Вводный урок "Целый мир в твоих руках..." 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды
Амурской области
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший план-
конспект вводного урока «Знакомство с предметом»
Вводный урок литературы в 10 классе на тему:
«Целый мир в твоих руках… »
Богаевская О.Б. «Портрет»
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя
создать условия для восприятия предмета «литература» по учебнику
«Литература. 10 класс» под ред. В.Д. Лебедева.
Цель для учащихся
овладеть различными приёмами отбора и систематизации материала в
соответствии с поставленной целью
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ с опорой на зрительные образы;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать любовь к русскому слову, к миру прекрасного;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной речи учащихся, их творческих
способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в
соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах
(репродукция картины);
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей,
принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,
корректировать и оценивать.
Тип урока: урок открытия «нового» знания
Оборудование:
- учебник под ред. В.Д.Лебедева «Литература. 10 класс»;
- выставка словарей;
- разноцветные воздушные шары;
- круглый стол, букет цветов;
-репродукции картин М. Щербининой «Август. За чтением»;
М.Чулович «Портрет»; И. Крамского «За чтением»; Дейнеки «Портрет
девушки за книгой»; К. Разумова «У моря»; Налбандяна Д. А.
«А.М.Горький у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне»; Богаевской О.Б.
«Портрет»;
- рисунки учащихся;
- авторская сценка «Госпожа Аллегория»
- песня «Девочка Россия», автор Путилова Э. , исп. Перминова Л., 10 лет;
- Федоскинская лаковая миниатюра «Аллегория»
- письмо Д.С.Лихачева «Молодость - вся жизнь»;
- компьютер, проектор, экран, презентация.
Примечание:
1.Разноцветные воздушные шары находятся на столах у каждого ученика.
2. Учебники «Литература. 10 класс» под ред. В.Д.Лебедева находятся перед
учащимися.
1.Организационный момент.
Звучит песня С. Трофимова « Я привык улыбаться людям…»
Пусть говорят, будто счастлив только глупец,
Что лишь в беде да напасти божий венец,
И лишь в осеннем ненастье видит отраду мудрец.
Выходит, я – безнадежный круглый дурак,
Поскольку счастлив безбожно и просто так,
Живу цветком придорожным небу бескрайнему в такт.
Я привык улыбаться людям как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним.
Я привык улыбаться людям, и быть может вполне,
В час, когда я несчастлив буду, кто-то улыбнется мне.
Пусть говорят, что не стало верных друзей,
Что до обидного мало щедрых людей,
Что даже конь с пьедестала прыгнет за сотку рублей.
А я встречал бескорыстных верных во всем,
По-детски светлых и чистых в сердце своем,
Наверно, просто нам близко то, чем мы сами живем.
Я привык улыбаться людям как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним.
Я привык улыбаться людям, и быть может вполне,
В час, когда я несчастлив буду, кто-то улыбнется мне.
Может, это смешно, может, это грешно, но…
Я привык улыбаться людям как знакомым своим.
Счастье – это как торт на блюде, одному не справиться с ним.
Я привык улыбаться людям, и быть может вполне,
В час, когда я несчастлив буду, кто-то улыбнется мне.
2. Слово учителя.
« Книга это особый мир, созданный волшебником-писателем. Мир
может быть удачным, образным, читаемым, может и не увлечь. Сейчас я
соединяю книгу и её автора. Мне интересен писатель как обычный человек.
Я вижу книгу сквозь личность автора и вижу автора сквозь настроение и
образы книги.
Сколько продуманных, мучительных или лёгких, прочувствованных
своих взглядов на жизнь дают писатели нам, предлагают сопереживать,
разделять, отвергать, учиться.
Во мне всегда живёт желание просто подержать бумажную книгу. Она
целый мир в руках…» (Источник: http://lenastory.ru/)
3. Беседа первая (Обращаю внимание на картины художников)
- Какое настроение они создают вам?
- Чему все они посвящены?
- Можете ли вы остановиться во время чтения или вам нужно обязательно
дочитать до конца?
- Где вы обычно читаете?
- Вы можете смотреть телевизор или слушать музыку во время чтения?
