Открытый урок "Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская хореографическая школа имени М.М. Плисецкой
городского округа Тольятти
Открытый урок
по предмету «Основы игры на музыкальном
инструменте (Фортепиано)» I ступень
Тема:
«Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения»
Разработчик:
преподаватель
Прохорова А.В.
2020
1. Введение
Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности.
Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков
считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не
соглашаться, но доказать его правоту очень легко.
Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя
ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно,
размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет
смысл сказанного.
Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор
разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует: у многих
народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных
инструментов.
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично
чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны
человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные
сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами,
колоннами и лепными украшениями.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот не
только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.
Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во
многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и
мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность,
часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы
можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это
полька, это марш и другое. Для каждого из этих жанров характерны
определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего
произведения.
Формирование чувства ритма является одной из важнейших задач в
начальном периоде обучения игре на фортепиано.
2. Цели и задачи урока
Цель урока: Повторение и обобщение знаний о ритме в музыке.
Задачи урока:
Образовательные:
-научить основным знаниям о ритме в музыке, познакомить с
основными понятиями в области ритма (длительности нот, счет, размер, метр
и т.д.
Развивающие:
-научить применять полученные знания о ритме на практике в работе
над музыкальными произведениями.
Воспитательные:
-воспитание внутреннего естественного чувства ритма.
Применение педагогических технологий
Технология развивающего обучения:
-технология подразумевает последовательность в освоении учебного
материала. Обязательным условием эффективного обучения является система.
Игровые:
-технология подразумевает организацию игровой деятельности,
направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации;
-использование ее в период начального обучения;
-включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес
учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую
деятельность.
Тип урока: индивидуальное занятие с учащейся первого года обучения.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
3. Структура урока:
I. Организационный этап.
Название темы урока.
Постановка учебной задачи.
II. Основной этап.
Повторение изученного материала и его применение в практической
деятельности.
Работа над произведениями: р.н.п. «Веселые гуси», Латышская
народная песня, А.Островский «Пусть всегда будет солнце».
III. Подведение итогов.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Методическое сообщение
«Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения»
Знакомство с ритмом мы начинаем с самых первых уроков. Для начала
мы узнаем о возможностях звука, который может быть высоким и низким,
громким и тихим, длинным и коротким. Чтобы закрепить в памяти значения
выше-правее, ниже-левее, первое время песенки, которые мы учим,
записываем в виде лесенки. Следует напомнить, что мелодии, как и текст в
книжках мы всегда пишем слева на право, а вот выше звук или ниже, нам
подскажет лесенка.
Короткие звуки обозначаем черными кружочками, а длинные
белыми. Поем песенку и пальчиком шагаем по кружочкам. Где пальчик
прилип там длинный звук, все остальные короткие. Можем пропеть
песенку хлопая в ладоши. Где ладошки прилипли – длинный звук, где звонко
отскакивают – короткие.
На следующий урок после того, как мы поиграли песенки, предлагаю
размяться.
Спрашиваю: «А у тебя получится на каждый шаг сделать один
хлопок?» И предлагаю на каждый хлопок говорить «Раз». Пробуем,
получается? «Хм, как ты легко справилась, а если два?» Тут детям становится
посложнее, на один шаг мы должны успеть сказать: «Раз, два» (одновременно
хлопая).
Объясняю, что на «Раз» рука и нога работают вместе. «Эх, не
получилось запутать тебя, легко справляешься! Хм, а если три??» Так же
ходим, хлопаем и считаем «Раз, два, три», «Раз, два, три». Затем «Раз, два, три,
четыре». Так мы сами того не зная, научились в метр укладывать разное
количество длительностей. Ну и конечно размялись.
Теперь учимся записывать ритм. Прошу ребенка прохлопать слово
МА-МА. Одинаковые хлопки? Да. Пишем две одинаковые палочки. А теперь
пробуем прохлопать слово ПА-ПА, одинаковые? Да. Записываем. Под каждым
словом в тетради ставим вертикальные черточки. Пробуем прохлопать другие
слова, у которых два слога, записываем и затем пишу в тетради: «ПЕ-ТУ-
ШОК, ПЕ-ТУ-ШОК, ЗО-ЛО-ТОЙ ГРЕ-БЕ-ШОК». Прохлопываем,
спрашиваю: «Где ладошки прилипли? Вот там длинный звук. А где
отскакивали? Да, там короткие звуки». Рисуем короткие звуки короткими
вертикальными черточками, а длинные – длинными.
