Методическая разработка "Техническое развитие обучающихся на начальном этапе обучения в классе домры"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детская школа искусств №6 города Курска
Методическая разработка на тему:
«Техническое развитие обучающихся на начальном этапе обучения
в классе домры»
Работу выполнила
преподаватель высшей категории
по классу домры
Солодун Елена Владимировна
г. Курск 2018 г.
Содержание
1. Введение.
2.Понятие «техники».
3.Посадка. Организация игрового аппарата.
4.Гимнастика для пальцев.
5.Технический комплекс для начинающих.
6.Хроматические пальцевые упражнения.
7.Рекомендации для работы над упражнениями.
8.Рекомендации для работы над гаммами.
9.Игра гамм в разных динамических нюансах.
10.Игра гамм различными штрихами.
11.Игра гамм различными ритмическими фигурами.
12.Исполнительские рекомендации.
13.Слуховые задачи.
14.Заключение.
15. Список литературы.
Введение
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов,
работающих с учащимися по классу домры, и содержит те сведения, которые
необходимо дать ученику на начальном этапе. Материал, представленный в
методическом пособии, может быть интересен и познавателен родителям
учащихся, которые занимаются в классе домры.
На начальном этапе обучения перед преподавателем стоит целый ряд
задач: заинтересовать ребенка, сформировать основные навыки постановки
рук, обучить азам музыкальной грамоты. Поскольку при самостоятельных
занятиях у учащихся могут закрепиться неправильные игровые навыки,
основной акцент падает на работу в классе.
Первые уроки должны охватывать теоретические и практические виды
работ: знакомство с устройством домры, понимание грифа, основы
звукоизвлечения, игры и упражнения, подготавливающие игровой аппарат к
исполнению пьес, знакомство с основными ладами музыки, чтение нотного
текста, слушание музыки.
Данное методическое пособие написано автором на основе большого
педагогического опыта.
Понятие «техники»
В первый год обучения ребенок погружается в сферу музыки, происходит
его знакомство с музыкальной грамотой, закладываются основы посадки и
постановки рук. У него формируются первоначальные игровые навыки.
Главная задача педагога на данном этапе – вызвать у ребенка большое
желание учиться музыке, в частности игре на домре. Учащийся должен
полюбить инструмент и понять, что занятия музыкой приносят радость, но
необходим труд.
Цель обучения игре на любом музыкальном инструменте – получать
удовольствие от музицирования, привив детям комплекс практических
знаний, умений и навыков для этого. К таким навыкам относятся: умение
читать с листа, самостоятельно разучивать и исполнять произведения, подбор
по слуху, игра в ансамбле.
Что же такое «техника»? В широком смысле слова «техника» - сумма
умений, навыков, приемов игры, при помощи которых музыкант добивается
необходимого звучания. Это помощница художественного замысла, идеи,
заложенной в музыкальном произведении. Техника в узком смысле это
скорость и точность пальцев, их беглость и ловкость. В домровой методике
существенное влияние на формирование техники оказывает координация
движений.
Привлечь в класс домры можно с помощью демонстрации наиболее
впечатляющих качеств инструмента – звуковая яркость, броскость аккордов,
мягкость и красота звучания тремоло , беглость пассажей. С этих позиций
следует подходить к развитию техники домристов. Следует не забывать, что
наличие пальцевой беглости без качества воспроизводимого звука
(недожатие струн, неровность штриха т.д.) не несет в себе ничего
привлекательного.
Каждый музыкант должен овладеть необходимыми техническими
навыками игры на домре, без которых невозможно ни сольное исполнение,
ни участие в оркестре. Прежде всего, необходимо отработать правильное
взаимодействие исполнительского аппарата в процессе игры, сюда входит -
посадка, расположение инструмента, способность извлекать звук, постановка
рук при игре.
Посадка. Организация игрового аппарата домриста.
Посадка домриста и постановка инструмента является одним из самых
важных моментов в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка
должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и
свободы движения исполнительского аппарата во время игры.
На домре играют сидя, положив правую ногу на левую или сейчас (более
удобно) используют подставку для правой ноги. Сидеть следует на половине
стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для
удержания инструмента. Высота головки грифа будет зависеть от положения
левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Плоскость деки
домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким
расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.
Правильная посадка обеспечивает устойчивость домры во время игры,
создает хороший контакт исполнителя с инструментом.
