Методическая разработка "Начальный период обучения на фортепиано"

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»
«Начальный период обучения игре на
фортепиано »
Выполнила : преподаватель по классу фортепиано Нащекина
Анасатасия Михайловна
Котовск 2020г.
Введение
Содержание
1.Донотный период обучения
а)Упражнения
б)Работа по ритмическим
схемам
в)Ритмические задачи.
2.Знакомство с инструментом.
а )Посадка.
б )Первые навыки звукоизвлечения
в)Знаки альтерации
3. Длительности
Заключение
Литература
Введение
Начальное музыкальное обучение заключается
практически в донотном и нотном периоде обучения
ученика. Между которыми практически не существует границы.
Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и
зависит от скорости и качества освоения ребенком нотной грамоты. Если
начать этот период в шестилетнем возрасте, то к семи годам большинство из
обучающихся вполне приобретут первоначальные навыки владения
инструментом и по предъявляемым требованиям к уровню исполнения будут
соответствовать первому, а то и второму классу ДМШ. Если начать донотное
обучение с пяти лет и ранее, то результаты могут быть еще выше.
Можно сказать, что не существует четкой границы между донотным и
нотным периодами обучения. Они начинаются вместе. Первоначально
преобладает донотный, постепенно уступая место нотному периоду.
Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный - помогает,
дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному
освоению музыкального материала.
Донотный период обучения
Кто может предсказать, чему следует учить ученика на первом уроке? Ведь
кто он такой, мы еще не знаем, может быть, он уже давно играет что-то за
второй-третий класс музыкальной школы, а мы как ослы начнем объяснять ему
элементарную нотную грамоту. Поэтому первая наша задача узнать, кто он
и что он, что знает, что умеет, чем увлекается. Я бы даже посоветовал начать
с последнего, с самых посторонних вещей, чтобы урок не походил на
полицейский допрос. После этого можно поинтересоваться, играл ли ученик
когда-нибудь на фортепьяно, какие песни любит, какие может спеть, что
может сыграть. Если сыграет, послушайте и в любом случае похвалите, а если
нет, то пообещайте, что сегодня же вы его чему-нибудь научите, постарайтесь
убедить, что играть на фортепиано совсем не трудно.
Главной задачей “донотного” периода является накопление
музыкальных впечатлений и некоторого практического опыта игры на
инструменте.
В предлагаемой работе раздел нотного приложения “Играю, рисую,
пою” связан с остальными общей идеей и имеет целью предварительное,
обзорное знакомство ребенка с тем материалом, который ему придется
впоследствии изучать более детально. используемый для этой цели учебный
материал.
В “донотном” периоде, по точному определению А.Д. Артоболевской,
начинается “лепка рук”. Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь
каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои
удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения,
ненапряженное состояние рук и всего организма. Большую помощь в этом
может оказать специальная гимнастика для различных групп мышц. Она
помогает устранить зажатость, которая довольно часто возникает у детей,
начинающих заниматься на фортепиано.
Упражнения
Гимнастика вносит в урок элемент игры. Для детей дошкольного и
младшего школьного возраста это является необходимым. Переключаясь на
другой вид деятельности, ребенок меньше утомляется , следовательно будет
способен запоминать большой по объему материал. Задача педагога -
преподнести эти упражнения в живой, увлекательной форме. В своей
практической работе по формированию пианистического аппарата я
применяю упражнения, предлагаемые в книгах А.А. Шмидт - Шкловской О
воспитании пианистических навыков” и А.Д. Артоболевской “первая встреча
с музыкой”, и свои педагогические находки. В разделе предлагается несколько
таких упражнений и возможные варианты их образного воплощения.
Вначале даются несколько упражнений, помогающих ребенку
“почувствовать” свои руки, их вес, пластичность и свободу. Все движения,
которые должен выполнить ученик во время гимнастики, описаны в стихах,
прилагаемых к упражнениям.
“Буратино” Упражнение на раскрепощение мышц шеи, плечевого пояса,
рук. Ребенок стоит, подняв руки вверх, руки его напряжены, ведь в настоящий
момент он - деревянный человечек. Затем начинается освобождение “по
частям” . Сначала расслабляются пальцы, потом руки до кисти, потом до
локтя, и, наконец, вся рука падает вниз, свободная и тяжелая.