Сидим и рассуждаем: «Но ведь так записывать не всегда удобно, можно
в этих палочках запутаться. А давай короткие палочки у нас возьмутся за
ручки, чтобы не теряться? Смотри-ка, получились футбольные воротики».
Рассказываю, что длинные палочки называются ТА, а короткие ТИ.
Под всеми нашими примерами подписываем слоги ТИ и ТА. «Давай теперь
посмотрим на ритм, который мы записали, прохлопаем и назовем его».
Прохлопывая имена, стишки, говорим «ТА-ТА, ти-ти-ТА».
Затем пишу в тетрадке ребенка несколько строчек ритма, подписываем
их ТИ и ТА, прохлопываем, называя ритм и с этим заданием ребенок идет
домой.
На следующем занятии хожу по кабинету и на каждый шаг делаю один
хлопок, спрашиваю: «Что это как ты думаешь? Это мы показывали ТА. А это?»
На каждый шаг делаю два хлопка. «Это ТИ». Прошу ребенка попробовать
походить, показывая ТА, затем походить показывая ТИ. Берем наши пять
ритмов и качаясь как мишка ногах у нас пульсация четвертями),
прохлопываем ритм называя его (ТИ/ТА). Его же, стоя у инструмента, играем
на одном или двух звуках, покачиваясь с ноги на ногу. Это необходимо только
первое время, чтобы ребенок через тело ощущал метрическую пульсацию во
время исполнения различных ритмов.
Дальше мы переходим к игре «Ритмический переводчик». Я показываю
ритм, а ребенок выкладывает его карточками на столе. Затем мы меняемся
местами. Параллельно мы учим первые песни и запись нот. Выучив ноты
первой октавы, переходим со схем на нотную запись. Говорю: «Мы с тобой
научимся как настоящие музыканты записывать музыку. Короткие звуки
будут ТИ, а длинные ТА. Так как теперь мы знаем, что ТА будет длиннее, чем
ТИ, белый кружочек заштрихуем и поставим к нотке одну палочку (штиль)».
Теперь присоединяем к ритму пальцы, совмещаем упражнение для
руки, ощущение пятипальцевой позиции и ритм. Пишу различные варианты
аппликатуры и говорю ребенку, что, если поставить пальцы на ноты До-Ре-
Ми-Фа-Соль, и сыграть написанными пальчиками, получится песенка.
Параллельно читаем с листа короткие песенки, написанные четвертями
и восьмыми. Продолжая ногами показывать пульсацию, прохлопываем ритм.
Затем играем, называя ритм/называя ноты.
Кроме этого начинаем пробовать играть по карточкам. Ритм нижней
строчки прохлопываем (по коленке) левой рукой, а верхней – правой.
Затем пробуем усложнить задачу – берем карточки с ритмом для двух рук
.
Вспоминаем, как мы ходили и хлопали: на один шаг приходился то
один хлопок, то два, но рука и нога всегда начинали работать вместе. Теперь
вместо ног у нас работает левая рука, она будет показывать шаг, а правая будет
ТА. Затем пробуем делать в левой шаг, а в правой две ТИ. Получилось? Пусть
теперь правая показывает шаг, а левая ТА или ТИ.
Когда ребенок привыкнет, берем более сложные варианты.
После этого я рассказываю ребенку, что кроме ТА и ТИ есть и другие
длительности, более длинные и более короткие, и есть другие формы записи
длительностей, а мы пока знаем только 2 варианта.
«Представим, что самая большая длинная нота это
пицца/торт/пирог/яблоко, апельсин (на выбор детей, обычно выбирают
пиццу). Нас с тобой двое, делим пиццу пополам. Сколько стало половинок?
Две. К нам в класс вбежали еще две девочки, но мы же не жадины. Мы каждый
кусочек поделим пополам, сколько получилось? Четыре. Вот поэтому их
назвали четверти, четвертинки. Тебе четверть пиццы, мне четверть и девочкам
по четверти. Ой, еще четыре девочки пришли. Снова решили поделить,
каждый кусочек разделим пополам, чтобы всем хватило, сколько кусочков
получилось? Восемь, поэтому их назвали Восьмые, восьмушку тебе,
восьмушку мне, и по восьмушке каждой девочке. Только кушать собрались,
вбежали еще восемь девочек, весь класс в сборе. И так маленький кусочек,
конечно, но мы же не жадные, не смотреть же им как мы кушаем, давай еще
каждый кусочек пополам поделим? Сколько получилось? 16, поэтому их
назвали шестнадцатые».
