Презентация "Мировая художественная культура"

Подписи к слайдам:
  • Автор: учитель музыки и МХК
  • Кашина Ольга Владимировна
  • г.Амурск Хабаровского края
  • Презентация к уроку МХК 10 класс
  • по программе Даниловой Г.И.
  • Мировая художественная культура
  • «Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский.
Что такое культура?
  • Что такое культура?
  • Что такое культурный человек?
  • Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
  • Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
«Культура»-(от латинского «cultura»)- «уход за землей», «возделывание земли»
  • «Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.
  • Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
  • Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
  • КУЛЬТУРА
  • КУЛЬТУРА
  • Материальная
  • (вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)
  • Духовная
  • (традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)
  • Мировая
  • Национальная
  • Наука
  • Нравственность
  • Искусство
ВЫВОД:
  • ВЫВОД:
  • Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Изменялись названья королевств и империй.
  • Изменялись названья королевств и империй.
  • Пролетали столетья. Идеалы летели.
  • А былое геройство то забавно, то грустно.
  • Все на свете уходит – остается искусство.
  • Революция, войны –время все уничтожит.
  • Или строчкой в учебник их уложит, быть может.
  • Император и канцлер, заговорщик Якушин –
  • Все забудут потомки –возвысится Пушкин.
  • Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,
  • При которых писали Апулей и Вергилий?
  • На спесивых могилах даже камни истлели,
  • Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.
  • Цепь веков не прервется голосами поэтов.
  • Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
  • На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
  • Только пусто не будет, пока живо искусство.
  • В.Боровицкая.
  • Древние цивилизации.
  • Первые художники Земли.
Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится
  • Палеолит
  • древнекаменный век
  • (с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)
  • Мезолит
  • средне-каменный век
  • ( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)
  • Неолит
  • ново-каменный век
  • (с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)
  • В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:
  • Афро – европейский центр мировой цивилизации
  • Азиатский центр мировой цивилизации.
Пути изучения первобытной культуры.
  • Историко – археологический.
  • Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
  • Этнографически-сопоставительный
  • Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.
  • Искусство палеолита.
  • Рисунки из пещер Ласко, Альтамира,
  • Фон де Гом,Нио.
Рисунки из пещеры Ласко Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит. Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит
  • Лань. Роспись пещеры Альтамира.
  • Верхний палеолит
Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит
  • Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.
Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.
  • Палеолитические Венеры
История возникновения архитектуры.
  • Мегалит
  • (с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.
Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.
  • Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.
Менгиры.
  • В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.
Трилит.
  • Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального
Кромлех.
  • Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.
Театр, музыка и танец.
  • Пантомима-пластическая передача происходящих событий.
Танцы
  • Танцы
  • Охотничьи пляски.
  • Тотемическая пляска
Путь развития музыкальной деятельности.
  • Путь развития музыкальной деятельности.
  • 1.Имитация звуков природы.
  • Сюда относятся «звукоподражательные мотивы»,
  • основанные на имитации пения птиц,,
  • ревы зверей, воспроизведение тех естественных
  • криков и возгласов. Которое исторгало из себя
  • крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.
  • 2.Искусственная интонационная форма – в попевках
  • качественно новой интонации, связанной с осознанием
  • высотной определенности звука.
  • По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое
  • изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно
  • сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы»,
  • теперь появляется человеческая интонация- предельно условная
  • (повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)
  • 3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит
  • многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.
  • Именно это – формирование зафиксированных сознанием
  • ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало
  • зарождение музыкального (интонационного) творчества.
Таким образом, главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
  • Таким образом, главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.
  • Периоды
  • Материальная культура
  • Искусство
  • 1
  • Средний палеолит
  • Искусственное добывание огня
  • Составные орудия
  • Собирательство и охота
  • 2
  • Верхний палеолит
  • Создание основ ткацкого производства(плетение)
  • Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.
  • Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)
  • Строительство первых лодок.
  • 3
  • Мезолит
  • Появление лука и стрел, развитие рыболовства.
  • Приручение диких животных.
  • Собирательство дорлолняется возделыванием земли.
  • 4
  • Неолит
  • Усовершенствование техники обработки камня.
  • Создание керамических изделий(«керамический век»).
  • Изобретение прядения и ткацкого производства.
  • Утверждение скотоводства и земледелия.
  • Выделение скотоводческих племен.
  • 5
  • Энеолит.
  • Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.
  • Отделение ремесла от земледелия.
  • Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.
  • Понятия и определения.
  • Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.
  • Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
  • Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.
  • Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.
  • Мегалит(с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.
Важнейшие функции первобытного искусства.
  • 1.Коммуникативно – мемориальная функция. Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.
  • 2.Познавательная функция. Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.
  • 3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .
4.Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.
  • 4.Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.
  • Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.
  • На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.
  • В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль».
  • Характерными для искусства неолита являются
  • Тенденция
  • Стилизация
  • Символизм