Работа концертмейстера в классе ударных инструментов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств №10»
Работа концертмейстера в классе
ударных инструментов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Разработал:
концертмейстер
А.В.Коржова
Брянск 2020г.
Работа концертмейстера в классе ударных инструментов подразумевает
собой работу с целым рядом инструментов. К ним относятся: литавры,
ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики, большой и малый барабаны,
треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.
Возникновение инструментов данной группы относится к десяткам тысяч
лет назад, к периоду, когда человек взял в обе руки по камню и начал стучать
ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное
приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести
ритм, постепенно видоизменялось. Дошедшие до нашего времени инструменты
имеют несколько групп и классификаций.
Начинающему концертмейстеру необходимо знать, что ударные
инструменты, по музыкальным качествам, то есть по возможности получения
звуков определенной высоты, подразделяются на два вида: с определенной
высотой звука (литавры, ксилофон, вибрафон, маримба и колокольчики) и с
неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты,
там-там и др.).
Литавры
Данный инструмент является одним из самых древних музыкальных
инструментов в мире. Свою популярность литавры получили благодаря своему
широкому применению на всех важных событиях, происходящим в жизни
людей: войны и праздники. Первоначально литавры имели небольшую форму,
которая постоянно видоизменялась, усовершенствовалась, и уже к 17 веку
литавры плотно вошли в оркестр. Облик современных литавр внешне
напоминает медные большие котлы, покрытые кожей и стоящие на подставке.
Звукоизвлечение на литаврах происходит путём удара по туго натянутой на
котёл коже палочками, обрамлёнными круглыми войлочными наконечниками.
Литавры относятся к группе настраиваемых инструментов. Поэтому задачей
концертмейстера перед началом работы будет необходимость дать настройку
инструменту.
Барабан
В древние времена барабан использовался как сигнальный инструмент, а
также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных
шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм,
например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно. Малый барабан это
основа школьного,начального образования,с этого инструмента ученик
начинает знакомство с ударными инструментами. Есть свои нюансы и
сложности в ансамбле с пианистом и малым барабаном. Инструмент очень
громкий,звуковысотность не меняется.Пианист в дуэте с малым барабан играет
мелодию и ведет за собой солиста.Концертмейстер должен играть очень
ритмично,как бы заполняя музыкой ритмическую сетку,которую дает малый
барабан.
В основном в детских музыкальных школах обычно учат
играть на ксилофоне и малом
барабане
.
Ксилофон
Ксилофон - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой
звучания.
Слово «ксилофон» можно перевести с греческого языка как «звучащее
дерево». Инструмент представляет собой ряд деревянных брусков разной
величины, настроенных на определённые ноты. Их скрепляют между собой
шнурками на некотором расстоянии друг от друга. На современном ксилофоне
бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены
резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном
столике-стенде для удобства передвижения. Играют на них деревянными
палочками.
Тембр ксилофона резкий, звонкий при игре на f и мягкий на p.
Исходя из этого при работе с ксилофоном, концертмейстер не должен
злоупотреблять педализацией, наоборот, применять её очень осторожно,
чутко, чтобы гармонировать со звучанием солиста. Произведения для
ксилофона очень техничные, пианист играющий с ксилофоном должен
виртуозно исполнять свою партию,легко и непринужденно, как бы вести его за
собой и поддерживать ритмически.
Обязательным условием работы в классе ударных инструментов является
наличие метрической четкости и стабильности концертмейстера. Основная
функция инструментов данной группы в оркестре – это подчеркивание ритма
других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические
фигуры. Но чтобы ударник-исполнитель научился играть ритмически чётко и
стабильно в оркестре, работу над этим необходимо вести уже с самых первых
уроков совместно с концертмейстером.
В динамическом плане эта группа инструментов обладает богатым
диапазоном. В моменты звучания на p концертмейстер должен совместно с
исполнителем «уйти» на более тихий оттенок, и наоборот, в моменты f играть
очень насыщенно, ярко. В целом, характеризуя инструмент, необходимо
отметить, что игра с как барабанами, литавры, не имеющие богатого
звуковысотного звучания требует от концертмейстера необходимости
добиваться насыщенности звучания партии фортепиано, т.к. вся музыкальная
фактура находится в руках концертмейстера. Игра на минимальной динамике в
тех местах, где написано f просто недопустима, иначе солист будет перебивать
и заглушать своим звучанием фортепиано.
Необходимо обязательно пользоваться педалью. Ксилофон издаёт звонкий,
но быстро затухаемый звук, и чтобы произведение не звучало сухо,
концертмейстеру необходимо уметь найти нужную педаль, которая не будет
звучать слишком сухой, но в тоже время и не противоречить художественному
образу произведения.
Ударная установка является основным необходимым инструментом любого
эстрадного или джазового коллектива. Современная модификация ударной
установки обязательно включает в себя один большой барабан, 2-3 том-тома,
малый барабан, две подвесные тарелки и хай-хет (чарльстон). Исполнение на
ударной установке подразумевает от ученика мастерское владение ударными
инструментами и хорошей координацией движений. Концертмейстер в игре с
ударной установкой становится не просто аккомпаниатором, а частью джаз
бенда, можно сказать это уже музыкальный состав. Здесь пианист может
проявить свои навыки солиста виртуоза, помогая заполнять своей фактурой
разнообразное и интересное звучание разных инструментов ударной
установки. Сложность работы концертмейстера в работе с ударной установкой
заключается в частой смене размеров и ритмических рисунках, темпах и стилях
игры. Пианист должен владеть разными стилями игры,
(классическим,джазовым ,эстрадным). Хорошо ориентироваться в тексте,
уметь подхватить солиста, играть свободно, но в тоже время очень ритмично,
не теряя пульсации.
Работа с солистами-ударниками требует большой концентрации внимания.
Запись партии барабана, тарелки, бубна, литавр в партитуре произведений
представляет собой запись ритмического рисунка на одной строке.
Начинающему концертмейстеру тяжело отследить изменение сложного
ритмического рисунка, поэтому необходимо чувство внутренней пульсации и
постоянный счёт.
Заключение
Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор,
обладающий большим ансамблевым опытом, - это основное условие для работы
... главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера. Именно с
раннего возраста учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить
азы метро-ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового
соответствия. Ученик играющий на ударных инструментах в учебном процессе
обязательно нужно сыгрываться с концертмейстером. Необходимо регулярные
занятия на инструменте, занятия с преподавателем и концертмейстером. Для
концертмейстера работа в классе ударных инструментов это очень
интересный опыт, который повысит уровень пианиста.