Интегрированный урок "Я люблю большие дома и узкие улицы города..."
«Я люблю большие дома и узкие улицы города…» (В. Брюсов)
Интегрированный урок русского языка и МХК
по теме «Обобщающее повторение. Сложные предложения с разными видами связи».
Цели урока.
Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с темой
«История и стили архитектуры». Повторение групп предложений с разными видами связи, правил
постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Развивающие: развитие умений и навыков самостоятельной и коллективной работы, развивать
воображение, творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к художественному слову, к культурным
художественным ценностям человечества.
Этап урока
Деятельность учащихся
Оборудование урока
1. Вводная часть.
Актуализация знаний.
• Работа с высказывание Н.В.Гоголя
• Работа с теорией, составление схем
• Проектор
• Опорные схемы
• Схемы с теорией
2. Лексико-
орфографическая
работа.
• Работа с этимологией слова
«архитектура»
• Подбор терминов к определениям
• Работа с этимологией слова
«зодчество»
• Словарик терминов
3. Работа с
иллюстрацией
• Подбор эпитетов, сравнений…
• Фотография храма
Покрова на Нерли
4. Работа с текстами
Е.Осетрова и
Н.Коржавина.
• Выразительные средства
• Схемы
• Текст Е.Осетрова
• Стихотворение
Н.Коржавина
5. Работа с текстами
В.Гюго и
О.Мандельштама.
• Работа с пропусками в тексте
• Выразительные средства
• Лексическая работа
• Схемы
• Пунктограммы
• Фотография
Собора Парижской Богоматери
• Текст В.Гюго
• Стихотворение
О.Мандельштама
6. Стихотворение
П.Вяземского
• Выразительные средства
• Работа с союзами
• Стихотворение П.
Вяземского
7. Подведение итогов.
Домашнее задание.
• Беседа
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Ребята, на уроках мировой художественной культуры мы с вами
знакомились с архитектурными памятниками, с творчеством великих архитекторов. Сегодня мы
совершим путешествие во времени. Снова встретимся с прекрасными творениями архитектуры.
Актуализация знаний. Архитектура. Что вы представляете, когда произносите это слово? (Учащиеся
записывают свои слова и словосочетания в тетрадь и читают их).
Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя, нашедшего свое определение этому слову.
Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и
предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком
виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас
благодарность за ее существование.
• Почему Н.В.Гоголь называет архитектуру «летописью мира»? Как вы
понимаете высказывание Н.В.Гоголя?
• Посмотрите на первое предложение. Что это за предложение по типу связи
между предикативными частями? (СП с разными видами связи). Наш урок будет посвящен этому
типу сложных предложений, а помогут нам в этом прекрасные архитектурные памятники.
Теория.
• На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных
сочетаний связи?(1.Соч. + подч., 2.соч. + бессоюз., 3. подч. + бесоюз., 4. соч. + подч. + бессоюз.)
• Вернитесь к тексту Н.В.Гоголя, к какой группе относится первое предложение?
Докажите это, начертив схему. ( []: [], (когда ) и(когда ). )Объясните постановку двоеточия.
(Бессоюзная связь со значением пояснения). Почему Гоголю необходимо было так построить это
предложение.(Нужна пауза и объяснение своего определения «летопись мира»)
Работа с этимологией слова. Ребята, а вы знаете, откуда пришло к нам слово «архитектура» и что
оно обозначало?
Оно пришло к нам из Древней Греции. Archi – «старший», tekt – «строитель». Так архитектура
стало означать искусство строить, архитектор - главный строитель. Сейчас это слово означает,
область материальной и духовной культуры, основной задачей которой стало создание
искусственной среды для жизни и труда людей.
• А какие слова, связанные с архитектурой, пришли из Древней Греции? Перед вами
объяснения этих слов, найдите сами термины. Запишите их в своем опорном конспекте.
……………….. – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая стены от стекающей воды.
(Карниз)
………………- элемент несущей конструкции здания. (Колонна)
………………… - архитектурно оформленный вход в здание. (Портал)
………………… - верхняя часть колонны, на которую опирается перекрытие. (Капитель)
Мы до сих пор пользуемся этими терминами, как до сих пор поражаемся величественными
архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены
к чудесам света. Восхищались ими и древние римляне. К сожалению, время не сохранила многое из
сооружений Древней Греции и Рима.
Пришельца потрясает запустенье;
Те арки, что страшили небеса,
И дерзкий мост, и мрамора леса –
Пожарище, камней нагроможденье, - писал французский поэт Дю Белле.
• Попробуем подчеркнуть главные члены и объяснить все знаки препинания. Какие
типы связи здесь встречаются? (Бессоюз. и подч)
А сейчас мы перенесемся в Древнюю Русь.Как в Древней Руси называли архитектора? (Зодчий) В
древнерусском языке оно означало гончар, строитель, каменщик, от зод – каменная стена. Какие
слова являются ему родственными? (Зодчество, здание)
Работа с иллюстрацией. Храмы Древней Руси, чаще всего неизвестные, до сих пор поражают нас
мастерством и художественным вкусом. Посмотрите фотографиюдревнерусского храма Покрова на
Нерли. (Демонстрируется фотография собора). Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
смотрите на него? (Учащиеся подбирают эпитеты и сравнения). Запишите их. (Белокаменный,
светлый, чудесный и т.д.)
