Основы ансамблевого исполнительства в классе фортепиано в ДШИ

ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Яковенко Маргарита Петровна,
преподаватель фортепиано,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Аннотация: В последнее время возросла популярность и
востребованность фортепианной ансамблевой игры на всех ступенях
музыкального образования. В статье определены учебные задачи ансамблевого
музицирования, выявлены методы преодоления трудностей обучения,
подчеркивается положительное воздействие ансамблевой игры на комплексное
развитие способностей обучающихся в ДШИ.
В последнее время наблюдается усиленное внимание к коллективным
формам музицирования. Умение играть с одним или несколькими партнерами -
важная задача воспитания юного пианиста. Совместное музицирование
вызывает у обучающихся неподдельный интерес, что усиливает мотивацию,
которая является мощным стимулом в развитии музыканта. Отсюда наша
попытка определить специфику ансамблевого исполнительства в классе
фортепиано представляется имеющей актуальность и практическую ценность.
Учебный предмет «Ансамбль» направлен на то, чтобы формировать и развивать
художественный вкус обучающихся, их эмоциональную сферу, погрузить в мир
музыки и обучать искусству игры на инструменте. Ансамблевое музицирование
обладает значительным развивающим потенциалом. Игра в ансамбле
совершенствует умение читать с листа, расширяет слуховые представления,
помогает выработать разнообразные технические навыки, а также доставляет
радость совместного творчества.
Чем же отличается игра в ансамбле от игры солиста? Как отмечал А.Д.
Готлиб, в ансамблевой игре «общий план и все детали интерпретации являются
плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей
и реализуются они их объединенными усилиями» [1, с. 4]. Если пианист-солист
может воспроизвести звучание пьесы целиком, то пианист-ансамблист
только звучание своей партии. Причем знание своей партии, даже отличное,
еще не делает пианиста хорошим партнером. Он становится таким только в
процессе совместной игры в ансамбле.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по
своим возможностям. Педагогу следует учитывать межличностные отношения
обучающихся, чтобы занятия проходили более результативно. Психологически
комфортные отношения в ансамбле являются залогом успешной работы.
Чувство коллективной ответственности и общения в работе над ансамблевыми
задачами помогают сделать обучения продуктивным, творчески насыщенным.
Первыми шагами в овладении ансамблевой техникой являются
следующие моменты: особенности посадки и педализации, достижения
синхронности при исполнении, сбалансированность партий, согласованность
приемов звукоизвлечения, общность ритмического пульса, звуковой динамики.
После предварительного ознакомления с произведением наступает этап
разучивания партий каждым участником ансамбля, затем обсуждается общий
замысел, каждый может внести свои творческие предложения, что способствует
активности каждого участника ансамбля и сближению художественных
позиций исполнителей.
В ансамбле одновременное звучание партий имеет превалирующее
значение. Этому предшествует индивидуальная работа над каждой партией, но
координация отдельных приемов и коллективная их проработка являются
непременным этапом преодоления такого рода трудностей. Ансамблевое
исполнение подразумевает синхронное звучание (единство темпа и ритма),
уравновешенность силы звучания (единство динамики), согласованность
штрихов (единство приемов звукоизвлечения, фразировки). Для выполнения
этих требований необходимо развитое чувство слухового контроля.
Под синхронностью звучания понимается совпадение всех звуков и пауз,
объединенных метроритмом музыкального произведения. Одновременность
окончания звука имеет не меньшее значение, чем его взятие. В противном
случае возникает ощущение неопрятной, неряшливой игры.
Динамика относится к самым действенным средствам выразительности.
Динамика в ансамбле расширяет и обогащает границы звучания, чем в сольном
исполнении. Создание единой динамической линии развития является
обязательным условием грамотной совместной игры, иначе несогласованность
и непродуманность динамики может лишить смысла исполнение.
Тщательная работа над штрихами требует большого внимания, когда
художественный замысел реализуется в совместном исполнении. Для этого
необходимо уточнить и согласовать произнесение каждой музыкальной фразы.
Выбор штрихов в этом случае зависит от музыкального содержания и его
понимания исполнителями. Работа над штрихами помогает найти наиболее
удачную формы для выражения музыкальной мысли. Не всегда это поиски
одинакового звукового результата, напротив, необходимо использовать
тембровое богатство рояля в разнообразных, иногда контрастных сочетаниях.
Такая работа способствует созданию многослойной фактуры, что обогащает
звучание новыми ансамблевыми красками и «работает» на наиболее полное
раскрытие музыкального содержания.
Термин «общение» принадлежит, как известно, К. Станиславскому,
который считал умение общаться с партнером обязательным элементом
актерского мастерства. Это понятие вполне применимо и к ансамблевой
практике. Игра в ансамбле совсем не означает подавление индивидуальности
его участников. Общение партнеров на языке музыки активизирует фантазию и
воображение. В процессе работы над ансамблем или в концертном
выступлении необходимость поддержать партнера наполняют участников
ансамбля энергией и творческой инициативой, поэтому известны случаи, когда
обучающийся в ансамблевой игре раскрывается ярче, чем в сольном
исполнении. В результате юный музыкант чувствует, как возросли
колоритность тембровых красок, наполненность звучания инструмента и,
соответственно, образность и выразительность исполнения.
Таким образом, фортепианный ансамбль является важным компонентом
обучения в ДШИ. Ансамблевое исполнительство оказывает благоприятное
воздействие на его участников не только в профессиональном плане, но и
формирует личностные качества: взаимоуважения, поддержки и товарищества.
Педагогическую ценность этого вида музицирования трудно переоценить.
Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет
эффективно решать проблемы совершенствования игровых навыков,
способствует активизации занятий, помогает развивать весь комплекс
музыкальных способностей обучающихся. Когда участники ансамбля получают
удовлетворение и радость от совместного исполнения, можно считать, что
занятия в классе ансамбля дали необходимый положительный результат.
Литература
1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. - М.: Музыка, 1971.
2. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. - М.: Музыка, 1988.
3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие. М.:
Просвещение, 1984. - 176 с.
Интернет-ресурсы
1. Батаева В.П. Вопросы совместного музицирования в классе камерного
ансамбля [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://nsportal.ru/npo-
spo/kultura-i-iskusstvo/library/2014/04/23/voprosy-sovmestnogo-
muzitsirovaniya-v-klasse