Открытый урок "Люблю я грусть твоих просторов..." 3 класс

2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 28 имени Н. А. Рябова»
Открытый урок по музыке в 3 классе по теме:
«Люблю я грусть твоих просторов…»
Учитель: Хабарова Елена Николаевна
3
Урок № 31
Тема урока: «Люблю я грусть твоих просторов…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование эстетических потребностей, осознание роли
природы в жизни человека; понимание жанрово-стилистических особенностей и
музыкального языка на примере творчества Г. Свиридова, расширение опыта
речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; осмысление
взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных терминов и
понятий.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
1. умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.
2. формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения
1. Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в
процессе размышлений о музыке
2. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному
искусству.
3. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками в процессе музыкальной деятельности
направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
2. сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни
человека, её роли в духовно- нравственном развитии человека.
Содержание урока:
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь
- Г.Свиридов Мелодия «Запевки», «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
- Е. Плотникова «Счастье русской земли»
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: Г.В. Свиридов. «Весна», «Тройка», «Снег идет»
Литературный ряд: Стихотворение Б. Пастернака «Снег идет»
Зрительный ряд: картины художников, видео-пейзажи
Материалы для учащихся: тетрадь, учебник, пенал
Материалы для учителя (оборудование): презентация, видео.
4
Ход урока:
I.Орг. момент.
Музыкальное приветствие.
Музыкальная загадка.
Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент. Знакома вам эта мелодия или нет?
Слушание фрагмента «Время, вперед!» Г.В. Свиридова
У: Где вы слышали эту мелодию?
Д: Информационная программа «Время»
У: Кто может назвать имя композитора, создавшего это произведение?
Д: Георгий Васильевич Свиридов.
II. Знакомство с творчеством Г.В. Свиридова
У: Сегодня урок будет посвящён «певцу России» - Георгию Васильевичу
Свиридову.
Нам предстоит ответить на вопрос: Как образ Родины воплотился в произведениях
Г.Свиридова и почему его называют «певцом России»?
Откройте учебник на стр.120. Назовите тему урока?
Д: Люблю я грусть твоих просторов.
У: - Прочтите 1 абзац.
1. - Я наиграю вам мелодию «Запевки».
- Стих Игоря Северянина пропитан любовью к России, он боготворит её,
преклоняется перед её могуществом и величием. Об этом говорит и название
"Запевка". Не полная песнь, а лишь начало, запевка. Потому что невозможно спеть о
России, настолько она необычна и необъятна. Об это и говорит автор в строках
России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть!"..Так
же невозможно петь о России, как быть бессмертным. Интересно использование
слова "храм" в стихе. Складывается впечатление о нём, как о чём то недоступном,
божественном. И путь туда лежит через нечто необычное, красивое, не через
простые поля и луга, а через "полевые ковры". Стихотворение оставляет светлый
осадок патриотизма, любви к Родине. Наверное, именно с таким чувством автор
представлял себе состояние в конечной точке рути, том самом приходе в "храм".
Попробуйте её исполнить хором.
Слушание «Запевки» Г. Свиридова
- Это оркестровое произведение или хоровое? хоровая миниатюра
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для
выражения огромного чувства любви к родному краю, которое захватывает и нас?
Ответы детей. (Широта мелодии, поступенное движение, плавная линия…)
2. Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городе Фатеж,
который на нынешний момент располагается в Курской области. С самого раннего
возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным
кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять
стихи.
В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество
отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их
5
творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного
Георгия.
Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен
был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с
инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и
привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал
сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.
Георгий Васильевич Свиридов российский композитор и пианист, обладатель
множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных
произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».
Слушание. Г.В. Свиридов «Тройка» из иллюстраций к повести А. С.
Пушкина
«Тройка» начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной
группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими
ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные активными
скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до
пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей
аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто
русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к
кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает
звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и
достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими
аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной
мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется
тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.
3. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов,
романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы,
истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной
из жемчужин классической музыки.
Слушание. Г.В. Свиридов «Весна и осень» из иллюстраций к повести А. С.
Пушкина»Метель»
«Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая нежный флейтовый
напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных.
Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая
миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но
приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими
мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами.
Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает
на тончайшем пианиссимо.
6
III. Играем в композитора.
У каждого лист с заданием, которое учащиеся выполняют самостоятельно.
«Снег идёт...» часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б.
Пастернака лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту
музыку в записи, учащиеся пробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи
Б. Пастернака, затем сравнивают звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и
сочиняют мелодии, в основе которых — ритмические формулы, выписанные в
рабочей тетради («Играем в композитора», с. 22—23).
• В каком характере будет звучать каждая из мелодий?
• В какой из них окажется более развитая, развёрнутая мелодическая линия?
В чём будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся
слова «снег идёт»?
Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-
творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление.
Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путём. После
этого слушание музыки Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, которая
сопоставляется с мелодиями, сочинёнными детьми. Затем учащиеся поют мелодию
этой части «Маленькой кантаты» по нотам, которые даны в учебнике.
Стихи звучат приглушённо, почти шёпотом, в замедленном темпе спокойно
падающего снега и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с
сурдиной, «в том же темпе, с ленью той...». В мелодии поочерёдно скандируются
всего два звука (фа-диез и ля). За каждым из этих звуков закреплён «свой» тембр
(группу альтов сменяет группа сопрано), «свой» гармонический фон из двух
аккордов (переменный лад).
Слушание. 1-я часть кантаты «Снег идёт...»
Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у
разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку,
испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой
музыкальной картины снег идёт. Обратите внимание детей на сопровождение
хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной
стороны, некоторой фантастичности, с другой колокольности, устремлённости
ввысь.
• Но только ли это пейзаж?
• Что ещё напоминает такая метрическая равномерность?
Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчёт времени. Музыка
воспроизводит не только падение или полёт снега звуковая картина Г.
Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется
тема творчества.
• Как вплетается творчество во Время?
Как идут годы бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в
поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворён в музыке
с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника.
7
Может быть, за годом год
Следует, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет
их особо, подчёркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остаётся
без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идёт, снег
идёт» альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется
начальная строфа стихов.
IV. Разучивание и исполнение песни Елены Плотниковой «Счастье русской
земли»
Разучивание по фразам. Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием,
характером исполнения.
Небо зеркальное,
Небо огромное,
Звёздные в небе огни…
Исповедь тайная,
Горница скромная,
В косы сплетённые дни.
Добрая, милая,
Лаской утешена,-
Чистой водой родника…
С новыми силами -
Ясная, снежная,
Бурная, словно река!
Припев:
В чём, Россия, счастье твоё?
В чём же сила Русской Земли?
Счастье в том, что сердце поёт
О твоих просторах вдали!..
В чём, Россия, боль и мечта?
Как печаль с тобой разделить?
Дарит свет твоя красота,
Чтоб любить, чтоб дети росли.
Ты неприступной
И гордой царевною
Можешь пройти над толпой,
Помнишь и песню,
Простую, душевную,
С честной нелёгкой судьбой.
Утром весенним
Все окна раскрыла ты
И улыбнулась заре.
Белой сиренью,
Мечтой быстрокрылою
Ты расцвела во дворе!
Припев.
V. Итог урока
«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа»
Свиридов Георгий Васильевич
Для Г. В. Свиридова музыка немыслима без постоянного общения с природой.
Осень и зима, весна и лето, необозримые поля и дремучие леса, прозрачные озера и
полноводные реки представлены в его творчестве.
«Время, вперед!» и время действительно мчится вперед, а Россия должна
оставаться сильной, гордой, богатой прекрасными людьми, любящими сынами
Отечества, такими, как Георгий Свиридов!