Презентация "Симфония" 7 класс
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку музыки в 7 классе
- Выполнила Игнатьева Е.Ю., МБОУО лицей №33 г.Иваново
- Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение.
- По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.
- Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
- В античности — в Древней Греции и в Древнем Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.
- Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии».
- В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию.
- С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией».
- В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.
- Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.
- Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
- Моцарт Вольфганг Амадей
- Людвиг ван Бетховен
- Франц Йозеф Гайдн
- I. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.
- II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.
- III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.
- IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.
- Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна.
- С ним связан расцвет симфонии.
- Вершиной симфонизма стали 12 лондонских симфоний. Гайдном был расширен состав симфонического оркестра.
- Симфония «С тремоло литавр» получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр.
- При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.
- Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито.
- Симфонию № 40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно.
- Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.
- Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в сонатной форме.
- 1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной, нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури.
- 2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика.
- 3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость.
- Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.
- С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
- Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
- В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
- В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».
- В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
- Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний.
- В финале звучит ослепительная радость.
- Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
- В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота. Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству.
- Симфония № 5 проникнута героическим, мятежным духом.
- «Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии.
- Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.
- Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
- Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.
- Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке.
- Благодаря композитору появился новый тип лирико-драматической симфонии.
- Симфония № 8 явилась обобщением образов вокальных сочинений Шуберта.
- Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной».
- 1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф.
- Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует. Разработка основана на материале вступления.
- В. Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим симфоническим изысканиям.
- Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
- 1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро.
- Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.
- Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему – борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью.
- В Симфонии четыре части.
- В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
- 1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл сам композитор.
- Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков.
- В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение.
- Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.
- «…А за мною, тайной сверкая
- И назвавши себя «Седьмая»,
- На неслыханный мчалась пир…
- Притворившись нотной тетрадкой,
- Знаменитая ленинградка
- Возвращалась в родной эфир…»
- Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека.
- Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
- В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Ритм" 7 класс
- Презентация "Музыкальный образ и мастерство исполнителя" 6 класс
- Презентация "Интонация. Проверочный тест" 3 класс
- Презентация "Музыкальное сопровождение занятия по классическому танцу 3 год обучения"
- Презентация "Музыкальные инструменты"
- Презентация "Музыкальные игры как средство развития музыкальных способностей у детей раннего возраста"