В процессе воспитания юного домриста вопросам исполнительской
техники и ее последовательному развитию необходимо уделять постоянно
большое внимание. Определенный уровень технического развития, владение
инструментом – необходимое условие для успешной работы над любым
музыкальным произведением. Отсутствие прочной технической базы влечет
за собой невозможность раскрытия даже ярких музыкальных способностей.
Наиболее сложным элементом исполнительского аппарата является
постановка рук в процессе игры на домре. При этом особую трудность
вызывает сочетание разнообразных движений кисти, предплечья правой руки
и пальцев левой кисти руки.
Движения рук при игре на домре часто бывают очень сложными и
при недостаточной технической подготовке ребенка приводят к
чрезмерному физическому напряжению. Тогда-то и утрачивается самое
главное – свобода, легкость игры, без которых невозможно донести до
слушателей характер и содержание музыкального произведения.
Работа над техникой игры на домре должна быть подчинена определенной
цели, в соответствии с которой учащийся отрабатывает именно те движения,
которые необходимы для ее достижения.
Гимнастика для пальцев.
Для развития техники и укрепления пальцев левой руки помимо гамм и
арпеджио необходимо предусмотреть в своих занятиях работу над
специальными упражнениями, гимнастикой для рук.
1.Сжимание-разжимание пальцев рук. Это упражнение способствует
приливу крови к кистям и пальцам рук. Руки становятся более послушными.
Сжимать и разжимать пальцы рук нужно в быстром темпе 20 раз в два-три
подхода .
2.Упражнение «Замок» растягивает сухожилия и связки пальцев. Пальцы
рук сомкнуть в замок. Руки вытянуть плавно вперед ладонями от себя.
Технический комплекс для начинающих.
На каком же материале следует воспитывать технику учащегося?
Последовательная, методичная работа над упражнениями и гаммами
необходима для становления прочной, надежной, профессиональной базы
юного исполнителя.
В этом поможет технический комплекс:
- упражнения;
- гаммы разными приемами игры, штрихами, нюансами;
- гаммы различными ритмическими фигурами;
- арпеджио.
Работа над техникой не может происходить отдельно от работы над
звуком, ритмом. При исполнении любого упражнения или гаммы важно
обращать внимание на качество звука, ровность, озвученность исполняемых
нот, ритмическую точность, динамику и даже характер исполняемого
материала.
Гаммы и упражнения – это своего рода строительные кирпичики, из
которых складывается «конструкция» любой пьесы.
Хроматические пальцевые упражнения.
У большинства слово «упражнение» ассоциируется с чем-то скучным. Но
любое упражнение должно представлять для ребенка определенный интерес,
только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Именно упражнения способствуют развитию ловкости и беглости пальцев.
При работе с начинающими исполнителями в задачу педагога входит
обязанность помочь ребенку научиться заниматься с отдачей, с
концентрацией внимания.
В работе над упражнениями следует следить, чтобы пальцы располагались
низко над ладами. Они подобны молоточкам, которые падают, а не давят на
гриф. После падения палец не должен отскакивать высоко от струн, а лишь
приподняться. Не следует производить больших движений в правой руке,
ведь струны не канаты. Медиатор цепко удерживается и сквозь струну
проходит с ускорением, как бы в «точку». Соприкосновение мизинца и
панциря сохраняется как при движении вниз, так и вверх.
Играть упражнения следует в том темпе, в котором ученик в состоянии
проконтролировать слуховым сознанием следующие моменты:
- качество падения пальцев на лад
- одновременность удара и падения пальцев на лад
- свободное перемещение левой руки вдоль грифа.
На начальном этапе обучения предъявляются следующие требования:
- полнота, ясность, чистота звуков;
- отсутствие призвуков;
- ритмическая и динамическая ровность движения.
Начинать занятия на домре удобно с хроматических упражнений и
упражнения с открытой струной. Эти упражнения легко запоминаются с
помощью метода «показа с рук». Не зная нотной грамоты обучающемуся
можно записать их с помощью цифр, т.е. номеров пальцев левой руки(1-
указательный палец, 2- средний, 3-безымянный, 4- мезинец ). Это облегчает
освоение материала, т.к. ученик не отвлекается на меняющиеся диезы и
бемоли. Начинать лучше на струне «ля», затем на «ми» и «ре».
