История исполнительства скоморохи. Скоморохи как носители народных музыкальных традиций

История исполнительства (по направлению Музыкальное исполнительство)
Скоморохи как носители народных музыкальных традиций.
Представителями светской музыки в России с древнейших времен, в течении
многих столетий, служили искусники или потешники, издавна носившие
название скоморохов. Достаточно продолжительный период истории
светской музыки в России с XIвека,(раньше этого времени до наших дней не
сохранились данные о музыкантах и певцах русских) до середины XVII
столетия можно, по справедливости назвать эпохой скоморохов.
Скоморошество-явление, общее для всех европейских народах в средние
века; скоморохи- преемники греко-римских скиников или мимов, народных
потешников, принимавших участие на сцене, частью на пирах и попойках, на
улицах, площадях.Откуда бы ни пришло в Россию искусство скоморохов, с
юга ли (из Византии), или с запада,-но уже в XIвеке оно оказывается
привитым и укоренившимся в обиходе народной русской жизни; с этой поры
оно может рассматриваться, как явление на русской земле вполне
существующее и принявшее здесь самостоятельное развитие, согласно с
местными условиями и характером русского народа.
Скоморохи - древнейшие представители народного эпоса, народной сцены,
народного музыкального искусства. Если проследить хронологию развития
творчестваскоморохов, можно заметить и постепенное обогащение состава
находившихся в распоряжении музыкальных инструментов. К первейшему
древнейшему инструменту скоморохов-гуслям, о которых очень часто
упоминается в русских былинах в старинных народных песнях
присоединяются трубы, бубны, сопели, позже- сурны, домры, волынки или
дуды, гудки(смыки), лиры, органы, свирели и другие инструменты.
Но основой представления, в котором участвовали скоморохи был
произносимый текст. Это обычно ритмичные тексты нелепого, потешного,
часто непристойного, нецензурного характера. Для творчества скоморохов
характерно нагромождение умышленной непонятливости, простоватости
языка.
Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их
внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в
короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась
грехомсвоих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX
векеношение маски встретило резкое порицание церкви, в своих
выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением
скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в
своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений.
В эпоху Древней Руси они объединялись в группы и бродили из города в
город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских
играх. Они пели шутовские песни,обряжались в звериные шкуры, надевали
маски. Исполняли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах,
волынках. Скоморохи веселили народ, часто выступали в роли обличителей
социальной несправедливости, помогали людям советом. Их всегда
встречали с радостью. Увеселительная культура скоморохов была подлинно
народной, доступной, понятной и носила демократический характер.
В древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством:
иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы.
Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами»
пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы.Но они расценивались как
забавники, потешники, «веселые ребята».
В чем же заключалась предоставленная скоморохами народу утеха? Ответ на
этот вопрос дают многочисленные исторические памятники, народные песни
и поговорки, а также былины, в которых скоморохи являются в большинстве
случаев еще в древнейшем своем образе, в виде гусельников. Гусельники
играют на своих «звончатых» гуслях и поют песни, а иногда пляшут для
развлечения слушателей; по одиночке или толпами, надевая в особое
«скоморошье платье», они посещают пиры, княжеские или частные
народные праздники, присутствуют на свадьбах, всюду внося удовольствие и
веселье.
На основании дошедших до нас в былинах сведений о «великой игре»
скоморохов –гусельников, можно сделать вывод, что песни-былины и
шуточные былины-сказки были созданы скоморохами. Игра скоморохов с
весельем и плясками, сопровождающимиплясовые песни, говорито том, что
скоморохи были и авторами многих разгульных и плясовых песен.
Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя
общепринятому укладу старой Руси. Гусельники-скоморохи не только
играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения
русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они
вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию
шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили
«разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом
качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования
русской народной драмы.
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с
обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и
наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от
любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.
Разумеется, веселье скоморохов –потешников не исключительно вращалось в
области цинизма.Наряженные в разные костюмы и маски, они разыгрывали
сцены, понятие окоторых можно составить себе до известной степени по тем
остаткам скоморошеских игр, которые сохранились в народе до наших дней.
Например, песни и прибаутки, шутки и комические представления
новгородских «окрутников» наших современных святочных масленичных
ряженых, изображающих Бабу-Ягу, чертей, чудовищ, или водящих ряженых
же медведя, козу, журавля и т. д, разыгрывающих импровизированные
забавные сцены.
На лубочных картинкахвстречаем изображение пиров, где, кроме пирующих,
представлены то шут, то певец с гитарой или без гитары, то балалаечник т.е.
представители разных отраслей скоморошеского искусства. На других
картинках изображены скоморох-волынщик в шутовском костюме с
бубенчиками или шут, играющий на волынке, в шутовском наряде, т.е. такой
же скоморох-волынщик.