Давайте выразительно прочитаем, как описывает храм писатель Е.И.Осетров в своей книге «Живая
Древняя Русь».
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным
волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют
лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания… Храм возвышается
среди волн, как белоснежный лебедь, текут речные потоки, дни и ночи, месяцы и годы ,
столетия уносит река жизни, а храм-лебедь плывет и плывет среди неоглядных просторов.
• Какие эпитеты и сравнения вы увидели в тексте? Совпало ли это с вашими
впечатлениями? (парусом, уносящимся вдаль, лучистой безмолвной звезде, белоснежный
лебедь)
• Найдите и выпишите из текста предложение с разными видами связи. Составьте
схему. ( [ ], [ ], [ ],a [ ]. Бессоюз. и соч.))
Храму Покрова на Нерли посвящали свои стихи поэты, перед вами отрывок из стихотворения Наума
Коржавина:
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
• Найдите слова и словосочетания, объединяющие эти два текста. (Уносящимся
вдаль – манит вдали, лучистой звезде – светишься вечно, храм возвышается – ощущение высоты.)
Вы видите, как произведение искусства может вызвать одинаковые чувства и эмоции.
• Найдите в стихотворении предложение с разными видами связи, к какой группе мы
их отнесем? (Последнее пр-е. Подч. + соч.)
А мы продолжим наш урок и заглянем в Средневековую Европу. (Демонстрируется фотография
Собора Парижской Богоматери). Перед нами шедевр ранней французской готики. Вот как описан
собор в одноименном романе Виктора Гюго:
Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той какою является …… этого
собора где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых ….. за
ними – стрельчатый …… словно расшитый двадцатью восемью королевскими ……..
громадное центральное окно-……. с двумя другими окнами расположенными по бокам. Это
как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа.
• Попробуйте вставить пропущенные слова. Поможет вам словарик архитектурных
терминов. (Розетка – витражное окно в виде многолистника, ниша – углубление в стене, с которое
ставилась скульптура или ваза , карниз - – верхняя выступающая часть крыши, предохраняющая
стены от стекающей воды, портал - архитектурно оформленный вход в здание)
• Расставьте в нем знаки препинания. У вас получилось сложное предложение,
сколько в нем предикативных частей? Составьте схему. Какие виды связи в нем встречаются?
(Подч., бессоюзн.)
• Зачем писателю нужна такая большая синтаксическая конструкция, в которой он
перечисляет несколько архитектурных терминов? (Предложение отражает мощь огромного собора).
Поэт О.Мандельштам тоже отразил личные впечатления от собора Парижской Богоматери:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня NotreDame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
• Как вы понимаете последние строки? ( Поэт надеется создать что-то
прекрасное, вопреки всему недоброму и тяжелому в жизни)
• Объясните знаки препинания в последнем четверостишии. (СП с подч. И
бессоюз. связью)
• Какие поэтические метафоры передают нам причудливость готической
архитектуры? (Стихийный лабиринт, непостижимый лес, египетская мощь и христианства робость,
чудовищные ребра)
• Какая метафора из текста В.Гюго может стоять в этом же ряду? (Каменная
симфония).
Из таинственной готики отправляемся в эпоху Возрождения, в ее колыбель, во Флоренцию. Друг
Пушкина, П.Вяземский так выразил свои чувства от посещения этого города:
….Край чудный! Он цветет и блещет
Красой природы и искусств,
Там мрамор мыслит и трепещет,
В картине дышит пламень чувств…
• Какие выразительные средства помогают понять необычность города?
(Олицетворение мрамор мыслит и трепещет)
• Найдите границы предикативных частей, какая связь между ними? Что нужно
включить, чтобы типы связи были разные? (Сочинительные и подчинительные союзы)
….Край чудный! Он цветет и блещет
Красой природы и искусств,
Где мрамор мыслит и трепещет,
И в картине дышит пламень чувств…
Наш небольшой экскурс в историю зодчества закончился.
Каменной симфонией, мыслящим камнем илимузыкой в камне называют архитектуру. Ею
восхищаются, ее изучают, о ней пишут стихи. Мощь, стройность, красоту архитектурных шедевров
помогают отобразить гибкие синтаксические конструкции русского языка, в том числе и СЛОЖНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ с разными видами связи.. Чтобы правильно выполнить домашнее задание, нужно
внимательно посмотреть на наши схемы и предложения. Какую группу мы не встречали на уроке?
(СП с бессоюз., подч и соч. связью). Такое предложение вы должны будете составить сами. А
закончить я хочу словами, которые вынесла в название урока:
Я люблю большие дома
И узкие улицы города,-
В дни, когда настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространство люблю площадей,
Стенами кругом огражденные,-
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
.