Сценарий классного часа "Танцевальная музыка знакомая и незнакомая"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска
(МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска)
Сценарий
классного часа «Танцевальная музыка: знакомая и незнакомая»
преподавателя по классу скрипки Федоровой С.В.
Балтийск 2020
2
Цели:
- расширение кругозора учащихся;
- пропаганда музыкального искусства.
Задачи:
- развитие познавательного интереса;
- формирование эмоциональной отзывчивости у слушателей и исполнителей;
- укрепление и развитие школьных традиций, сплочение коллектива.
Исполнители: учащиеся младших и старших классов, преподаватели.
Предварительное задание: приготовить рассказ об исполняемом
произведении.
Ведущая: Танец древнейший удивительный вид искусства, который
выражает чувства и даже мысли без слов, при помощи мимики, пластики и
движений. В репертуаре скрипачей танцевальная музыка как отдельный жанр
занимает особое место. Сегодня наши ребята расскажут о своих
произведениях, и мы, преподаватели и учащиеся, с удовольствием исполним
их.
Ученик: Мазурка. Слово происходит от названия области в Польше
Мазовии, где живут мазуры. Это не просто танец с акцентами, то есть со
стуком деревянных каблучков, с подпрыгиванием. Это небольшой рассказ,
сценка из народной жизни.
Ведущая: Едва ли не все танцы в своих истоках имеют народное
происхождение. Просто потом многие из них перекочевали с лужаек перед
деревенскими трактирами, со струн самодельных скрипок в рыцарские замки
и дома богатых горожан.
Бакланова. Мазурка.
Ведущая: Как и сейчас, в далекие-далекие времена существовало целое море
танцевальной музыки. Только танцы были другими. Некоторые из них можно
было бы даже назвать «танцами-выставками»: проходя по анфиладе комнат
замка, танцующие демонстрировали роскошь своих нарядов, а хозяин
роскошь убранства своего дома.
Ученик: Костюмы были чрезвычайно сложными, пышными, танец состоял,
главным образом, из чередований красивых поз, реверансов и поклонов. В 17
веке французский король Людовик XIV страстный любитель танцев
открыл моду на танец, который продержался в музыке несколько столетий!
Это менуэт, который стал не только танцем, но и инструментальной пьесой.
Гарлицкий. Менуэт.
Ведущая: Танцевальные движения менуэта были так замысловаты, что
проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались станцевать
менуэт на придворном балу под придирчивыми взглядами окружающих.
Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего
воспитания. Шаги менуэта легки, изящны, танцующие как будто скользят по
3
паркету, еле касаясь пола. Состоящий из бесконечных разнообразных
реверансов и поклонов, менуэт похож на танцевальный диалог-ухаживание:
кавалер является образцом галантной почтительности перед дамой, дама же
демонстрирует идеальную красоту, изысканность манер и тонкий вкус. В 18
веке танцевальное мастерство ценилось очень высоко. Как говорили в 18
веке: «Кто хорошо танцует менуэт, тот хорошо делает всё
Боккерини. Менуэт.
Ведущая: Менуэт по традиции пишется в 3-хчастной форме. Средняя часть –
трио называется так потому, что в старину её исполнение поручалось не
всему оркестру, а всего лишь трём инструментам. Два века подряд менуэт
был «танцем королей» и «королем танцев». Кто из придворных плохо
танцевал менуэт, того реже приглашали на танец и даже поднимали на смех.
О менуэте написаны сотни трактатов на всех европейских языках.
Бетховен. Менуэт.
Ученик: Сарабанда один из самых старинных танцев. Это танец
испанского происхождения. Его поступь медлительна и даже тяжеловесна.
Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой, которую
исполняли во время траурных церемоний, при торжественном погребении.
Тартини. Сарабанда.
Ведущая: История сарабанды поражает своими неожиданными поворотами.
В 16 веке сарабанду танцевали крестьяне на празднике урожая. Одно время
сарабанда была запрещена, за её исполнение наказывали плетями, мужчин
ссылали на галеры. Всё потому, что во время исполнения этого танца
женщины извивались всем станом, запрокидывали руки назад. Сарабанда,
как непристойный танец, была запрещена. И только спустя некоторое время
сарабанда появилась вновь, но уже как медленный торжественный танец
шествие для погребальных церемоний.