“Лебедь” Мышцы спины, груди, плечевого пояса играют важную роль в
работе пианиста. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав,
удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Упражнение
способствует выработке правильной осанки, развивает пластику руки в
движении.
“Волшебный круг”, “Радуга” Эти упражнения помогут почувствовать
всю руку от корпуса до кончика пальца. Рисуем в воздухе закругленные линии
- радугу, горы, волшебный круг - поочередно разными пальцами, ощущая
палец, как продолжение руки.
“Художник” Используется также метод рисования в воздухе. Кисть
совершает мелкие вращательные движения, которые освобождают ее и делают
более гибкой.
“Зонтик” Правую руку “повесить" на второй палец левой руки. Пальцы
правой руки свободные, как будто по ним стекает вода. Рука поддерживается
не только мышцами спины, но мышцами плеча. Такая поддержка регулирует
вес руки, придает ей упругость и легкость.
Следующие упражнения - для развития пальцев.
"Киска" Упражнение развивает чувствительность кончиков пальцев.
Правильно выполняя его, ребенок поймет, что такое освобождение руки. Рука
спокойно лежит на крышке стола, слегка опираясь на подушечки"
полусогнутых пальцев. Рука свободная и мягкая, как лапка спящего котенка.
Но вот киска проснулась, потянулась, выставила свои острые коготки. Пальцы
с усилием скользят по крышке стола, принимая веерообразное горизонтальное
положение. Все мышцы руки напряжены. Затем пальцы принимают
первоначальное положение, рука вновь освобождается.
"Игра в гости" Упражнение - игра, состоит из двух частей. Большой
палец-хозяин, все остальные - гости, приглашенные на праздник. В первой
части упражнения изображается приход гостей. Гости здороваются с
хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются " с первым "
подушечками" , как бы целуются. Вторая часть упражнения - уход гостей.
Гости прощаются с хозяином - кланяются. Каждый палец по отдельности надо
согнуть так, чтобы достать кончиком до тыльной стороны ладони. Это
упражнение развивает чувствительность " подушечек" пальцев, а также
независимость и самостоятельность пальцев.
"Крокодильчики" Упражнение в занимательной форме знакомит ребенка
с цифровым обозначением каждого пальца / 1,2,3,4,5 /. Рука спокойно лежит
на твердой поверхности. Каждый палец изображает крокодильчика, который
зевает, разморившись на солнышке. Пальцы, длинные и прямые, по очереди
поднимаются вверх как можно выше / крокодильчики зевают/. Поднимается
каждый раз только один палец, все остальные плотно прижаты к столу.
Упражнение можно делать двумя руками вместе, поднимая параллельные
пальцы, или, для развития координации, разные. Например: 2 палец на правой
и левой руках, 3 палец на левой руке и 5 палец на правой и так далее.
"Приказы" пальцам может отдавать как учитель, так и сам ученик. Это
упражнение можно использовать и как упражнение на внимание.
"Серебряное копытце" Упражнение выполняется на столе. Положение
руки куполообразное с опорой в подушечки первого и пятого пальцев. Три
средних пальца подвижные, независимые. А теперь вспомним сказ П.П.
Бажова "Серебряное копытце " ." Вспрыгнул козел на крышу и давай по ней
серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. " Сохраняя опору на первом
и пятом пальцах, каждый из свободных пальцев /2,3,4 /по очереди выполняет
движения, напоминающие выбивание копытцем разноцветных камешков.
Ребенок должен почувствовать устойчивое положение руки.
"Козлик и палочка" Начальное положение руки как в упражнении "
Серебряное копытце" . Первый палец - козочка, он подвижный, Пятый палец -
палочка, он плотно стоит на подушечке, сохраняя вертикальное положение.
Пусть ребенок вспомнит, как пасутся козочки, коровки, овечки, барашки
летом на лугу без хозяина. Они не смогут убежать , потому что привязаны
веревкой к палочке или к дереву. Палочка - как пастушок , а козочка гуляет
вокруг палочки. Попробуем изобразить эту ситуацию с помощью пальцев.
Первый палец " спускается" в горизонтальной плоскости от пятого пальца
вниз, а затем " поднимается " обратно , Пятый палец сохраняет неподвижность.