Кабинет русского языка и литературы, в котором я работаю
4. Осмысление эпиграфа:
1. «Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьёзной
книги…» Ю.Бондарев
2.« Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже
основная, чуть ли не единственная цель искусства» И.А. Гончаров
3. «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план
воспитания как одна из важнейших его сторон» В.Г. Белинский
Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее
полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ.
5. Игра-тест «Литературный городок»
Задание: узнать название произведения и автора по зашифрованному
«портрету» его произведения. (Литературная игра связана со знанием
произведений русской и зарубежной литературы).
Налбандян Д. А. «А.М. Горький у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне»
6.Введение в тему урока (мотивация).
(Письмо Д.С.Лихачева «Молодость - вся жизнь»):
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя
«взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в
ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не
останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники
остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья
молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос
необычайно, но настоящие друзья – старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей
матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У
отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал,
открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость это
время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая
дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна
помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и
поделиться им. Неразделенная радость – не радость.
Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же
наступит пора несчастий, пора утрат опять-таки нельзя быть одному. Горе
человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости.
Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте
богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит
бесследно.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки
в труде тоже. Привык к работе и работа вечно будет доставлять радость.
А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека
ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат
жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти
остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать,
дурные не давать спать!
7.Беседа вторая
- Ребята, о чём говорит Д.С. Лихачёв в письме «Молодость - вся жизнь»?
- Что советует академик Д.С. Лихачёв? (обращаем внимание на учебники)
- О каких привычках мы должны помнить всегда?
(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока;обращаю внимание
на учебник под ред. Ю.В. Лебедева «Литература. 10 класс»)
8. Встреча с литературным критиком В.Г. Белинским.
В.Г. Белинский
Библиограф первый
Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист,
философ. В многочисленных статьях и рецензиях дал развёрнутое изложение
своих педагогических и психологических воззрений. Он считал, что
воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно.
Цель истинного воспитания - содействие формированию такой
личности, «живоносным» началом которой служит «любовь к человечеству,
понимаемому в его историческом значении».
Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней
целого комплекса духовных, эмоциональных, волевых качеств и поэтому
охватывает все сферы и виды воспитания.
Библиограф второй
В.Г. Белинский подчёркивал важность развития в человеке чувства
национального достоинства и любви к родине, заставляющего «пламенно
желать видеть в ней осуществление идеала человечества…»
Главное значение приобретает нравственное воспитание, которое,
расширяя сферу нравственного отношения к миру: способность делать добро,
любить других, быть честным и мужественным в служении истине,
участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естественной и
бескорыстной потребности души, а не по расчёту.
Воспитание нравственных чувств создаёт подлинную глубину личности,
ибо без живого и сильного чувства не бывает убеждения, способного
мобилизовать волю на решительный поступок, а только в реальном действии
проявляется подлинный нравственный мир человека.
Доброе чувство нельзя воспитать насилием и приказом, отсюда
принципиальная важность атмосферы доверия и любви в отношениях между
воспитанником и воспитателем.
И. Крамской «За чтением»
Психолог
В семье, где между родителями и детьми должна возникнуть духовная
общность (родители видят в ребёнке "будущего человека", к которому они
уважительны, требовательны, но и сердечны). У ученика нужно
вырабатывать нравственные привычки и навыки поведения, а не растить
болтуна-резонёра, образ которого более всего ненавистен Белинскому.
Формирование нравственных понятий - дело более позднего возраста
(примерно с 14 лет), но и тогда важны не только наставления; главное -
убеждающий пример (поведение учителя, биографии великих людей).
Вполне достаточными средствами наказания Белинский считал суровый
взгляд, лишение общения, прогулки, временную холодность.
Фрагмент урока
Библиограф третий
В.Г. Белинский не отделял нравственного воспитания от физического.
Одним из "первейших элементов человечности" Белинский считал "чувство
изящного", придавая большое значение эстетическому воспитанию и
образованию ребёнка, выработке располагающего внешнего облика
(опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению
человека.
Предпочтение Белинский отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью
общества и способным содействовать её улучшению. В этой связи Белинский
настойчиво пропагандировал изучение литературы, прежде всего
отечественной (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Н. В. Гоголь), дающей правдивую картину российской
действительности, и истории, в преподавании которой самое важное не
хронология и факты, а понимание смысла исторического развития
человечества.
