и продиктовать домашнее
задание, а также попутно рассказать, на что он будет обращать внимание,
занимаясь дома.
В педагогической практике встречаются учащиеся, за которыми в силу
сложившихся домашних условий нет контроля, а потому, несмотря на
методически правильно построенные уроки и большую работу в классе,
задание остаётся невыученным или выучивается с ошибками. И в этих
случаях нельзя снижать требовательности. Несмотря на трудность работы с
такими учениками, педагог должен найти средства, с помощью которых
можно будет приучить ребёнка внимательно и систематически трудиться.
Преподаватель Московской консерватории им. П.И. Чайковского Н.
Бинятян считает, что одним из самых распространённых средств
стимулирования занятий является строгая оценка, выставляемая педагогом в
дневнике учащегося. Ведь не секрет, что большинство учеников начальных
классов интересуются не тем, как они сегодня играли на уроке, а «какая
сегодня оценка?». Выставляя ту или иную оценку, педагог должен объяснить,
за что оценка была поставлена.
Без систематического выполнения домашних заданий и вдумчивых
самостоятельных занятий над изучаемым материалом трудно рассчитывать
на успешное развитие учащихся. Можно помочь ученику в составлении
дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в
занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы.
Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени игре на
инструменте, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение
качества домашней подготовки. Необходимо приучать учащихся с первых
лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря.
Не все дети и подростки понимают, что занятия на инструменте требуют
большого умственного напряжения и становятся не только бесцельными, но
и даже вредными, если ученик переутомлён. Поэтому лучше всего
заниматься музыкой рекомендуется в утренние часы, если нет такой
возможности, то желательно перед приготовлением уроков. Такое
переключение внимания благоприятно отразится на занятиях любого рода.
Одно из важных положений - гибко распределить своё время между
различными объектами занятий. Преподавателю важно помочь ученику
наладить твердый распорядок дня. Желательно домашние занятия проводить
в одно и то же время и регулярно. Это вырабатывает привычку организма,
вносит определенный ритм в распорядок учащегося и положительным
образом отражается на его учении. Нужно воспитывать ученика так, чтобы
он не мог, не поиграв, не подготовив урока, чувствовать себя хорошо.
2.2. Воспитание навыков самостоятельности и развитие творческого
потенциала в работе над музыкальными произведениями.
Как и всякое учение, самостоятельные занятия это труд, труд, полный
мысли, инициативы, воли и творческого воображения. Развивая у учащихся
любовь к труду, мы не должны перегружать их и ставить перед ними
непосильные задачи. Все это может привести к потере веры в свои
возможности и силы, и как следствие - к небрежной подготовке дома. А. Б.
Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда
при обучении музыке. Необходимо различать игру и занятия на инструменте.
Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо занятий
просто проигрывают произведения, а это величайшая ошибка, с которой
необходимо вести борьбу. Домашние занятия должны проводиться
тщательно и детально.
Как надо воспитывать навыки трудолюбия у учащихся? С первых уроков
педагог, показывая тот или иной прием звукоизвлечения, объясняя нотную
грамоту, работая над развитием ритма, музыкальной памяти, должен
терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо заниматься, чтобы
усвоить материал, как надо закреплять дома те навыки, которые прививаются
на уроках. Значительная часть занятий уже на самом уроке должна быть
выстроена так, чтобы последовательность и ход этих занятий были образцом
того, что конкретно ученик должен делать дома. Следует достаточно часто
заставлять ученика заниматься на уроке так, как если бы он был один, и
педагог не находился с ним рядом. В этом случае следует лишь время от
времени вмешиваться в занятия ученика для того, чтобы внести в ход работы
те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения
и устранения ошибок и неточностей.
Развитие навыков самостоятельных занятий протекает успешно лишь в
том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют
указания педагога, рекомендуемая им аппликатура, штрихи, динамический
план. Очень часто ученик проводит лишние и даже вредные занятия,
невнимательно разбирая текст и заучивая ошибки, он потом тратит много
времени на их исправление. Проигрывая механически несколько раз в темпе
уже выученный пассаж, на изучение которого было потрачено много труда,
ребёнок заигрывает его, и пассаж перестает получаться. Это является
наглядным примером непродуктивно израсходованного времени. Поэтому
основным, первоочередным навыком, который должен быть воспитан в
ученике, является «навык предварительного обдумывания», умение
представлять каждую поставленную задачу до её выполнения. Отсутствие
этой привычки является главным недостатком в самостоятельных занятиях
ученика.