Каждый раз, деля длительности, я сразу зарисовываю схемку в тетрадь,
но с пустыми кружочками.
После того как пиццы разделили на кусочки, переходим к
обозначению. Следует напомнить, как мы делили самую длинную ноту на
более короткие. «Целая нота записывается вот так». Рисую кружочек в центре
целой пиццы. «А половинная вот так. В чем разница? Чем она отличается от
целой в изображении? Да, у нее появляется палочка штиль». Затем третий
кружочек заполняю четвертями и снова спрашиваю: «Чем четверти
отличаются от половинок? Да, они такие же, только черненькие».
Переходя к восьмым, первую половину круга рисую воротиками, а во
второй рисую восьмые отдельно, с хвостиками. Объясняю: «Это одно и то же,
только внизу они поссорились и за ручки не держатся, а наверху они дружные.
Писать их можно и отдельно, и вместе».
Обращаю внимание на четверти и восьмые, узнаем в них наши ТА и
ТИ. Сразу подписываем.
Закрываю рукой одну половинку у круга с четвертями и спрашиваю,
сколько в одной половинке ТА - четвертей? Две. А так как Та = 1 шаг, то в
половинке будет 2 шага и мы будем говорить ТА-А. Сразу подписываем,
встаем и пробуем ходя, произносить половинную ноту, в ладоши мы хлопаем
один раз вместе с ногой, на второй шаг ладошки все еще держат звук, затем
опять хлопаем вместе с ногой, каждый раз произносим ТА-А.
Потом снова показываю на круг с четвертями и говорю, что вместе они
тоже целая нота, тогда сколько в целой ТА, сколько шагов? Четыре. И
говорить мы будем ТА-А-А-А. Так же сразу записываем и пробуем ходить,
хлопать и называть ее. На первый шаг делаем хлопок, и держим ладошки
сомкнутыми, пока не пройдем все четыре шага. Говорим ТА-А-А-А.
После этого мы начинаем ходить по классу и показывать разные
длительности, произнося их вслух, проверяя сколько шагов внутри каждой
длительности.
Когда длительностиусвоены, рисую ребенку ритм без тактовых
черточек в размере 4/4 (примерно 4 такта).
Вместе с учеником шагаем и хлопаем, называя слогами длительности,
перед каждой длительностью стараюсь успеть называть ее «официальное» имя
«целая, ТА-А-А-А; половинка, ТА-А; четверть, ТА; четверть, ТА» и так далее.
Затем ребенок пробует сам хлопать и произносить ритм с помощью слогов.
Снова вспоминаем игру в переводчика. По очереди показываем друг другу
ритм и записываем.
Дальше можем выбрать любой из записанных ритмов, какой
понравится ребенку и попробовать сыграть на любых нотах. Если ребенок все
еще плохо чувствует пульсацию, он может слегка покачиваться из стороны в
сторону, либо топать нагой, давая себе шаг (четверть). Как только ощущение
закрепится, перестаем шагать и качаться.
Для закрепления длительностей можно еще решать примеры.
Например:кладу на стол круг - целую ноту, рядом круг - две половинки, и круг
четверти.
К ним прикладываем восьмые и смотрим сколько где помещается восьмых. В
целой -восемь, в половинке -четыре, в четверти - две. Пишу пример:
Берём одну восьмую, к ней надо прибавить четверть. Сколько в
четверти восьмых? Две, прикладываем к нашей первой восьмой еще две
восьмые. Дальше нужно прибавить половинку, в ней четыре восьмые,
прикладываем к нашим трем еще четыре восьмые. Затем вычитаем одну (одну
из семи убираем), остается шесть. Теперь надо вычесть половинку, то есть
четыре. В итоге у нас остается две восьмые. А какая получится из них более
крупная длительность? Четвертная.
Чуть позже добавляем шестнадцатые.
Так же знакомимся с паузами, только когда появляется пауза, разводим
руки в сторону и произносим длительности шепотом(на ТА и ТИ).
Следующая тема: «Счет длительностей». Если записать песенку
просто нотами подряд, то, пожалуй, можно и запутаться в них, так как их
достаточно много.
Представим себе, что ноты – это пассажиры на железной дороге, а
каждая песенка это поезд. Нам надо рассадить наших пассажиров по
вагончикам тактам. Но как мы видим, вагоны у нас разные по размеру:
побольше и поменьше. Для вагончиков побольше паровоз соответственно
должен быть побольше, мощнее. На мощность нам указывает размер, он
говорит нам сколько мест в каждом вагоне. И, конечно же, вагоны в одном
поезде все должны быть одинакового размера. Верхняя цифра говорит нам о
том, сколько мест в вагоне, а нижняя – какая длительность может занять одно
место. Давай посмотрим, какие размеры мы можем встретить: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,
6/8.
