Игровые моменты на уроках в классе ударных инструментов

Муниципальное учреждение дополнительного образования
Тазовская детская школа искусств
Методический доклад «Игровые моменты на уроках в классе ударных
инструментов».
Автор: Третьяков Ю.И.
п. Тазовский
2016
Когда родители приводят своего ребенка впервые в музыкальную школу, то
им дается возможность выбрать инструмент, на котором ребенок хотел бы
научиться играть. Родители с ребенком проходят по учебным классам, где
преподаватели показывают музыкальные инструменты, демонстрируют их
звучание и дают возможность ребенку попробовать поиграть на инструменте.
Именно, в буквальном смысле – поиграть, поскольку ребенок семи – восьми лет
иначе как большую игрушку и не воспринимает музыкальные инструменты. Да,
дети ходят на концерты, видят по телевизору выступления музыкантов,
возможно у кого то есть родственники или знакомые, которые играют на
музыкальных инструментах.
Однако, для ребенка, у которого еще в раннем детском возрасте были и
погремушки и всевозможные звучащие музыкальные инструменты – игрушки,
будь то детский ксилофон, дудочка, барабан или гармошка, или маленькое
детское пианино, для него они всегда оставались игрушками до сего дня. И вот
его привели в музыкальную школу, где учатся дети постарше, поэтому и
«игрушки» тут побольше. И если играя дома или в детском саду своими
музыкальными игрушками ребенок что-то брякал, пиликал и дудел, то теперь он
понимает, что будет играть уже музыку. Но все же – играть. Вот это самое
эмоциональное состояние как желание играть, это самое основное, с чем
приходит новый ученик в музыкальный класс, которое нужно всячески
поддерживать на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.
Если сравнить занятость взрослого работающего человека, скажем в возрасте
тридцати лет и ребенка в возрасте семи лет, то всем понятно, что эти люди
заняты в течении дня совершенно разными по времени, качеству и важности
делами. Если для взрослого человека основную часть дневного времени
составляет рабочий день, когда он просто выполняет свою работу потому что
так надо, независимо нравится это ему или нет, и лишь немногую часть своего
времени взрослый человек может себе позволить для занятия своим увлечением,
хобби, активным отдыхом, посещением каких-либо культурно-досуговых
мероприятий. Для ребенка же в возрасте семи, восьми лет, основным видом
деятельности является познание мира через обучение в школе, игровые
мероприятия, культурно-развлекательные, спортивные мероприятия. И в
детском саду у него тоже были небольшие лекционно-игровые мероприятия
познавательного характера. Но все же, более важным для себя ребенок в этом
возрасте считает во что ни будь и с кем ни будь поиграть. Если какое-либо
занятие для него кажется монотонным, не интересным, скучным, то он всячески
будет от него стараться отделаться. Да, какой-либо обязаловке, что человеку
придется выполнять всю жизнь, приучать нужно с детства, но не резко и не
сразу. Поэтому с самого начала обучения в музыкальном классе большую часть
урока по времени и по смыслу должны занимать методы обучения в форме
игры.
А в игру можно превратить если не все, то очень многое в процессе обучения.
Если с первых уроков в классе ударных инструментов нужно добиться того,
чтобы ученик научился правильному звукоизвлечению и постановке, рук,
правильно держать палочки, то нужно для этого просто поиграть в игру.
«Повторюшки» - игра, когда сначала преподаватель показывает, какой-либо
ритмический рисунок или элемент звукоизвлечения, который должен будет
повторить ученик. Потом ученик показывает что-либо учителю, а тот повторяет
за учеником. И так по два или три раза. Потом надо сменить условия игры или
её образное содержание.
Например: Преподаватель предлагает ученику поиграть на инструменте, для
начала на бонгах, руками. Поскольку формирование постановки рук и
постановки удара начинать лучше на ручных барабанах, без палочек.
Преподаватель показывает, как рука приподнимается над мембраной бонго,
сначала идет вверх запястье, кисть, потом свободно ударяет по мембране
ладонью, ладонь при этом как бы падает на мембрану, получается удар –
шлепок, раздается звук. А сопровождается это маленькой смешной историей.
«Поднимался надувной шарик (мыльный пузырек) над землей, лопнул и
шлепнулся». При этом рука должна быть свободной, как будь то её снизу от
поверхности легко понимает воздушный шарик, а потом шарик лопнул и рука
шлепает по барабану. Либо, наоборот, условия этой игры другие – «Мы месим
тесто, ладонь прилипла, а под видом этого «теста» подразумеваем поверхность
мембраны бонго. И вот медленно вытягиваем ладонь и пальцы из этого теста, и
опять – шлеп по этой квашне. Если ребенку трудно представить кусок теста, то
пусть это будет какая ни будь «липучка». Маракасы или шейкеры очень
подходят для того, чтобы дальше продолжить отработку свободного
звукоизвлечения и тренировку исполнительского аппарата. Берем в руки
маракасы и показываем, как на них нужно играть и во что на них можно играть.
И опять маленькая смешная история: - «Игра в паровозик. Паровозик, вращая
колесами шипит – «п-ш-ш…, п-щ-ш…, п-ш-ш…, п-ш-ш…», в такт
воображаемому движению колес паровозика, преподаватель производит
движения руками так, чтобы маракасы издавали звук, движения получаются
слегка круговыми и поступательными.