Как же ученику подойти к самостоятельному разрешению всех возникших
в процессе разучивания пьесы задач? Прежде всего, необходимо
расположить задачи последовательно во времени таким образом, чтобы на
первый план была выдвинута одна, но наиболее важная для данного случая,
задача. Важно попытаться решить её практически тут же, на уроке, оставив
на время как бы в стороне выполнение остальных задач с тем, чтобы они
включались постепенно, как бы накладываясь друг на друга.
Последовательно включая в процесс работы ту или иную из последующих
задач, необходимо связывать её с предыдущими, опираясь уже на
приобретённые умения.
Одной из основных задач педагога является воспитание элементарной
грамотности. Уже на первой стадии музыкального обучения следует
развивать у ученика бережное отношение к тексту, внушать ему, что без
точного выполнения указаний композитора нельзя добиться правильного
раскрытия авторского замысла.
После того как педагог проигрывает ученику ту или иную пьесу и
знакомит с её характером, надо заставлять учащегося самого разбирать на
уроке. Подобный разбор поможет направить его внимание не только на
звуковысотность и длительность нот, но и на все указания автора
аппликатуру, знаки артикуляции, динамические оттенки и другие. Ученик
должен увидеть всё, что написано в тексте, а педагог обязан проверять,
понимает ли ученик смысл того или иного обозначения и способ его
исполнения. Если на уроках при разборе нового текста учащийся ошибся, не
следует сразу подсказывать правильную ноту. Его необходимо остановить, а
затем предложить хорошо вслушаться в звучание, подумать и исправить
ошибку. В этом важнейшем моменте привития навыков самостоятельности
педагог должен быть очень внимательным к ученику. Иногда, кажется, легче
подсказать правильный звук, что таким образом быстрее можно выучить
музыкальное произведение. Но такой метод вреден, так как он не даёт
возможности научиться самостоятельно заниматься и мыслить.
Очень важно чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, сам умел
правильно разобраться в ритме. Он должен усвоить, что ритм - это не просто
счет вслух, а то, что дает звукам жизнь. Важно объяснить какое огромное
выразительное значение имеет точная передача длительностей и какой ущерб
наносит неритмичная игра в музыкальной речи.
С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными
принципами. Ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас
могут двигаться подряд, т. е. поступенно, значит пальчики движутся подряд.
Звуки движутся через один пальчики тоже через один. Звуки также могут
располагаться на большом расстоянии друг от друга. Поэтому, чтобы было
удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в
пальцах. Требуя от учащихся точного выполнения аппликатуры надо также
давать возможность самостоятельно решать встречающиеся аппликатурные
задачи. Это будет способствовать развитию навыков чтения с листа и
значительно улучшит качество домашней подготовки.
Педагогам следует прибегать к аналогиям в работе. Так же необходимы
ассоциации и пояснения; они помогают раскрыть ученику малодоступную
вначале пьесу. И первое дело педагога постараться, чтобы перед учеником
всегда стояла именно творческая задача. Это одна из важнейших задач
любого педагога, и тем более, работающего в сфере музыкального
образования.
Весьма яркое определение «творчества» дает один из ведущих
исследователей способности к творчеству Поль Торренс: «Творчество - это
значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с
кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее». Какое бы определение мы
не взяли, везде остается общее и главное - творческое мышление - это
необходимость применения нетрадиционного способа мышления,
необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного
способа рассуждений.
Для успешного выполнения каких-то проблемных заданий ученику
понадобятся постоянные спутники творчества - воображение и фантазия.
Ведь создание нового осуществляется благодаря воображению, в свободном
полете фантазии, отходе привычки сознания приводить все в порядок.
Благодаря воображению возможен еще один непременный компонент
творческого мышления это оригинальность, она выражает степень
непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения
среди других решений.
Конечно же, при этом педагогу очень важно внимательно относиться к
необычным вопросам, идеям ученика, предоставлять удобные случаи для
самостоятельного обучения и хвалить за это. Развитие творческой
деятельности эффективно вести через систему творческих заданий. Ведь
только самостоятельное творчество ученика на уроке разбудит «дремлющие»
способности. Кроме того, использование каких-то игровых форм работы
вызывает творческую активность и заинтересованность.