Затем роли меняются : первый палец изображает палочку, а пятый - козочку.
Упражнение выполняется как на крышке стола, так и на фортепиано.
Упражнения выполняются за инструментом.
"Листопад" Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами.
Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев. Упражнение
выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом другой.
В момент звукоизвлечения ребенок должен почувствовать, как вес
руки передается от спины к кончику пальца и через него - клавише. Играя это
упражнение, ребенок должен следить за качеством звука, и услышать, как он
" растворится" в воздухе .
"Звенящая радуга" Дуговое движение над клавиатурой с последующим
погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на
клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Играть отдельно правой
рукой вверх, левой - вниз, каждым пальцем по очереди на белых и черных
клавишах. Руки переносятся широким дуговым движением, спокойно и
плавно. Исполняя это упражнение, ребенок должен представить себе, как
прозрачная капелька катится по радуге вниз и - звонко падает в глубокое озеро.
"Шмель" Дуговые отрезки более короткие, в октаву. Звук
извлекается не одним пальцем, а двумя, вторым и четвертым на интервале
терция. Перед ребенком должен возникнуть образ шмеля, который
перелетает с цветка на цветок / с клавиши на клавишу /, тяжелый и
пушистый. Нежные цветы гнутся под его тяжестью. Терции играются
глубоко, с ощущением " дна" клавиши.
Работа над упражнениями является средством воспитания
музыкально осмысленной техники. Приемы звукоизвлечения, встречающиеся
в упражнениях, постепенно переносятся в работу над произведениями.
Работа по ритмическим схемам Следующая
форма работы в донотном периоде - игра по ритмическим схемам. Сначала
мы просто говорим о коротких и длинных звуках. Ребенок говорит стихи
с ритмическим сопровождением, а потом пытается
самостоятельно сочинить мелодию на эти стихи из двух или трех нот. Игра "
Музыкальные считалочки " - это не просто игра по ритмическим схемам, она
помогает детям твердо усвоить аппликатуру, а также развивает координацию
/ при одновременной работе обеих рук /.
Донотный период, самый ответственный в обучении музыке и самый
интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритмической
пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений,
развитие эмоций, включенности в процесс обучения.
1 Шаг. Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским
считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон»,
«Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а
потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и
получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно
синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включенность.
Музыка мысль, состояние записанные звуками. Учимся записать
стишоксчиталку короткий слог «ТИ», длинный «ТА». Детям очень нравятся
ритмические задачки и они с легкостью с этим справляются. Освоив понятие
длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем
обучение звукоизвлечения на одном звуке, начинаем обучение
звукоизвлечения с 3
го
пальца, играем со словами, обязательно вместе песенки-
считалки под аккомпанемент с педагогом и вот первый восторг у меня
получилось!
Этот вид работы дает возможность заниматься и первыми навыками
звукоизвлечения на этом этапе использую сборник Баренбойма, где дается
прекрасный материал для развития ребенка. Мы учимся записывать песенки
попевки, при этом осваиваем знания октав, регистров, звуковысотности,
ритм, пульсации, постановочные моменты. Ритмические задачки полезно
играть на крышке рояля или на столе. Часто ученики, придя на обучение, не
имеют дома пианино, мы учимся координировать движения, а закрепляем эти
навыки на уроках. Я не считаю проблемой в начальном периоде это 1-2 мес.
отсутствия инструмента, мы учимся понятию аппликатуры и независимости
пальцев. Существует большое разнообразие упражнений для работы над
игровым аппаратом, независимость пальцев «Шагающие гномы». Играя
попеки и ритмические записи это первые навыки читки с листа. Говорим и
хлопаем играем от различных звуков, при этом добавляем упражнения
аппликатуры, верным пальцем нужный слог, ладошками, свободной кистью, а
рука в естественном положении ( Баренбойм).
Ритмические задачки: 1) Сначала ладошками по крышке рояля или на
столе, усложняем, затем исполняем. Например:лев.рука-пульс-доли,правая
рука- ритм-пульсацияслоги I –«ТА», «ТИ-ТИ»
2) Детям нравится этот вид работы, это первый кирпичик в обучении, кот. в
дальнейшем помогает решить задачу метро- ритмической основы муз.
произведения.