Подготовительные упражнения хороши тем, что позволяют с самого
начала приступить к укреплению всех пальцев, в том числе и слабых. Ведь не
секрет, что использование четвертого пальца чаще всего отодвигается на
более поздний период обучения.
Хроматические упражнения полезны на всех этапах обучения. Они
удобны: пальцы работают в тесном расположении, без больших растяжек.
Такие упражнения дают быстрый результат, даже если не до конца усвоена
нотная грамота. Они способствуют укреплению пальцев левой руки и ее
постановке в целом, налаживают координацию движений обеих рук,
позволяют быстрее освоить гриф. Не допускается только некачественное
звучание. Каждое упражнение исполнятся сначала ударом вниз, затем вверх,
а потом переменным ударом вниз-вверх. Каждое упражнение играется с
первого лада вперед до седьмого-двенадцатого и назад в хроматическом
порядке до первого лада на каждой струне.
1.Упражнение «Змейка». Записывается оно с помощью цифр:1-2-3-4.
2.Упражнение «Неваляшки». Записывается: 1-2-3-4-3-2-1.
3. Упражнение «Шахматы». Движение пальцев осуществляется через
лад:1-3-2-4.
4.Упражнение «Колобок».Записывается:0-1-2-3-4-3-2-1.
Рекомендации для работы над упражнениями:
Приступая к тренировочным занятиям над упражнениями очень важно в
самом начале избрать правильную методику работы над ними:
- во время игры держать левую руку в позиции,
- не снимать пальцы со струн раньше, чем это будет необходимо,
- контролировать силу и качество звука от удара вверх и добиваться, чтобы
он не был слабее и качественно хуже звука получаемого от удара вниз,
- работать над протяженностью звука, над короткими незаметными
переходами, над соединением звуков,
-играть нужно в таком темпе, при котором бы все моменты
контролировались.
В работе над техническими навыками игры на домре важно правильное
распределение мышечных усилий правой и левой рук. Наибольший эффект
получится лишь в том случае, если мышцы рук будут достаточно хорошо
натренированы, чтобы исполнитель мог без усилий прижимать пальцами
струны к ладам. Тогда большую часть энергии учащийся сможет вкладывать
в правую руку и таким образом добиваться выразительности звучания
инструмента.
Одним из существенных недостатков в музыкальном развитии учащихся
является ритмическая неустойчивость. Гаммы – это тот материал, который
удобно использовать для выявления и борьбы с этой проблемой.
Рекомендации для работы над гаммами:
- Не допускать механической игры, должен присутствовать постоянный
слуховой контроль. Необходимо вслушиваться в мелодический характер
гаммы, учиться на гаммах певучести и выразительности.
- Исполнение гамм в едином темпе.
- Не допускать неритмичности. Можно играть с акцентами и в разных
ритмах.
- Основная задача – не стремление к быстрому темпу, а постепенное
улучшение качества звучания. Нужно выбрать сначала рабочий темп,
постепенно его ускоряя.
- Играть гаммы различными штрихами, выбранный штрих должен быть ярко
выраженным.
- Играть гаммы в разных динамических нюансах.
- Добиваться тембровой ровности звучания.
Игра гамм в разных динамических нюансах.
Играть на форте – это не значит сильно напрягать мышцы правой руки,
крепко сжимать медиатор, форсировать звук. Звук должен быть ярким,
оставаясь при этом сочным и благородным.
Играя на пиано – тремоло не должно становиться «жидким», наоборот оно
должно становиться чаще.
При игре вверх на крещендо и вниз на диминуэндо можно настроить
ученика на образ: мы забираемся на гору. При подходе к вершине идти
становится труднее, мы затрачиваем на подъем больше сил и энергии, значит
нажим медиатора на струну должен быть сильнее, пальцы левой руки
плотней контактируют с грифом. И, наоборот, от отдаления от вершины,
прикосновение пальцев и медиатора облегчается, но частота тремоло
сохраняется.
Игра гамм различными штрихами
Игра на легато: можно представить образ скользящей лодки по глади
воды – плавно, без толчков. Необходимо дослушивать каждый звук, как бы
«переливать» его в другой. При переходе со струны на струну не допускать
толчков.