Например, в работе над штрихами можно дать творческое задание.
Предложить ученику пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда
какие-то действия или явления природы «похожие» на эти штрихи (град,
отрывистый лай собаки, капель, убаюкивание куклы). Это своего рода бег
ассоциаций, он способствует развитию художественно-творческого
мышления. Или творческое задание при работе над динамикой. Ученику
предлагается мысленно подобрать осенние листья так, чтобы в них
чувствовалось цветовое крещендо: например, первый лист должен быть
желтым, а последний - коричневым или бордовым, то есть самым
насыщенным по цвету. Развивая тему цветового крещендо, можно еще
предложить озвучить составленную композицию: пропеть ее на звуке «О».
Или такое творческое задание: «раскрасить» музыку: назвать как можно
больше слов, характеризующих тембровую окраску. Такие задания
развивают творческую фантазию, образное мышление.
Успех самостоятельных занятий привычка к самоконтролю. Важно,
чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время
домашних занятий нуждается в самопроверке. Как правило, при занятиях без
контроля педагога чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности
голосоведения, не уместные изменения темпа. Для воспитания в учениках
самостоятельности, очень полезно время от времени выучивать небольшое
произведение без помощи педагога. Разученные таким образом пьесы
полезно прослушивать на классных зачетах по самостоятельной работе, а
затем проводить обсуждения с последующим выявлением всех достоинств и
недостатков исполнения. Это способствует улучшению качества
самостоятельных занятий ученика.
С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими
тем, что приобрёл в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым,
родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы
чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И
надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно
вселяет бодрость в учащихся, веру в свои силы, создает радостный тонус для
занятий, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Особенно
важно поощрение для учеников, которые мало верят в свои силы и
возможности. Подчеркивание даже небольших удач в усвоении правильного
приема звукоизвлечения, красиво сыгранной фразы, решение отдельных
технических задач, безусловно принесут большую пользу в будущем.
Поощрение ученика может быть выражено одобрением педагога, оценкой и
т. п. Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно
разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она
происходит от нежелания работать. Несправедливый вывод преподавателя
вселяет в ученика неуверенность. Далеко не безразлично, каким тоном
педагог будет объяснять выразительное значение паузы, интонации,
отдельных фраз, гармонии, ритма. Только яркие, живые, образные
объяснения вызовут ответную реакцию.
Заключение
Проблемы развития навыков самостоятельных занятий учащихся всегда
будут современными и актуальными. Творческий подход в работе поможет
педагогам находить все более продуктивные методы воздействия на
учеников. Поможет воспитать в учащихся характер, волю, настойчивость в
усвоении знаний, любовь к труду. Поможет научить слушать и слышать,
наблюдать и делать отбор, прививать общую культуру.
Конечно, не всегда труд, а тем более самостоятельные занятия
заинтересовывают ребёнка, но стремиться к этому очень важно. Со стороны
учителя следует добиваться умения убедительно показать, к каким
музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя
подготовка и обязательно поощрять за ее успешное выполнение.
Г.Г. Нейгауз считает, что «одна из главных задач педагога скорее быть
ненужным…, то есть привить ученику самостоятельность мышления,
методов работы, самопознания и умения добиваться цели…».
Список используемой литературы
1. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне
/Ю.Т. Акимов. – М., «Советский композитор», 1980.-112 с.
2. Баян и баянисты. Сборник статей. /Составитель Ю. Акимов. - М.,
«Советский композитор», 1978г.-118с.
3. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – М.,
1960. - 156 с.
4. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники / Баян и баянисты.
Вып. 1. – М., 1970.-115 с.
5. Липс Ф. Искусство игры на баяне /Ф. Липс. М., «Музыка», 2004.- 144 с.
6. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В.П.
Матонис. - М., «Музыка», 1988. - 88с.
7. Николаев А.А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано/ А.А.
Николаев. М., «Музыка», 1965.-343 с.
8. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой
активности детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Новикова. -
М., «Аркти», 2003.-224с.
9. Петрушин В.И. Музыкальная психология /В.И. Петрушин. «Владос»,
1997.-383с.
10. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога /
М.Фейгин. – М., 1970.-110 с.
11. Шаров О.М. Аккордеонно-баянное исполнительство / О. М. Шаров. С-
П. «Композитор», 2006. -135 с.