В.Г. Белинский указывал и на важность изучения языка, неразрывную
связь языка и мышления. Большое внимание Белинский уделял учебной
литературе, считая, что учебник должен иметь ясную цель, соответствовать
уровню современной науки и должен быть написан хорошим литературным
языком.
М. Щербинина «Август. За чтением»
Библиограф четвертый
Один из главных образовательных факторов Белинский видел в чтении,
отводя особую роль детской литературе: «Книги, которые пишутся
собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из
важнейших его сторон».
Посвятив проблемам литературы для детей и юношества около 200 статей
и рецензий, В.Г.Белинский заложил основы научной теории и критики
литературы. Он требовал от писателей «не искажать действительности ни
клеветами на неё, ни украшениями от себя», а показывать правдиво, «во всём
её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей,
научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить
опору в самом себе».
Подлинно образцовыми отечественными книгами В.Г.Белинский считал
сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, сборники народных сказок,
пословицы и поговорки. Критик выступал против ханжества "светского"
воспитания, формирующего человека, для котоpoго главное «казаться», а не
«быть».
9. Театральная страничка. В гости пришла Госпожа Аллегория.
Холст, акварель. Работа учащихся )
Федоскинская миниатюра «Аллегория»
Госпожа Аллегория:
Здравствуйте. Я дама конкретная и в искусстве призвана изображать
предмет или целую сцену. Правда, от работы часто мне бывает не по себе,
поэтому на помощь мне приходят абстрактные понятия.
Благодаря моей неустанной работе, например, строится басня. Автор
через конкретные образы показывает черты и характеры людей.
Как вы знаете, басня обычно заканчивается, а иногда и начинается
моралью. Мораль помогает вам понять, какие же абстрактные понятия
скрыты за реальными образами героев. За конкретной, описанной бытовой
сценкой вдумчивый читатель всегда увидит себя или знакомого человека.
Чтобы направить нашу мысль в нужное русло, например, И.А. Крылов
заканчивает басню так:
« Кто про дела свои кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов, истинно – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он думу
Без шуму».
А вот поэтический дар и вдохновение поэта я часто помогаю
изобразить в образе музы - молодой и прекрасной женщины. Послушайте,
как написала поэт А. Ахматова:
«Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
К. Разумов «У моря»
10. Самостоятельная работа в группах.
Фигуры речи (дать понятие, привести примеры)
1 группа
1.Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или
однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или
стихотворных строк, стоящих рядом:
«Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем...»
2. Эпифора (единое окончание) - повторение слов или выражений в конце
смежных предложений: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный
советник? Почему я титулярный советник?»
3. Параллелизм - одинаковые синтаксические построения соседних
предложений: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
4. Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются
противоположные понятия: «Стихи и проза, лед и пламень Не столь
различны меж собой».
5. Градация - расположение слов, при котором каждое последующее
содержит усиливающее значение: «...вошли в свои темные, душные, скучные
комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума».
6. Инверсия - нарушение обычного (прямого) порядка слов: «бой барабанный
вместо барабанный бой».
7. Эллипс - пропуск какого-либо члена предложения (неполные): «Мужики
за топоры».
8. Умолчание - намеренный обрыв высказывания, передающий
взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о
невысказанном: «Но я хотел... быть может, вы...»
9. Риторическое обращение подчеркнутое обращение к кому-либо или
чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает
выразительность речи: «Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой».
10.Парцелляция - намеренное нарушение границ предложения: «Это была
«Волга». Пепельная. С московским номером».
11. Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении 2 понятий,
противоречащих друг другу: «горькая радость, звонкая тишина, сладкая
скорбь, красноречивое молчание».
1 группа
Изобразительно-выразительные средства языка (дать понятие, привести
примеры)
1. Гипербола– чрезмерное преувеличение свойств предмета: «устал до
смерти».
2. Литота – преуменьшение свойств предмета: «мальчик с пальчик».
3. Ирония – скрытая насмешка: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
4. Метафора переносное значение слова, основанное на уподоблении
одного предмета или явления другому по сходству или контрасту: «шляпка
гриба, шёпот волн, день помрачнел».
