Презентация "Что такое симфония"

Подписи к слайдам:

ЧТО ТАКОЕ

С И М Ф О Н И Я

Симфония (от греч. symphonía - созвучие, от sýn - вместе и phone - звук),

музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В отдельных Симфониях

привлекаются также

хор и певцы-солисты.

Создаются и Симфония

для струнного оркестра,

духового оркестра,

оркестра народных инструментов

и др. составов. 

ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЖАНРОВ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - СИМФОНИЯ.

В таком смысле симфония появилась около 1730 года,

когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.

Симфония большое многочастное

оркестровое произведение.

 Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений. 

Инструменты симфонического оркестра

 

Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.

Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.

Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.

Гектор Берлиоз

Моцарт. Симфония № 41

«Юпитер», до мажор

Бетховен. Симфония № 3

ми-бемоль мажор,

«Героическая»)

Шуберт. Симфония

№ 8 си минор (так

называемая

«Неоконченная»)

Берлиоз.

Фантастическая симфония

Бородин. Симфония № 2

«Богатырская»

Шедевры симфонического жанра.

Александр Бородин

Франц Шуберт

Л.В. Бетховен.

ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ СИМФОНИЙ

Йозеф Гайдн

Во всем этом Гайдн был пионером.

Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии».

Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее.

Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.

Многие симфонии Гайдна получили названия.

Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ»

(или «Симфония при свечах»):

на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.

Играя Гайдана.

Йозеф Гайдн

Симфония № 94

«С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.

Симфония № 96

«Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.

Название симфонии № 100

«Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года.

Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.

Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна.

По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен создал девять симфоний.

Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).

…Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии.

О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы.

Бетховен сам дирижировал симфонией.

Но как это могло случиться?

Ведь к тому времени Бетховен был уже глух.

Обратимся к свидетельствам очевидцев.

«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».

По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух...

Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.

Петр Ильич Чайковский

В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.

Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».

Зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал Петербургской филармонии), где впервые была исполнена Шестая симфония.

 

Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.

Чайковский писал после премьеры:

«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.

 Симфоническая поэма. Сюита.

Создателем симфонической поэмы считается великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист,

написавший ряд крупных инструментальных произведений в этом жанре.

Во многих своих поэмах Лист изображает героев и знаменитых людей, как, например, в симфонической поэме «Прометей» .

Обращались в своем творчестве к этому жанру и русские композиторы

М. А. Балакирев («Русь», «Тамара»),

Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»),

А. К. Глазунов («Стенька Разин»),

А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей или Поэма огня»).

К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные разнохарактерные пьесы. Они могут быть как небольшими по размеру так и большими концертными сочинениями

Сюита.

«Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд.

Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей.

Очень известны:

симфоническая сюита

Римского – Корсакова «Шехерезада».

Прокофьева «Ромео и Джульетта»,

«Любовь к трём апельсинам».

«Сказка про шута» и др.

Презентацию выполнила КИРИЛОВА С.Г.

.