В старину, медведи исполняли свои пляски под звуки волынки и трубы;
Скоморохи сопровождали медведей с домрами и дудами, или с домрами и
бубнами, также комедианты –кукольники, в свою очередь сопровождавшиеся
игроками на гуслях и гудке. Словом, в старину, именно в XVII веке,
медвежья комедия входила в состав скоморошеских потех.
Указанная разносторонняя деятельность скоморохов известна, если
понимать, что они, как люди прохожие, бродячие, зарабатывали себе на
пропитание своим искусством. Скоморохи должны были всякими
способами подстраиваться под вкус людей, которые поддерживали их
искусство.
В XVI—XVIIвеках было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они
начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70--100 человек) из-за
гонений со стороны церкви и царя. В XVI веке скоморохи, как и прочие
ремесленники, селились селами. Возникает сословие оседлых городских
скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся
спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы,
которые говорят и о том, что искусство скоморохов послужило источником
для их заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду»,
«гудочную плату».
Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило
благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом
действующих лиц, то есть драм больших жанров. Кроме того, скоморохи по-
прежнему участвуют в игрищах и народных бытовых обрядах.
В течение XVI-XVII вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы,
исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины XVII в.
бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или
менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на
западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей
фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали
жить в народе еще очень долго.Так, скоморох-певец, исполнитель народной
поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца XVI в.
поэзии; живая память о нем сохранилась в народе - в лице рассказчиков
былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец
(гусельник, домрачей, волынщик), игрок для плясок превратился в
музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются
народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье.
Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы
своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец
превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных
потех и шуток.
В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать
зрелища в специальном Потешном чулане. Через полгода после воцарения
Михаила Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной
палатой (это было первое театральное помещение в России.) Скоморохи
вошли в ее штат. Потешная палата существовала до середины XVII в. Как и в
Киевской Руси, придворные представления имели преимущественно
цирковой характер.
Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы скоморохов в дом к
себе не пускали и не развлекались с ними, так как «среди населения
умножилось всякое мятежное бесовское действо, глумление и
скоморошество со всякими бесовскими играми» Это дает основание
полагать, что в XVI-XVII веках происходит отраслевая специализация
скоморохов. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных
скоморохов (гистрионов, жонглеров).
В 1648 г. царь Алексей Михайлович своим указом "об исправлении нравов и
уничтожении суеверий" окончательно изгнал скоморохов из столицы, а их
инструменты утопили в Москве-реке, но "карнавальная" культура
скоморохов продолжала жить в народном музыкальном быту.
С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных
областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место
жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей
как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование
Петра I.
Скоморохи исчезли из русской культуры в XVIII веке, хотя кукловоды и
поводыри медведей известны ещё в начале XX века. Одним из последних
свидетельств их деятельности можно считать лубочную картинку XVIII в.,
изображающего скомороха в шутовском костюме с бубенчиками, играющего
на волынке.
Все вышеизложенное говорит о том, что скоморохи, начиная с певца-
гусельника, развлекавшего своим искусством, своей «игрой», участников
пиров и свадебных празднеств, и кончая веселыми разудалыми
музыкантами-плясунами, потешавшими народную толпу своими песнями,
играми и представлениями, — издревле были душою всяких увеселений,
центром всяких торжественных сборищ. Скоморох был в старину
единственным представителем музыкального, музыкально-эпического и
музыкально-сценического искусства, проявлявшегося, разумеется, по
большей части лишь в самой простой, грубой, но соответствовавшей
современному вкусу народа форме. Народ, начиная с князя или царя и
кончая разгульным простонародьем, любил своих веселых потешников,
щедро награждая их за доставляемую ими забаву.
Скоморох с этого времени становится отжившею свой век историческою
личностью, хотя все отрасли его потешной деятельности продолжают и ныне
жить и практиковаться в народе.