Игра на стаккато: можно представить как град или дождь стучит по
крыше. Это достигается небольшим отскоком кисти с медиатором и
одновременной опорой и отталкиванием от струны. Если нужно сыграть
громче, то отталкиваемся всей кистью с предплечьем. Если легче, то кистью.
Для очень короткого стаккато пальцы левой руки должны сразу отскакивать
от грифа, после того как звук сыгран. При этом пальцы высоко не
поднимаются.
Игра гамм различными ритмическими фигурами
Ритмические варианты исполнения гамм позволяют усвоить
длительности, различные ритмические рисунки. Это воспитывает
метроритмическую стабильность ученика, способствует развитию беглости.
На начальном этапе, усвоение ритмических сложностей облегчает метод
словесной под текстовки. Сначала нужно выбрать за основу метрическую
единицу ( пульс), в которой будете играть. Удобно играть гамму в размере
две четверти выбрав за пульс четвертную длительность. Простучать его в
ладоши. Затем в выбранном пульсе проговорить слово или словосочетание,
соответствующее количеству слогов. Проговаривать столько раз, пока ученик
не будет внутренне спокойно и естественно проговаривать слова в
соответствии с ритмичным отстукиванием долей. Для триоли подходят слова
«ве-се-ло»,для квартоли «па-ро-во-зик» , для квинтоли «мо-ре си-не-е» и
т.д. После этого приступать к игре на домре.
Исполнительские рекомендации:
- Следить за тем, чтобы неиграющие пальцы высоко не поднимались и не
западали под гриф.
- Пальцы не должны «вязнуть» в струнах. Взятие и снятие с лада должно
быть точным. Кончики пальцев нужно нацеливать на нужный лад, но не
поднимать их высоко.
- Запястье не прогибается, а наоборот, чтобы создать опору для пальцев,
чуть выставить его вперед.
- Участие предплечья помогает при смене позиции.
- Смену позиции не следует выделять акцентом. Добиваться ровности
звучания. Подчеркивать можно лишь в группировках, когда ставится задача
метрической ровности.
Слуховые задачи:
- Дожать и дослушать все ноты, не брать следующего звука, пока не дозвучит
предыдущий.
- Слушать, чтобы все звуки гаммы были одинаково громкими в выбранном
нюансе.
- Следить за ровностью метра: восьмые и четверти исполнять в одной
пульсации, не допуская ускорений и замедлений.
В начале обучения в основном участвуют крупные мышцы правой руки,
лучше гаммы играть на mf. Затем, в зависимости от динамики, играть
кистью, кистью с предплечьем, всей рукой.
С первых шагов обучения важно приучить ребенка воспроизводить на
домре красивый, чистый звук, научить слышать и оценивать его. Гаммы и
упражнения дают такую возможность.
Заключение:
Музыкальное воспитание – является одной из центральных
составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во
всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется
спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой
детского возраста – с другой.
Трудность той или иной исполнительской задачи предполагает
поэтапность ее разрешения. Важнейшая задача педагога точно понять, какая
именно трудность, задача стоит перед учеником в данный момент, на что в
первую очередь необходимо обратить внимание. В соответствии с
выделенными целями можно подобрать соответствующие упражнения и
пьесы, что поможет ученику быстрее справиться с возникшими проблемами
и трудностями. Важен индивидуальный, творческий подход к каждому
обучающемуся.
Итак, работа над техникой – это целенаправленное формирование
отдельных способностей, игровых навыков, беглости, а также владение
средствами выразительности и артикуляции.
Список литературы:
1. Александров А. Гаммы и арпеджио для трехструнной домры. М.,
1970.
2. Белов Р. Гаммы, арпеджио, упражнения. М., 1996.
3. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. М., 1984.
4. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1985.
5. Потапова Л. Организация работы над техническим комплексом в
классе трехструнной домры. Казань 2013.
6. Лукин С. Школа игры на трехструнной домре. М., 2008.
7. Е. Климов « Совершенствование игры на домре».
8. Н. Любомудрова « Методика обучения игре на фортепиано».
9. Л. Гинзбург « О работе над музыкальными произведениями».
10. Блинов Ю. Упражнения – Л.: Музыка, 1993
11. Ставицкий . Начальное обучение игры на домре Л.: Музыка,
1984
12. Свиридов Н. Основы методики игры на домре – Л.: Музыка, 1968
13. . Фоченко И. Об организации двигательного аппарата домриста –
Л.: Музыка, 1985