Методика обучения гаммам в классе фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методика обучения гаммам в классе фортепиано
Автор Дубровская И.В.
Преподаватель по фортепиано, концертмейстер.
городской округ Луховицы.
2020 год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика обучения гаммам в классе фортепиано»
Мы всегда говорим на языке,
которому научились у родителей
и учителей. Вот почему так важно
иметь хороших родителей
и хороших учителей.
Я. И. Мильштейн
Работая с детьми в музыкальной школе 12 лет, хочу поделиться опытом своей
методикой обучения гаммам, накопленным мною за эти годы.
Часто мы, педагоги, не с должным вниманием относимся к гаммам,так как многие
учащиеся играть их не любят, а в основном это происходит из-за незапоминания
пальцовки. Неверная аппликатура, естественно, тормозит технику, отсюда нежелание
ученика играть гаммы. Но стоит добиться усвоения с учениками как таблицу умножения
раз и навсегда точной пальцовки, так гаммы становятся любимыми.
И как правило, дети с большим удовольствием начинают их играть, с каждым разом
ощущая продвижение вперед в освоении пианистической техники. И пройдя по кругу все
гаммы, ученик сам убеждается насколько это все полезно: во-первых – техника, во-
вторых,- теоретические знания очень помогают при заучивании произведений наизусть.
Исходя из своего опыта, я считаю, что лучшее время изучения гаммы – это со второй
половины 2 класса. К этому времени уже ученики более подготовлены: освоена нотная
грамота(азбука), отрабатывается постановка рук, осваиваются различные штрихи,
развивается техника нотного чтения и самый раз начать развиваться исполнительской
техники.
С чего я начинаю знакомство с гаммами?
ПЕРВЫЙ УРОК.
На первом уроке необходимо ученика ознакомить с ладами. Чтобы ребенку было
понятнее, я все сравниваю с различными народами, живущими на нашей планете.
Обьясняю, что каждый народ говорит на своем языке: русском, английском, китайском.
Так же и каждая народность имеет свой «музыкальный язык». Таких музыкальных языков
много, например пентатоника, и наигрываю ученику незатейливую мелодию этого
пятиступенного лада, говоря, что в основном это музыкальный язык башкир, татар.
Затем в том же плане привожу примеры дорийского, фригийского, лидийского,
миксилидийского ладов. Разумеется я ни в коем случае не ставлю цель, чтобы он все это
запомнил. Все это только для понятия – наличия разных ладов, т.е. музыкальных
«языков» у каждой народности. А мы русские, европейцы в основном говорим на
мажорном и минорном языках. Здесь я пользуюсь наглядным пособием: картонная
карточка, с одной стороны мажор, с другой стороны минор. Рисунки, сделанные на них
дают полное представление ребенку, что такое мажор и что такое минор. Иллюстрации я
сопровождаю теоретическим материалом.
Построение мажора и минора мы стараемся выучить наизусть. На первом уроке твердо
наизусть заучивается строение мажора и не зубрежкой, а благодаря различной интонации
голоса:
I т Iт ½ I т I т I т ½ т = 6 тонов
Итак, на первом уроке, я стараюсь, чтобы у ребенка сразу появился интерес, и он уже
ждет с радостью, что я ему буду рассказывать дальше о мажоре.
ВТОРОЙ УРОК.
Проиграв в различных видах несколько гамм, я спрашиваю его: « И ты так хочешь быстро
научиться играть?» конечно, у ребят в этот момент загораются огоньки в глазах, и им
непременно хочется научиться так ловко и быстро играть.
И здесь я говорю: « А теперь приступим к самому главному: начнем изучение
фортепианной техники». Объяснив ученику, что такое гамма и что без нее, как в русском
языке без упражнений мы не сможем научиться грамотно писать,- так и в музыке –
грамотно, бегло играть, я достаю наглядное пособие , по которому мы изучаем
аппликатуру ( До мажор) .
Правая 3 5
Левая 5 3
Пояснив, что такое позиция (определенное положение рук) сначала на октаву, а затем на
4 октавы по позициям мы выучиваем пальцовку.
Этот этап работы я делаю на два урока. Первый урок на правую руку, второй на левую.
Работая над правой рукой, сначала мы играем позиционно с остановками отталкиваясь с
ударением от 1-го пальца – это когда играем гамму вверх, и с ударением на «накиды» - 4-
ый и 3 ий пальцев в нисходящем движении.
По приведенной ниже схеме ученик хорошо усваивает пальцы наизусть.
Правая
Вверх подкладывание пальцев ↗ ДО ФА ДО ФА
Вниз накиды ↘ ми си ми си
ТРЕТИЙ УРОК .
Начинаем изучать левую руку, но естественно, еще раз закрепив правую:
1. с остановками
2. ровно на нон легато
3. на легато
4. на стаккато
В левой все наоборот. И по наглядному пособию (по карточке) показываю позицию:
5 3 (это на 1 октаву)
И наоборот сначала идут «накиды», усваиваем с остановками на какие ноты в ( До
мажоре – «ре» «ля» ), а в нисходящем движении – подкладывание 1-го пальца 4 3 .
