Открытый урок "Застывшая музыка" 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гостищевская
средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Открытый урок по искусству
«Застывшая музыка»
Подготовила
и провела
учитель искусства
Кобзева Н. А.
Гостищево - 2015
20. 06. 02. 15 г. искусство 8 класс.
Тема: «Застывшая музыка».
Цель создать условия для знакомства с шедеврами мирового зодчества.
--- способствовать восприятию архитектуры как застывшей музыки;
роли и места архитектуры в мировом искусстве.
Тип урока урок сообщения новых знаний
Зрительный ряд: презентация по данной теме.
Литературный ряд: Церковь Покрова на Нерли. Сергей Леонтьев
Музыкальный ряд: Мужской хор византийского ц пения quot Святая
Гораquot (mp3ostrov.com) ; Tokkata-i-FugaS-Bah (mp3); видеоролик «Храм
Покрова на Нерли» автор и исполнитель песни Александр Гами.
Ход урока.
I этап -- организационный. Приветствие, проверка готовности класса к
уроку.
III этап подготовка учащихся к работе на основном этапе. Беседа.
Просмотр шедевров мировой архитектуры. (Слайд 1)
Какие чувства вызывают у вас шедевры архитектуры. (Ответы
учащихся) (Слайд 3)
Восхищает
Волнует
Изумляет
Ошеломляет
Привлекает
Возвышает
Окрыляет
Потрясает
Очищает
Утверждает
Белоснежный
Ажурный
Строгий
Высокий
Торжественный
Ослепительный
Чарующий
Праздничный
Громадный
Божественный
Великолепие
Гордость
Таинственность
Гармония
Легкость
Изящество
Идеал
Величие
Благодатность
Стремительность
Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Слайд 4)
З…сты…ша… …………… (временной вид искусства) .
Какова цель нашего урока?. (Ответы учащихся). (Слайд 5)
Познакомиться с шедеврами мирового зодчества.
Узнать, почему архитектуру называют застывшей музыкой.
Узнать о роли и месте архитектуры в мировом искусстве.
IY
этап
усвоение нового материала. Сообщение новых знаний.
Застывшая музыка. (Слайд 6)
Каждый из нас любит музыку, конечно, у всех свои вкусы и знания и любимая
музыка у каждого своя. Музыка звучит во времени. Прошло время и музыка
стихла. Архитектура похожа на музыку, только время архитектуре не
страшно. Время проходит, а архитектура не стихает.
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь
вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и
характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное
предназначение. (Слайд 7)
Средневековые готические соборы Европы
Словно парят над городом, как огромные великолепные корабли.
Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями.
(Слайд 8) Видеоряд. (Слайд 9)
Внутреннее огромное пространство украшено множеством скульптур,
красочных окон с цветными стёклами (витражами), живописью и резьбой алтаря.
(Слайд 10)
Здесь торжественно и мощно звучит орган. (Слайд 11)
Реймский собор. Франция XIII в.
Легкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный
интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают
ощущение бесконечного развития. Синтез зодчества и ваяния воспринимается
как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно
великолепного скульптурного убранства. В нем ощутимо живое биение
творческой мысли. (Слайд 12)
Реймский собор. Франция. (Слайд 13)
Какие характерные черты присущи готическому стилю. (Слайд 14)
Стрельчатые арки
Устремленность ввысь
Ажурность
Обилие скульптуры
Витражи Рельефы
Прямоугольные в плане здания
Русский православный храм .
Поражает строгостью форм, великолепием золотых куполов,
переливами колоколов, гармонией с природой. (Слайд 15) Видеоряд
(Слайд 16)
А также внутренним убранством - росписью стен и потолков, чудотворными
иконами.
Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор
без музыкального сопровождения - a capella. (Слайд 17)
Церковь Покрова на Нерли. (сообщение учащегося) (Слайд 18)
Церковь построена немецкими мастерами. Освящена в честь праздника
Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII в.
Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий
ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно
вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей
своей чарующей ясности… и красоте. Л. Любимов. (Слайд 18)
Над зеркалом спокойной глади реки Нерли стоит белокаменный храм,
словно любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне,
называют церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — наиболее совершенное
творение владимирских зодчих. Посвящен этот храм религиозному празднику
Покрова Богородицы. С достоинством встречал он иноземцев у ворот
Владимирской земли, говоря языком камня о ее силе и красоте.
Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну
воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас
чувство тихой грусти и умиротворения. (Слайд 19)
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА-НА-НЕРЛИ. Сергей Леонтьев (Читает учащийся)
От Владимира -на
Нижний-
В десяти верстах всего,
Под накидками из вишни –
Боголюбово село.
А направо- в междуречье-
Нараспашку всем ветрам,
Тихой радости предтеча-
Православный светлый
храм.
Там, где Нерль впадает в
Клязьму,
Среди травных покрывал,
Шаль надев из белой бязи,
Встала церковь Покрова.
Дивной птицею лебяжей,
Помня половцев, хозар,
Рождена по воле княжей
Восемьсот годин назад.
Красотой восточных
прясел
Сердце русское пленяя,
Лик её и чист, и ясен
Нам остался от древлян.
Словно младшенькая
дочка
Деревенской слободой
В голубом своём платочке
Убежала за водой
И осталась, и застыла,
Засмотревшись в зеркала,
Оперевшись на перила
Рукотворного холма.
А когда разлив весенний
Прорывается в поля,
Словно в голые колени
Льдины бьют о цоколя.
И стоит она под солнцем
Над быстриною реки,
А вода всё льётся, льётся,
И рождаются стихи.
Но воспеть такое разве
Может скудный мой
рассказ?
Там, где Нерль впадает в
Клязьму,
Побывай хотя бы раз.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Такая технология
позволяла противостоять подъёму воды при разливе рек. (Слайд 20)
Храм крестокупольного типа, четырёхстолпный, одноглавый с аркатурно -
колончатыми поясами и перспективными порталами – иллюзия высоты. лайд
21)
Видеоролик. (Слайд 22)
Дмитриевский собор XII в. (Сообщение учащегося).
Ярким примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является
Дмитровский собор. (Слайд 23)
Фасады здания разделены на 3 яруса. Нижний почти лишён всякого убранства
и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы.
Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными
резными фигурами и орнаментом. (Слайд 24)
Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой.
Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золочёный
купол, напоминающий богатырский шлем с ажурным широким крестом из
прорезной золочёной меди. (Слайд 25)
Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.)
Один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в
Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России.
Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось
Вознесение Господне. (Слайд 26)
Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе
Коломенском. … Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина.
Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид
архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный. Г.
Берлиоз. (Слайд 27)
Софийский собор в Полоцке. (Слайд 28)
Троице – Сергиева Лавра. (Слайд 29)
Крупнейший православный мужской монастырь России, г. Сергиев
Посад Московской области. Основан в XIV в. Преподобным С.
Радонежским.
Ансамбль монастыря включает в себя более 50 зданий различного назначения.
(Слайд 30)
Самое раннее сооружение в монастыре Троицкий собор 1422 г. (Слайд 31)
Физкультминутка.
Мы за компьютером сидим,
Уткнувшись в монитор.
Мы пленены буквально им,
и пишем всякий вздор.
Нет, чтобы встать из-за
стола,
так всем нам просто лень:
Вот так нас сильно завлекла
Компьютерная сеть
А мышцы шеи и спины
Дряхлеют и болят.
Они ведь так напряжены
Который год подряд!
Вот для ленивых и больных,
Желая им помочь,
Я написала этот стих,
Чтоб боль прогнать их
прочь!
И если вам рамяться лень,
А боль скрутила вас –
Его читайте каждый день
Не менее трех раз! (Слайды
33-38)
Автор неизвестен.
Стихотворение в свободном доступе интернета.
YII этап – применение знаний.
Так можно ли называть архитектуру застывшей музыкой и почему.
Написать в тетради мини-эссе. (Слайд 42)
XI этап – информационный. Стр. 80 – 81. Подготовить сообщение о храмах
Санкт – Петербурга.
XII этап – подведение итогов урока. Обобщение темы урока.
1. Найдите соответствия. (Слайд 39)
Католические храмы Православные храмы
2. Тест на внимание. Назвать храмы. (Слайд 40)
Дмитриевский собор во Владимире; церковь Покрова на Нерли.
XIII этап – рефлексия. (Слайд 42)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу
я почувствовал, что…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Используемая литература и интернет-ресурсы.
http://www.totalwars.ru/index.php/istoriya/arhitektura-drevnej-rusi.html
http://referats.allbest.ru/construction/90372.html
http://referat.diplomplanet.ru/articles/category/3/message/363/
http://www.hotelnews.ru/5/7/16231/
http://www.decoupage-in.ru/cli/shiloklyuvka/sankt-peterburg-
Г,П, Сергеева, И,Э, Кашекова, Е,Д, Критская Искусство – учебник 8-9
класса