Презентация "Ленинградская симфония"

Подписи к слайдам:

Д.Д.Шостакович

1906-1975

Основные произведения
  • 15 симфоний
  • Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кшиштофом Мейером)
  • Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
  • 15 струнных квартетов
  • Праздничная увертюра 1954 года к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов
  • Квинтет
  • Оратория «Песнь о лесах»
  • Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»
  • Кантата «Казнь Степана Разина»
  • Концерты и сонаты для различных инструментов
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
  • Оперетта «Москва, Черемушки»
  • Музыка к кинофильмам: «Простые люди»(1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971).

«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей

победе над врагом, моему

любимому городу Ленинграду я

посвящаю свою седьмую симфонию»

«Шостакович»

Дежурить шел, надев комбинезон

И то и дело каску поправляя.

С консерваторской крыши видел он

Весь Ленинград, до заводских окраин.

Затишье страшно стиснуло виски,

Достал, спеша, огрызок карандашный

И чистые эскизные листки И – на бумагу замысел вчерашний.

На этот, в нотных контурах листок,

Как будто знак иного звукоряда,

Внезапно пепел неостывший лег

Сгоревшего Бадаевского склада.

Такое чувство брезжило в душе,

Как будто в самом воздухе Седьмая

Жила неслышно до него уже,

А он лишь ловит звуки, ей внимая.

Лев Болеславский.

  • 1 часть «Нашествие»
  • 2 часть «Человек и война»
  • 3 часть «Родина в годину испытаний»
  • 4 часть «Через борьбу – к победе»

Симфония № 7

«Ленинградская»

  • Создана композитором в1941 году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде(закончены в августе1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).
  • Финал симфонии, завершенный в декабре1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра СССР под управлением С.А. Самосуда. Московская премьера (дирижёр С. А. Самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.

История создания

Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта.
  • Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
  • Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
  • Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
  • Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
«Пушки говорили, «Пушки говорили, но музы не молчали» Н.Савков И не знали они, что когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась – Над краем передним, как гром, величаво Другая симфония раздалась: Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал Чтоб город Седьмую симфонию слушал. …И в зале – шквал, и на фронте – шквал… Мое глубокое убеждение, что со времени Бетховена еще не было Композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами. С.Кусевицкий «Музыка Шостаковича, не произнося ни единого слова, заставила обнажёнными сердцами прикоснуться к обжигающему пламени войны, заставила ощутить свою причастность к общему человеческому делу борьбы с фашизмом»

Музыка Шостаковича –

Это мир глубоких мыслей…

Это гимн человеку…

Это протест против жестокости…

Это исповедь…

Это летопись нашей жизни…

Р.Щедрин

Спасибо

за

внимание!