Фаминцын Александр Сергеевич-1841-1896г. музыковед, композитор,
профессор Санкт-Петербургской консерватории. Один из первых аряду с
друзьями-единомышленниками А.Н.Серовым, Н.В.Лысенко)
исследователей русского и славянского фольклора, быта, истории
музыкальных инструментов.Среди его важнейших научных трудов-
«Скоморохи на Руси»(1889) год.В этой работе он подробно рассказал о
возникновении и развитии скоморошества на Руси. В частности, Фаминцын
отметил, чтоскоморохи являются древнейшими представителями народного
эпоса, народной сцены,народного музыкального искусства.Располагая в
хронологическом порядкедошедшие до нас сведенияо скоморохах, автор
статьи прослеживает постепенное обогащение состава находившихся в
распоряжении их музыкальных орудийто и гусли,затем трубы, бубны,
сопели позже сурны, домры,волынки и т.д.В своем труде Фаминцын
исследовал, в чем заключалось искусство скоморохов, далее прослеживал
характер их разносторонней деятельности и отношение к ним народа и
наконец «гибель» скоморохов, как явления. В заключении проследил, каким
образом произошла замена скоморохов на представителей музыкального
искусства.Так в конце своего труда он подробно описывает, в каком
направлении происходит эта замена. Вот эти наблюдения:
Скоморох-певец:
древнейший представитель народной поэзии (домрачей, гусельник),
певец мифических, богатырских и исторических песен, уступает место
представителям зарождающегося с конца XVI века русского литературного
стиха; но живая память о нем и поныне сохраняется в народе, на севере
в лице сказителя былин, а на юге в образе певца кобзаря или бан-
дуриста;
скоморох-гудец узыкант):
(гусельник, домрачей, волынщик, сурначей), игрок для плясок,
превратился в музыканта-инструменталиста (оркестрового или солиста),
меняющего гусли или домры на инструменты современного
западноевропейского оркестра; в народе же преемниками его являются
остановившиеся приблизительно на прежней элементарной степени
развития, бродячие или оседлые народные музыканты, частью
профессиональные, частью непрофессиональные, из среды местного
населения: дудари, гудочники, ныне уже почти окончательно
вытесненные скрипачами, балалаечниками, лирниками, игроками на гар-
мониках («итальянках») и др.
Скоморох-плясун:
превратился в балетного танцора, оставив, в свою очередь, несомненные
следы своего искусства в народных разгульных, разудалых плясках;
скоморох-шутник и смехотворец:
исполнитель «позоров» превратился в театрального актера; но
воспоминание о первобытном виде скоморошеских шутниках и позоров
уцелело до сих пор в форме святочных потех и шуток, творимых ряжеными
«окрутниками», а равно и в форме потешных сцен и фарсов, шуток и
прибауток, импровизируемых и разыгрываемых балаганными лицедеями и
потешниками из народа, в форме кукольной комедии, медвежьей комедии
т. д., в которыхбьет ключом народный юмор, не стесняющийся приэтом в
употреблении крепких словец,-представлений, едва во многом
отличающихся от соответствующих «позоров» старинных скоморохов, за
исключением разве не допускаемого ныне в прежней беспредельной мере
цинизма и бесстыдства.
Вспомним, что, начиная с конца XV и в течение XVI и XVIIвеков, при
царском дворе народные потешники: рассказчики, домрачеи (музыкант,
игравший на домре), гусельники (музыкант, играющий на гуслях)
постепенно вытесняются игроками на органах, скрипках, цимбалах и прочих
прибывающих из Западной Европы инструментах, а равно и трубными
хорами (в XVIIвеке);вспомним, что у московских вельмож еще в первой
половине XVII столетия мы встречаем дворовых шутов-скоморохов или
«веселых» игрецов, певцов, плясунов, а во второй половине того же века,
под влиянием проникающих в это время в Россию все более и более
многочисленных иноземных музыкальных потешников, и даже иноземных
музыкально-театральных представлений, эти дворовые «веселые»
заменяются дворовыми же людьми актерами, танцовщиками и
оркестровыми (насовременный западноевропейский лад) музыкантами, сна-
чала работающими на музыкальном и музыкально-театральном поприще
вместе с приезжими немецкими артистами и, разумеется, подчиняющимися
влиянию последних, но с течением времени постепенно приобретающими
некоторую самостоятельность, в качестве представителей зарождающеюся
русского сценического и музыкального искусства.
Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но мы не
должны упускать из виду, что оно представляло единственную
соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму
развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу,
новейшие сценические зрелища. Скоморохи были древнейшими в России
представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем
были и единственными представителями светской музыки в России.
Несмотря на неоднозначноев разные времена отношения к скоморохом, всю
многовековую эпоху в истории русской светской музыки до середины XVII
века можно назвать эпохой скоморохов, так как именно они были яркими
новаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Их
искусство было обращено к народу и отличалось подлинным демократизмом.
Литература:
А. Аверин История исполнительства на русских народных инструментах -
Красноярск КГУ 2002 г.
А. Банин Русская инструментальная музыка, фольклорные традиции-
Москва 1997 г.
Н. Костомаров Очерк домашней жизни и нравов Великорусского народа в
XVI-XVII столетии - Москва 1992 г.
А. С. Фаминцин Скоморохи на Руси-С.П. 1995 г.
М. ИхманицкийИстория исполнительства на русских народных
инструментах -М. 2002 г.
Представленная информация увлекательна, изложена доступным языком.
Предложенные сведения могут быть интересны и полезны практически
любому музыканту-соотечественнику. Ссылки на источники верны. Оценка
за контрольную работу – «отлично» (пять баллов).
29.03.2019.