Музыкальное сопровождение и развитие музыкальности на уроках классического и народно-сценического танца

Музыкальное сопровождение и развитие музыкальности
на уроках классического и народно-сценического танца
Матюхина Татьяна Ивановна,
преподаватель по хореографии
ГБУДО г. Москвы "ДШИ Центр"
Танец это вид искусства. В нём через движения и пластику создаются
образы, передаётся смысл. Все действия в танце сопровождаются музыкой,
которая задаёт ритм, скорость и настроение. Танец является традиционным
искусством многих народов. Он глубоко связан с культурными традициями
стран и государств мира. Вместе с государством он изменялся и
преобразовывался во что-то новое и необычное. Национальный танец
является отражением культурного развития общества. За тысячелетия было
придумано огромное количество стилей, видов и форм танцев. Через танец
люди выражают свои эмоции, свою религию, показывают своё социальный
статус и свои спортивные достижения. Образовавшись в процессе трудовой
деятельности, танец через эмоции окружающего мира, используя движения и
жесты, которыми пользовались люди во время трудового процесса,
трансформировался в самостоятельный вид искусства. И, конечно, танец
всегда сопровождался определённым ритмом, либо песней, позднее
музыкой.
Искусство танца без музыки и ритма существовать не может, поэтому на
занятиях в хореографических классах дети получают не только физическое и
эмоциональное развитие, но и музыкальное. Музыка на уроках хореографии
важнейший фактор эстетического и художественного воспитания
учащихся. При овладении танцевальной техникой большую помощь
оказывает тщательный, продуманный подбор музыкального сопровождения.
Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера
хореографической лексики, задач урока и в соответствии с возрастными
особенностями учащихся. На уроках народно-сценического танца, при
подборе музыкального материала необходимо учитывать два фактора:
- соответствие с этническими и стилевыми особенностями
хореографического материала
- художественный и музыкальный вкус.
Также существуют главные принципы музыкального оформления урока
классического танца:
- принцип соответствия этапу обучения (возраст)
- принцип соответствия стилю и виду танца
- соответствие характеру учебно-танцевального материала (приёмы
исполнения, амплитуда)
Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны иметь
следующие свойства:
- квадратность
- определённый ритмический рисунок
- наличие затактов
- темповые и ритмические особенности
- метро-ритмические особенности.
Музыкальность присуща каждому человеку, хотя порой она остается не
выявленной или не развитой. И задача педагога с помощью занятий
хореографией, не просто развить эту способность, но и научить слышать,
любить музыку, и полностью согласовывать свою пластику с ритмом,
мелодией, характером музыки.
Самые первые уроки надо начинать не с упражнений у станка, а с
музыкально-ритмического воспитания, целью которого развитие
музыкального слуха и памяти, пластической выразительности с помощью
упражнений, построенных на связи музыки и движения. Музыкальное
развития учащихся можно разделить на три этапа:
- способность верно согласовывать свои движения с музыкальным
ритмом;
- умение сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-
мелодию и воплощать ее в движении;
- умение внимательно вслушиваться в интонацию, характер
музыкальной темы и верно, творчески увлеченно, воплощать ее в пластике.
Можно уметь ритмично двигаться, верно воспринимать содержание
музыкальной темы, но не уметь отобразить ее в своих действиях. Поэтому не
только что, но и как говорит музыкальная тема, ученик должен воспринимать
уже на уроках классического танца.
На занятиях хореографией учащиеся приобщаются к лучшим образцам
народной, классической и современной музыки. Таким образом, формируется
их музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное
мышление, которые при постановочной работе помогают воспринимать
музыку и хореографию, как единое целое. Систематическая работа по
музыкальному развитию учащихся хореографических коллективов, школ
искусств необходима, потому что музыкально образованные дети намного
выразительнее в танце.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на
занятиях в хореографических классах всегда два педагога: хореограф и
концертмейстер. Успех работы с детьми во многом зависит от того,
насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет
музыку. Вместе с концертмейстером осуществляются задачи музыкального
воспитания:
- развитие музыкального восприятия метроритма;
- ритмичное исполнение движения под музыку, восприятие их в
единстве;
- умение согласовать характер движения с характером музыки;
- развитие воображения, художественно-творческих способностей;
- повышение интереса учащихся к музыке, развитие способности
эмоционально воспринимать её;
- расширение музыкального кругозора детей.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в
содружестве педагога-хореографа и музыканта. Здесь и психологическая
совместимость, личностные качества, профессионализм. Для настоящего
творчества нужна атмосфера дружелюбия и непринуждённости,
взаимопонимания. Только так можно иметь высокую результативность
исполнительской деятельности учащихся.
Для развития музыкальности исполнения танцевального движения
применяются следующие методы работы:
- наглядно-слуховой (музыка звучит во время показа педагога)
- словесный (педагог помогает понять содержание музыкального
произведения, побуждает воображение, способствует пробуждению
творческой активности)
- практический (систематические упражнения).
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении, - это мелодия
основа музыки. Важнейший элемент – ритм. Чередование тяжёлых звуков с
лёгкими – это понятие «метра» в музыке. Темп, как скорость, един и в
музыке и в танце. Все эти характеристики танцующие дети должны знать,
понимать и определять. Это уже язык музыки. И концертмейстер учит
понимать его. Музыкальная фраза, вступление и окончание, начало мелодии
начало движения. Воспитывается умение укладывать движение в
музыкальную фразу.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает и подбор репертуара, фрагментов уроков, постоянное
расширение музыкального багажа и знаний о танце, его характерных
особенностях, изучение опыта работы в других хореографических
коллективов, знакомство с новыми методиками «движения под музыку».
Концертмейстер должен питать особую бескорыстную любовь к своей
специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего
успеха аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся в
тени, его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Итак, музыкальный материал, используемый на уроках классического и
народно-сценического танца, должен быть тщательно продуман, грамотно
подобран в плане стилевого и жанрового разнообразия. Только тогда он
будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в
полной мере должна отражать характер и эмоциональный строй каждой
комбинации (учебной или танцевальной). Концертмейстер должен добиться
истинно этнической, стилевой манеры звучания. Музыка, выполняя по
существу вспомогательные функции в хореографическом учебном процессе,
занимает важное место в профессиональной подготовке учащихся.
Литература:
1. Базарова Н.П. Мей В. П. Азбука классического танца. Ленинградское
изд. 1983 г.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Ленинградское изд. 1934
г.
3. Нарская Т.Б. Классический танец. Учебное пособие. ЧГАКИ.
Челябинск 2007 г.
4. Бычков Ю.Н. Социокультурные аспекты истории музыкальной
педагогики. Москва 1999 г.
5. Захаров Р. Искусство балетмейстера. Издательство «Искусство» 1954
г.