5. Метонимия – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как
между обозначаемыми предметами есть связь: «я всю тарелку съел», т.е суп
из трех тарелок;» город спит»,т.е. люди этого города)
6. Символ многозначный предметный образ, объединяющий разные планы
изображаемого: «Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует
несчастную любовь и обманутые надежды вообще».
7. Аллегория иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе:
«лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости».
8. Эпитет – красочное определение: «вольный ветер», красна девица».
9. Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью
пояснения одного другим: «Французы двинулись, как тучи».
10. Перифраза замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором
указаны признаки неназванного предмета: «Санкт - Петербург – северная
столица»; «чёрное золото» - нефть).
11. Олицетворение перенесение свойств человека на неодушевленные
предметы и отвлеченные понятия: «утес плачет в пустыне».
11. Аутотренинг (формирование творческого воображения)
Я становлюсь добрее, сильнее. Я приобретаю новые силы и
возможности к творческой деятельности. Я полон сил, желаний и
дерзаний. Мне хочется общаться со своими сверстниками, радоваться их
успехам. Я настроен ежедневно мысленно обращаться к своему идеалу,
стремиться к нему и к своей внутренней гармонии. Это мое физическое
совершенство, моральное богатство, духовная чистота. Я буду
совершенствовать свой духовный мир: развивать интеллект и память,
обогащать мир эмоций, приобретать навыки самовыражения и
самообладания. Я буду творчески настроен, буду стремиться созидать
ценности для людей и для своей будущей семьи.
(Проецируются картины М. Щербининой «Август. За чтением»;
М. Чулович «Портрет»; И. Крамского «За чтением»; Дейнеки
«Портрет девушки за книгой»; К. Разумова «У моря»; Налбандяна Д.
А. «А.М.Горький у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне»; О.Б. Богаевской
«Портрет»)
М.Чулович «Портрет»
12.Рефлексия.
(Оцените свои впечатления от урока с помощью написанного синквейна )
Синквейн
Молодость
Бестолковая, чудесная
Совершаешь, путаешься, понимаешь
Береги честь смолоду
Поступки
13. Итоги урока.
Каждому ученику вручается маленький подарочный словарик. (Учащиеся
обмениваются воздушными шариками)
14.Домашнее задание дифференцированное:
1. Напишите мини - рассуждение на тему: «Береги честь смолоду».
2. Представьте себя автором учебника. Какие художественные произведения
вы бы внесли в него?
3.Нарисуйте портрет любимого писателя (поэта).
Бурцева А. Хасанова Е. Антипина Н.
«А.С. Пушкин и Н.Гончарова» «Портрет С.А. Есенина» «И.С. Тургенев»
15. Видео. Звучит песня «Девочка Россия»
Автор песни: Путилова Эльмира
Исп. Лиза Перминова, 10 лет
Россия, словно девочка,
С косами пшеничными,
На платье цвета солнышка,
Поляны земляничные.
Её глаза глубокие,
Как озёра синие,
Моя ты синеокая,
Девочка Россия!
Припев:
И разная такая каждый день,
Она себе пошила платье - Гжель,
И в новом одеянии бело - синем,
В поле вышла девочка Россия.
Какая она нежная,
Трава её зелёная,
Зимою платье снежное,
А осенью кленовое,
И шапки, купола она,
Сама царицей носит,
И песни девочка поёт,
А сердце песни просит!
Припев:
И разная такая каждый день,
Она себе пошила платье - Гжель,
И в новом одеянии бело - синем,
В поле вышла девочка Россия.
Венок плела ромашковый,
И васильки срывала,
И голубыми красками,
На белом рисовала,
И кружева небесные,
Как по снегу стелились,
И стала Гжель известною,
Прославила Россию!
Припев:
И разная такая каждый день,
Она себе пошила платье - Гжель,
И в новом одеянии бело - синем,
В поле вышла девочка Россия.
Дейнека «Портрет девушки за книгой»
Источники
1. http://subscribe.ru/gro
2. http://tekstovoi.ru/
3. http://library.krasno.ru/
4. http://www.dates.gnpbu.ru/
5. http://www.liveinternet.ru/
6. http://gvozdikova.ucoz.ru/i
7. https://www.proza.ru/
8. http://www.sentido.ru/
9. https://www.youtube.com/
10. http://lenastory.ru/
11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.
Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 76-
77.