В тетрадь опять рисую схему.
Левая накиды РЕ ЛЯ РЕ ЛЯ
₄ ₃
Правая соль до соль до
Подкладывание I I I I
Закрепляем наизусть цифровку.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК.
Закрепляем правую руку ДО ФА
I I
МИ СИ
3 4
Закрепляем левую руку РЕ ЛЯ
4 3
СОЛЬ ДО
1 1
Играем приемами, как на третьем уроке, но еще и с оттенками.
ПЯТЫЙ УРОК.
Убедившись, что ученик хорошо закрепил пройденное отдельно каждой рукой , я
приступаю к соединению игры двумя руками. Для этого я опять пользуюсь небольшим
наглядным пособием. Мы с учеником наши 5 пальцев делим на две семьи. Четные 2 и 4 –
это одни «братики» , а нечетные 1,3,5 – это другие «братики».
И при соединении у нас получается такая таблица:
Б Б 3 Х 3 Б Б
Эту таблицу любой ребенок моментально запоминает наизусть и уже потом пальцы
никогда не путает. То есть подробно это выглядит так:
( на примере До мажора) :
до
ре
ми
Фа
Соль
ля
си
До
1
2
3
1
2
3
4
5
5
4
3
2
1
3
2
1
До
ре
Ми
фа
Соль
ля
Си
до
С учеником позиционно мы так и распеваем: бэ,бэ, три, о-о, три, бэ, бэ.
Бэ – это «братики» 1,2/ 5,4 (нечетные)
«три» - «ми», «ля»,
О окошечко ,секунда.
С учеником на скорость тренирую аппликатуры двумя, т.е. отдельно он играет третьими
пальцами обеих рук – это ноты «ми» и «ля» по всем октавам, а затем « окошечко» - это
секунды «фа» « соль» тоже по всем октавам. При этом обязательно вся пальцовка
произносится вслух для лучшего запоминания и отрабатывается в пределах сначала
одной октавы, а затем на весь инструмент.
ШЕСТОЙ УРОК.
Закрепив двумя руками гамму, мы переходим к изучению аккордов неполного
тонического трезвучия.
Аккорды мы начинаем изучать от обратного: не отдельно каждой рукой, а сначала двумя,
потом отдельно и снова двумя. Объяснив ученику, что аккорды - это одновременное
звучание трех и более звуков, проиграв ему, мы приступаем к изучению пальцовки.
Опять пользуюсь наглядным пособием или как я называю его – «цифровкой» :
Т ⁵₃
Т₆
Т ⁶₄
3
2
3
3
3
2
Но обязательно я ученику рассказываю, что такое ТОНИКА, про два обращения как они
образуются. И когда мы ставим аккорд двумя руками сразу, то нам наглядно видно, что 1
и 5 пальцы – постоянные, а «меняющиеся» - это 3 и 3 пальцы, но т.к. третьих пальцев
больше, то за основу в цифровке берем «3» палец.
Установив хорошо кисть в аккорде, все пальцы стоят на месте, а играет только третий и
при этом мы вслух при перемещении аккордов говорим, имея ввиду третий палец:
Т ⁵₃
Т₆
Т⁶₄
ВМЕСТЕ
ВНИЗУ
ВВЕРХУ
Таким образом, это четко откладывается в подсознании ученика, выучивается и в
дальнейшем никаких проблем с аппликатурой.
СЕДЬМОЙ УРОК.
Закрепляем гамму, аккорды. Одновременно добиваюсь качества звучания.
ВОСЬМОЙ УРОК.
Аналогично аккордам изучаем и работаем над арпеджио. Также ставя перед собой
цифровку:
ПРАВАЯ
Т⁵₃
Т₆
Т⁶₄
3
4
4
ЛЕВАЯ
4
4
3
Начинаем учить и запоминать пальцовку, ориентируясь на «4» палец.детям с длинными
пальцами легче. Ставя все пальцы в позиции полных аккордов, задерживая и играя 4,
произнося при этом вслух, запоминается цифровка быстро. Ну а с малышами немного
приходится труднее. Но в схеме они разбираются и как бы устно проигрывают полными
аккордами.
Закрепив хорошо арпеджио каждой рукой в отдельности и обеими сразу одновременно
ПЕРЕХОДИМ к хроматической гамме. 1,3.
К каждой гамме ученик в дальнейшем подходит уже осмысленно и в дальнейшем с
пальцовкой может справляться самостоятельно.
Самое главное от педагога требуется с первых же уроков в работе над гаммами научить
ученика прежде чем играть гамму, обязательно разобраться в позициях, усвоить их в
пределах 1 октавы, а затем играть всю гамму.
Список литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978
2.Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост.
Ширинская Н. М., 1984
3. Гнесина Е. Фортепианная азбука. Вступ. ст. М.,1978
4 .Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995
5 .Милич.Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ.
Киев, 1977
6. Л.М. Седракян Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. Москва ,2007.
7. Личный опыт автора.