На практике, когда преподаватель хочет привить ученику какой-либо навык,
но ученик не может понять, чего от него хотят, то нужно придумать что то
такое, что позволит обыграть данный момент урока.
Для сравнения возьмем два примера, когда ученик по заданию учителя
занимается отработкой одиночных ударов барабанными палочками по
тренировочному пэду.
В первом случае учитель просто будет показывать, как нужно правильно
ударять палочками, и чтобы потом ученик старался повторить так же. Да,
ученик будет стараться одну минуту, потом ему это станет не интересно, а
третью минуту он просто будет терпеть. Или захочет заняться чем то другим.
Во втором случае обыграем то же самое занятие, вспомнив детскую сказку
«Теремок», сказка тоже длится не более трех минут, но в ней каждый зверек
произносит:
- «Тук, тук, тук, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?»
Проговаривая эти реплики, при этом отрабатывая удары палочками, можно и
несколько раз повторить с учащимся отработку ударов. Вспомнив мультфильм
«Каникулы в Простоквашино», можно так же использовать знаменитый диалог
скворца и почтальона Печкина:
- « Тук, тук, тук…»… (этот момент обыгрывается ударами барабанных палочек)
- « Кто там?»
- «Это я, почтальон Печкин, принес письмо для вашего мальчика…»
И таких примеров из сказок или мультфильмов можно найти довольно много,
где героям приходится стучать.
Вопрос: В каком случае учащемуся будет легче и интересней заниматься
отработкой одиночных ударов?
В первом случае он может минуту постучать, и ему это перестанет нравится,
а это может привести к скованности, к зажатости, и превратиться в некий
скучный бессмысленный труд.
Во втором случае, эти же три минуты ученик будет стучать палочками по
тренировочному пэду, возможно меньше по количеству ударов, но при этом он
будет раскрепощен, ему будет забавно, интересно, развиваться будет при этом и
образное мышление, занятие приобретёт осознанность со стороны учащегося.
Такой игровой элемент в работе над звукоизвлечением поспособствует
эффективности занятия, пробуждению творческого интереса при переходе к
следующему элементу урока, запланированного учителем. Гамму До-мажор
можно превратить в «лестницу», на каждой ступеньке которой сидят нотки, а с
этими нотками можно отдельно во что-нибудь поиграть, так же как и с
трезвучиями.
В любом случае, игровые элементы не заменяют в обучении исполнение
гамм, упражнений, этюдов, они являются лишь подспорьем, эффективным
средством в методологии образовательного процесса.
Со временем, когда учащийся уже приобрел некоторые исполнительские
навыки и нужно двигаться дальше, то опять можно что-то придумать в игровом
плане. Преподаватель проигрывает на инструменте пьесу или этюд для
учащегося, демонстрирует учебный материал. Если при этом спросить у
учащегося нравится ему или не нравится эта пьеса или этюд, то скорей всего
ответ последует, что не ученик не уверен, и не знает, что сказать, поскольку это
новый этюд, или пьеса. А если спросить по другому: - «На что похожа эта пьеса?
Какой у нее характер, какие образы она может в себе нести? Как можно назвать
этюд, прослушав его музыкальное содержание? И вот тут может проявиться
фантазия учащегося, и может быть озвучено множество вариантов, на что может
быть похож этот этюд и про что он написан. Преподаватель исполняет другой
этюд, и вновь обсуждают с учащимся его содержание. И вот когда есть
знакомство с нотами, со звуковой палитрой произведения, когда был создан
образ и осознан характер произведения, то это становится целью и смыслом для
того, чтобы учащийся принял решение выучить этот этюд и передать его
музыкальный образ в исполнении. Как известно, упражнения и этюды по
замыслу их авторов не несут какой-либо смысловой нагрузки, а являются лишь
материалом для технического совершенствования исполнительских навыков
музыканта. Вот именно поэтому дети и не любят учить упражнения, гаммы,
этюды. Подключение игрового момента, создание некой музыкальной
драматургии на воображаемых образах могут наполнить смыслом то, что до
этого казалось пустым, нудным и трудным.
Дети любят фантазировать и во что-либо играть, и для них это имеет особый
смысл. Так же как игра в песочнице, как игра в шахматы, как игра в какие-либо
настольные или спортивные игры, игра на музыкальном инструменте для
ребенка это прежде всего игра. Да, дети понимают, что это школа, это уроки, это
учебный процесс, но ведь он пришел сюда для того, чтобы научиться играть и
ему это нравилось. При переходе из одного класса в другой усложняется
программа обучения, увеличивается объем учебного материала, больше
становится того, что учащийся становится обязанным выполнять, знать, сдавать
на контрольных уроках и экзаменах. При этом игра, как таковая, уже отходит на
второй план, больше становится «обязаловки», которая может пошатнуть
желание учащегося заниматься этим делом. И преподавателям и родителям
всегда хочется, чего то ещё. Просто на смену игровым моментам раннего
детского возраста должны приходить другие, более взрослые, чтобы учащемуся
так же хотелось двигаться дальше творчески, хотелось бы чего то ещё.