Ученик: Пейзана весёлый, быстрый деревенский танец с острым, озорным
ритмом, свободными движениями. Был популярен в Италии. Придворные
танцы подчёркнуто сдержанные, величавые, даже чопорные, а деревенские
танцы отличались свободой и непринужденностью.
Верачини. Пейзана.
Ученик: Тарантелла. Этот веселый жизнерадостный танец родился в городе
Таранто на юге Италии. Этот город, возможно, и дал название этому танцу.
Южане всегда отличались бурным темпераментом, быстрой речью,
активными движениями. И мелодия тарантеллы похожа на стремительную
скороговорку: это непрерывное движение быстрых триолей в размере 6/8 или
3/8, напоминающее вечный двигатель.
Леви. Тарантелла.
4
Ведущая: Особый блеск придавали танцу аккомпанирующие инструменты
флейта, мандолина и обязательно тамбурины и кастаньеты. Существует
легенда о происхождении этого танца. Говорят, в 15-16 веке по Италии
странствовали особые оркестры, которые помогали излечиться от
«тарантизма» безумия, вызванного укусом ядовитого тарантула.
Музыканты играли много часов подряд, повторяя одну и ту же ритмическую
фигуру. Больные совершали быстрые движения, благодаря которым, как
считалось, яд выходил наружу. Могла ли эта история действительно иметь
отношение к происхождению танца – неизвестно. Но важно то, что этот
танец вдохновил многих композиторов на создание виртуозных
произведений: Паганини, Листа, Глинку, Чайковского, Рахманинова и
многих других.
Эллертон. Тарантелла.
Ученик: Удивительный танец вальс! Вальс существует более трёх веков и не
подаёт никаких признаков старения. Рассказывают, что даже в 1683 году,
когда в Вене свирепствовала чума, и город оцепенел от ужаса перед
страшной болезнью, уносившей человеческие жизни тысячами, на улицах
можно было услышать мелодии вальса.
Моцарт. Вальс.
Ведущая: Вальс танцевали везде: на улицах и площадях, в домах бедняков и
в особняках богачей. В 18 веке вальс проник в аристократический салон, где
великолепно чувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором
играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных
париках. Правительства многих стран поначалу пытались остановить
«опасную болезнь» вальс. Его объявляли безнравственным танцем, так как
кавалер прикасался к даме, а для аристократического салона 18 века
подобная раскованность была немыслима. В Вене, будущей столице вальса,
запрещалось кружиться более 10 минут. Постепенно музыка вальса перестала
быть музыкой, под которую только танцевали, её стали слушать. Вальс
проник во все жанры музыки – от песни, романса до оперы и балета.
Цфасман. Вальс.
Ведущая: Все вы знаете обворожительные, пленяющие своей лёгкостью,
мелодичностью вальсы Иоганна Штрауса, от которых была без ума вся Вена.
И хотя создателем венского вальса был Штраус-старший, отец, «королём
вальса» стал Штраус-сын. Это про его танцы говорят по сей день во всем
мире, называя их «вальсами Штрауса» лёгкие, одухотворенные, с богатой
красивой мелодией, они восхищают нас и сейчас.
Штраус. Венский вальс.
5
Ученик: В 19 веке в вихре вальса закружилась вся Европа. Каждое время
давало новые песни и новые танцы. Одни удерживались, другие умирали, но
вальсу эти новые танцы не мешали – он продолжал жить. И даже сегодня – от
школьного выпускного вечера до парадного дипломатического приема
обязательно танцуют вальс. Вальс завоевал мир навсегда!
Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».
Ведущая: Танцевальная музыка интересна и разнообразна. Хочется многое
успеть разучить, сыграть, а главное передать в музыке характер, эпоху,
настроение каждого танца. Когда соединяются мастерство исполнителя и
очарование музыки, то на время погружаешься в разные эпохи и разные
страны, представляя длинные платья дам со множеством складок, кружева,
пышные причёски и шляпы с перьями.
6
Использованная литература:
http://velskdshi.ru/p17aa1detales5.html (Дата обращения 27.05.20)