Презентация "Симфония №5 Л. Бетховена" 7 класс
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Презентация к уроку музыки для 7 класса по теме
«Симфония №5 Л. Бетховена»
Подготовил учитель музыки
Рахматуллина Лейсан Халиловна
Тема полугодия
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Тема урока
Симфония №5
Лю́двиг ван Бетхо́вен
Сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии:
«Так судьба стучится в дверь…»
Лю́двиг ван Бетхо́вен
(1770-1827)
Это немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы».
Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения и симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX вв.
Девять симфоний Л.Бетховена
- Наиболее выдающаяся область творчества Л.Бетховена – симфоническая музыка. Полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения, и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.
- На протяжении своей жизни этот величайший симфонист создал всего девять симфоний.
- Появление каждой симфонии как бы знаменовало для Бетховена рождение целого мира. Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей.
- Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музыкальном творчестве!
- Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.
- В жизни Л. Бетховена был свой трагичный переломный момент в жизни. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.
- Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут.
- С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние.
- Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание» (см.учебник, стр.120), в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства…
- Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами… С 1811 года он никогда больше не выступал публично.
- Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения…
- В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая». Героическим, мятежным духом проникнуты и увертюра «Эгмонт», и Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».
- «Так судьба стучится в дверь» — так, по свидетельству современников, Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии № 5.
- Сочиняя ее, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки!
- Конкретный смысл основного «мотива судьбы», яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
- 1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека.
- Как глас Божий звучит «мотив судьбы» — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.
- Бог «стучит» в сердце человека, как бы подаёт ему руку и помогает подняться… И человек радостно распрямляется. Он вновь полон сил!
- В 1-й части Симфонии развивается острейший конфликт, и исход драматической борьбы еще не ясен.
- Главный мотив первой части симфонии - «мотив судьбы» — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим:
- Послушайте 1-ю часть Симфонии №5 Л.Бетховена Тема судьбы – это вызов? призыв? предостережение?
- Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.
- Современники композитора, жившие в XIX в., видели в герое Симфонии 5 человека, в самом себе черпающего силы и мужество для борьбы с тяжелой действительностью. Подкрепившись сознанием своей нравственной связи с Божеством, он воспевает вечное превосходство добра и внутреннюю свободу.
- Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
- В начале XX в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему...
- В годы Второй мировой войны «два такта из Бетховена» — мотив судьбы, - олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки.
- Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии - к звездам».
- Сегодня, в XXI в., для людей, стремящихся к духовному возрождению, Симфония № 5 обретает особый, нравственный смысл.
- Развитие музыки Симфонии показывает, что есть нечто высшее — совесть человека - голос Бога и его собственная воля.
- Судьба властвует над человеком? Против нее человек бессилен?
- В Симфонии кипит борьба... Всё это вопросы, которые задает себе современный слушатель.
- Сколько симфоний создал Л.Бетховен – великий симфонист XVIII в.?
- Какой смысл несет в себе главный мотив первой части Симфонии №5 - «мотив судьбы»?
- В разное время каждое поколение по-своему трактует смысл этой симфонии. Как вы понимаете идею Симфонии №5 Л.Бетховена?
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методика обучения гаммам в классе фортепиано
- Тест по балету "Щелкунчик"
- Применение ИКТ на уроках ритмики и хореографии
- Сценарий классного часа "Танцевальная музыка знакомая и незнакомая"
- Презентация "Музыкальные инструменты лютня, клавесин"
- Технологическая карта урока математики "Плюс 2 минус 2" 1 класс УМК «Планета Знаний»