2 шаг. При освоении первого, запись знакомых песенок, ритмических задачек
на 2
х
линейках,при этом осваиваем клавиатуру, выбираем два звука и играем
попевки двумя руками сразу.
Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение
игре на инструменте.
Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным,
ассоциированным привычными жизненными понятиями: часы-пульс, радуга,
подъемный кран, соединение 2
х
звуков legato. Понятие штрихов, динамики,
выразительности и обязательно игра в ансамбле с 1
го
урока. Мир музыки богат
и щедр и эту сказку вы можете дарить, взаимопонимание , чуткое отношение
к психологическому развитию ученика, каждый шаг вместе через познание
желания. Знание + четкость видения цели и совместное ее достижение
приводят к хорошим результатам.
Знакомство с инструментом.
Наряду с разучиванием песенок, что является на самом раннем этапе
обучения основой для художественного воспитания и развития слуха ученика,
желательно с первых же уроков начать знакомить его с инструментом. Надо в
общих чертах рассказать об устройстве фортепиано, что всегда интересует
детей, показать клавиатуру и характер звучания среднего, высокого и низкого
регистров, играя на инструменте подходящие пьески и предлагая ученику
самому попробовать и послушать звуки различной высоты. При этом следует
разъяснить, что означает понятие «выше» и «ниже». На первых же уроках
ученик выучивает названия звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ориентиром
для нахождения их служат черные клавиши (группирующиеся по две и по три).
Желательно, чтобы при помощи последних ученик научился находить белые
клавиши сразу, без предварительного отсчитывания от ноты до, как это
нередко бывает. Для закрепления в памяти выученных названий можно дать
ряд домашних заданий на отыскание звуков в различных октавах.
Посадка
Перед тем как учить детей нотной грамоте и игре на инструменте, их надо
правильно посадить за инструмент удобно, свободно. Важно обратить
внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно, словно
«аршин проглотил», чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи.
Локти не следует ни прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По
высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры. Большое значение
для уверенности исполнения имеет хорошая опора ног, особенно каблуков.
Так как ноги у ребенка обычно не достают до пола, их надо ставить на
скамеечку.
Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога. Но как и во
всем, что касается двигательной области, обращать на нее беспрестанно
внимание ученика обычно нецелесообразно. Желательно последовательно и в
связи с конкретными исполнительскими задачами как бы формовать хорошую
посадку, не загружая вначале сознания ученика второстепенными моментами,
а останавливаясь лишь на самом существенном, на важнейших недостатках.
Так, скульптор сперва высекает общие контуры фигур и только потом
переходит к тщательной отделке различных деталей.
Первые навыки звукоизвлечения
В прежние времена педагоги обычно начинали изучение навыков
звукоизвлечения с игры пятипальцевых последований legato. Этот путь таил в
себе опасность воспитания изолированных пальцевых движений и развития
скованности в кисти и локте. Большинство педагогов считает целесообразным
подойти к работе над туше legato путем предварительного освоения навыка
извлечения отдельных звуков (обычно начинают с 3-го, наиболее устойчивого
пальца, затем переходят ко 2-му и 4-му и, наконец, к 1му и 5-му пальцам); эти
упражнения играют поочередно правой и левой рукой.
Путь от non legato рационален потому, что воспитывает у ребенка с
первых же шагов обучения координацию движения всех частей руки,
позволяет легче добиться нужной степени освобождения мышц и
вырабатывает полный певучий звук, который впоследствии послужит
значительно лучшей основой для певучего legato, чем извлекаемый «одними
пальцами» неглубокий звук, возникающий при игре пятипальцевых
упражнений.
Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание ребенка
на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим,
долго длящимся. Надо избегать как бледного, «белого» звука, так и звука
резкого, стучащего. В процессе работы, если ученик несовершенно выполняет
требуемое задание, педагог может подсказать ему соответствующий прием —
свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья во время
движения. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без
предварительного ее «нащупывания» и без всяких иных помех, вызывающих
вредную фиксацию. Этот навык, имеющий исключительно важное значение в
процессе фортепианной игры, необходимо неустанно, на протяжении ряда лет
совершенствовать, используя постепенно усложняющийся материал
(переносы двойных нот, аккордов, отрезков пассажей). Такого рода
упражнения будут служить профилактикой против вредных напряжений и
превосходным средством для развития «свободы» игры.