Потом мы решаем разные ритмические задачи: рассаживаем
длительности по местам в вагоны и учимся их считать. И уже затем все это мы
смотрим и узнаем в нотах.
4. Ход урока:
I. Организационный этап
1. Приветствие.
Тема открытого урока: «Развитие чувства ритма на начальном этапе
обучения».
Открытый урок посвящён систематизации полученных о ритме знаний.
Задача преподавателя в игровой форме закрепить знания о ритме и помочь
применить их на практике.
II. Основной этап.
Недавно мы с Катей, ученицей I ступени, узнали, как много в музыке
есть различных длительностей, запомнили их имена и как их можно записать.
«Катюш, давай вспомним с тобой какие бывают длительности: целая,
половинки, четверти, восьмые. Хорошо, а теперь давай походим с тобой,
изображая разные длительности. Кем ты будешь?» Катя выбирает
длительность, которую хочет показать и ходит по кабинету, хлопая и
проговаривая ее. Затем можно задание усложнить: ученица будет одной
длительностью, а преподаватель другой, и мы будем ходить вместе. Как
только подобный вариант закрепится, можно убрать шаги и, сидя,
прохлопывать и проговаривать длительности.
«А теперь предлагаю поиграть в игру, где преподаватель горе-
музыкант, который не умеет записывать длительности для своей песни, а
ученица Катя будет музыкальным переводчиком, без которого горе-музыкант
не может обойтись». Я, продолжая показывать пульсацию ногами, хлопаю
различный ритм, а Катя догадывается что это за длительности благодаря
количеству шагов в хлопке и выкладывает их карточками.
После этого мы переходим к нашим песенкам.
Русская народная песня «Веселые гуси»
Эта песенка дается нам легко, ведь длительности в ней наши первые
друзья, с них началось знакомство с ритмом. Перед тем, как сыграть песенку,
мы обязательно прохлопываем ее, проговаривая длительности. Эта песня к
тому же пелась много раз и с родителями, и в детском саду, прежде чем
предстала перед нами в виде нот. Поэтому, если песня хорошо знакома, можно
сначала ее пропеть, хлопая в ладоши ритм, а затем уже, хлопая ритм, называть
его.
Первое время мы обязательно слегка покачиваемся из стороны в
сторону, чтобы показать пульс, без устали работающее «сердце» музыки.
Латышская народная песня
В этой песне появляются новые длительности: половинки и целые.
Перед проигрыванием песни обязательно прохлопываем ритм, проговаривая
его, затем пробуем в этом ритме проговорить ноты. И только после этого
играем.
А теперь можно предложить Катюше записать ритм песни и придумать
на его основе свою. Всегда интересно получается импровизировать на черных
клавишах. Но так же интересно попробовать и на белых.
А.Островский «Пусть всегда будет солнце»
Эта песня нам тоже хорошо известна, поэтому ее мы сначала поем,
хлопая в ладоши. В ногах у нас остается пульсация, чтобы по шагам было
легче догадаться какие звучат длительности. Затем пробуем самостоятельно
выложить ритм карточками, и только потом открываем ноты. Когда
получается свободно хлопать ритм, можно пропеть ноты. И только тогда мы
готовы сыграть песенку.
III. Подведение итогов
Домашнее задание:
- прохлопать с пульсацией ритм каждой песни, проговаривая
длительности;
- прохлопать с пульсацией ритм каждой песни, называя ноты;
- разобрать самостоятельно ритм новой песни «Французская народная
песня»;
- творческое задание: используя ритм любой песни, придумать свою
собственную и записать ее в тетради;
5. Материально-техническое обеспечение урока.
1. Фортепиано
2. Нотные сборники
3. Карточки с методическим материалом
6. Список литературы
1. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М.,
1996.
2. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Музгиз, 1961.
3. Гутман Т. Д. О работе над музыкальным произведением. Москва, 1970.
4. Сиротина Т. Ритмическая азбука. - Москва.:Музыка, 2007.
5. Грач Б. Я. Основные методические положения начального обучения
игре на фортепиано. Издательство «Музыка», Москва, 1965.
6. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. Издательство
«Советский композитор», Ленинград, 1973.
7. Смирнова Т.И. интенсивный курс. Методические рекомендации.
Издательство ЦСДК, Москва, 1994.