Знаки альтерации
При обучении ученика нотной грамоте нужно объяснить, что
существуют не только «чистые» ноты («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля»,
«си», обозначим их общей буквой «n»), но и их производные «n-диез»,
«nбемоль», «n-дубль-диез», «n-дубль-бемоль», для обозначения которых
слева от ноты пишутся символы диез (повышение стоящей справа от него
ноты на один полутон), бемоль (понижение стоящей справа от него ноты на
один полутон), дубль-диез (повышение на 2 полутона) и дубль-бемоль
(понижение на 2 полутона), называемые знаками альтерации. Эти же знаки
(только одного вида — диезы или бемоли) могут стоять в начале каждой
строчки нотоносца и означать, что все ноты данного названия исполняются в
диезном или бемольном варианте. Знаки, стоящие в начале строчки (при
ключе) называются ключевыми, знаки, стоящие при отдельных нотах —
случайными. Случайные знаки действуют в пределах одного такта. Есть ещё
один знак альтерации — бекар . Он существует для отмены ранее
указанного диеза или бемоля (в пределах одного такта).
Цвет овала нот, называемого головкой (чёрный или белый); палочки,
приставленные к ним (называемые штилями) и небольшие закорючки на
штилях (называемые «хвостиками») указывают на их длительность.
Длительности
Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля)
и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со
штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»),
шестнадцатая (чёрная, штиль с двумя «хвостиками»), тридцатьвторая
(чёрная, штиль с тремя «хвостиками») и т. д. Намного реже применяются
более мелкие длительности (шесдесятчетвёртые и стодвадцатьвосьмые) и
более крупные (бревис, равная двум целым и обозначающаяся специальным
знаком: белым прямоугольником с выступающими торцевыми сторонами).
При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит
от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой,
автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот.
Нотная пирамида
Чередование сильных и слабых долей (внутреннего ритма) мелодии
обуславливает её деление на такты. Такты разделяются тактовой чертой —
тонкой вертикальной чертой, пересекающей все пять линеек.
Далее переходим к основным понятиям начального обучения:
Октавы
Регистры
Размер
Ритм
Паузы
Динамические оттенки
Темпы и т.д.
Заключение
Таким образом, можно проследить, что нам дает начальный этап
развивающего обучения детей младшего школьного возраста в классе
специального фортепиано показывает:
1. Первые годы обучения пианистов являются особым периодом их
школьной жизни, где создается своего рода творческий фундамент, на базе
которого формируется отношение к музыке как к искусству, доставляющему
высокое эстетическое наслаждение и имеющему большое воспитательное
значение, и закладываются основы для будущего общемузыкального и
профессионально-музыкального развития детей.
2. Главным результатом начального этапа обучения должны стать: навык
постоянного слухового контроля; контроль свободы движения корпуса и рук;
навык грамотного прочтения текста, умение подобрать простейший
аккомпанемент; транспонирование несложных позиционных пьес во все
тональности; знание наиболее употребительных музыкальных терминов;
умение свободно и осознанно исполнить пьесы в концертной обстановке.
3. На начальном этапе обучения особенно важно использование основных
дидактических принципов развивающего обучения – увеличение объема
исполнительского материала, ускорение темпов прохождения учебного
материала, увеличение меры теоретических знаний, развитие творческой
инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Обучение является развивающим в том случае, если направлено на
активизацию мыслительной деятельности обучаемых и формирование у них
способности самостоятельно или в сотрудничестве с другими обучаемыми
добывать знания. Эта способность лежит в основе саморазвития личности.
5. Процесс развития музыкальной деятельности учащихся осуществляется
в трех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном и
исполнительском. В центре фортепианной подготовки учащихся теория
развивающего обучения ставит развитие «музыкального ума» (Н. Г.
Рубинштейн), а на основе решения этой задачи идет и эмоциональное
постижение образного мира изучаемых произведений, и овладение
комплексом пианистических умений и навыков, необходимых для его
исполнительского воплощения.
Литература :
1. 1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.:
«Советский композитор», 1990. - 103 с.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор,
1973. 272 с.
3. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. – М.: Классика – XXI, 2002. 192 с.
4. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»
5. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
6. Г.М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано»
7. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»