Конспект урока "Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка" 8 класс

УРОК № 19 - 20 Дата проведения :
Тема: «Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об архитектуре и её величайших
памятниках;
Задачи урока:
- формирование у учащихся умения сопоставлять и анализировать памятники
архитектуры разных народов;
- развитие умения выявить характерные видовые особенности и умения сравнивать
произведения архитектуры;
- создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;
- способствовать формированию коммуникативной культуры;
- развивать творческие способности учащихся выполняя творческие задания на
предложенную тему;
- воспитывать общую культуру восприятия произведений искусства и их создателей;
- воспитывать интерес к произведениям архитектуры.
Оборудование: мультимедийный проэктор, учебник «Искусство», презентация к уроку
«Архитектура».
Ход урока
I. Организация учащихся на уроке.
II. Сообщение темы, целей урока.
III. Работа по теме урока:
1) Памятники архитектуры.
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг
архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер
интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.
Церковь Покрова
на Нерли
(1165 г.)
Церковь
Вознесения
Над зеркалом глади реки Нерли стоит белокаменный храм, словно
любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне,
называют церковь Покрова на Нерли (1165 г.) наиболее совершенное
творение владимирских зодчих. Посвящен этот храм празднику Покрова
Богородицы. Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по
погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его
созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения.
С достоинством встречал он иноземцев у ворот Владимирской земли,
говоря языком камня о ее силе и красоте. Водная гладь, заливные луга и,
словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий
одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем
бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности… и красоте.
Л.Любимов
Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) - один из немногих
сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых
каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом
Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.
Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского
зодчества в селе Коломенском… Во мне все дрогнуло. Это была таинственная
тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид
архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный.
Г.Берлиоз
Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии —
кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи
Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий.
Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета
Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных
памятников романской архитектуры Италии. В 1987 году
архитектурный ансамбль был внесён в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО. Пизанский собор представляет собой грандиозную и
простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта
возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована
белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами
декоративных аркад на колонках. Здание изначально было построено в
виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в
пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время
пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид
латинского креста. Фасад собора, выполненный из серого мрамора,
состоит из 4 галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи
четырёх евангелистов. Внутри возникает эффект огромного
пространства, благодаря использованию арок и чередованию белого и
чёрного мрамора. 2 колоннады из чёрного гранита в нефах - явный
признак византийского влияния. Он отделан белым и чёрным
мрамором. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а
купол покрыт фресками.
Пизанский собор
Мозаика, изображающая
Христа с Богородицей и
Иоанном Богословом,
уцелела во время пожара.
Фреска купола,
представляющая
вознесение Богородицы.
Пизанская башня является колокольней собора, часть ансамбля
городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе
Пиза и примыкает к его северо-восточному углу. 6 ярусов аркад
покрывают беломраморную «падающую башню». Строительство
башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище
«Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она
сильно наклонена и как бы «падает» (отклонение от вертикальной
линии на 4,5 м).
Башня имеет 294 ступеньки. Высота составляет 55,86 м от земли на
самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр
основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от
основания к вершине (у основания - 4,9 м, на высоте галерей - 2,48 м).
Главное святилище акрополя находится на
северном склоне холма. Эрехтейон выдающийся
памятник архитектуры, выполненный неизвестным
автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический
храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен
Афине, Посейдону и легендарному царю Афин
Эрехтею, давшему название храма. Особенностью
храма является его необыкновенная асимметричная
планировка, учитывающая неровности почвы. С трех
сторон здание украшают портики разной формы, в том
числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит
из 2, находящихся на разных уровнях, помещений.
Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем
западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть
храма, хранящей древнейшую деревянную
скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил
портик с 6 ионическими колоннами.
Одна из легенд, рассказывает о споре
богов (Афины и Посейдона) о
покровительстве Аттике. Рядом с храмом
росло оливковое дерево – дар Афины
жителям города. Сожженное персами в 480
до н.э., как рассказывали легенды, оно
вновь возродилось. Пол храма сохранял
следы от удара трезубцем Посейдона.
Собор Нотр-Дам XII – XIV вв. Париж. Франция. Относится к
произведениям ранней французской готики. Собор находится в центре
французской столицы, на острове Сите, расположен на том месте, где
ранее находилась базилика Святого Стефана. Крестообразная в плане
базилика делится внутри на 5 продольных нефов, а на фасаде собора
имеется соответственно 5 порталов. В архитектуре собора проявляется
двойственность стилистических влияний: присутствуют отголоски
романского стиля Нормандии (со свойственным ему мощным и
плотным единством), использованы новаторские архитектурные
достижения готического стиля (которые придают зданию легкость и
создают впечатление простоты вертикальной конструкции).
Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском.
Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя
башнями, началось около 1200 г. Главными создателями Нотр-Дам
считаются 2 архитектора Жан де Шель, работавший с 1250 по
1265 год и Пьер де Монтрей. В строительстве собора принимало
участие много архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся
стилем, разные по высоте западная сторона и башни.
Высота собора 35 м,
длина 130 м,
ширина 48 м, высота
колоколен 69 м, вес
колокола Эммануэль в
восточной башне - 13 т,
его язык- 500 кг.
Величественный фасад разделён по вертикали на 3части пилястрами, а
по горизонтали на 3яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою
очередь, имеет 3глубоких портала: портал Страшного суда
(посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа).
Над ними идёт аркада- Галерея Королей с 28 статуями- царей древней
Иудеи. Удивительна скульптура левого портала «Слава Пресвятой
Девы», являющаяся лучшим образцом ранней французской готики.
Мадонна с Младенцем восседает на троне, по бокам - два ангела,
епископ с помощником и царь. В верхней части изображены сцены
пришествия Христа, нижняя рассказывает об истории Анны и Иосифа.
В соборе нет настенной живописи. Огромные цветные витражи в
окнах, пропуская солнечные лучи, окрашивают стены целой радугой
оттенков. В некоторых частях храма преобладают фиолетовые и
голубые цвета, в других — оранжевые или красные, что придает
роскошь интерьеру. 3круглых окна-розы светятся как драгоценности на
западном, северном и южном фасаде. На витражах, диаметром до 13 м
изображены сцены из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и
Богоматери. Значительная часть витражей выполнена в середине XIX
в. Главный витраж роза над входом в собор частично подлинная,
сохранившаяся от Средних веков (9,6 м в диаметре). В центре
Богоматерь, вокруг сельские работы, знаки зодиака, достоинства и
грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах в обоих
трансептах по 13 м в диаметре (самые большие в Европе).
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной,
уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 т. Дубовый,
покрытый свинцом шпиль имеет высоту 96 м. Основание шпиля
окружено 4 группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой
группой животное - символ евангелиста: лев символ Марка,
бык Луки, орел Иоанна, ангел Матфея. Статуи смотрят на
Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен
лицом к шпилю.Реставрация началась в 1841 г. под руководством
архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор
также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон
на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление
здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого
шпиля длились 23 года. Виолле принадлежит идея галереи химер на
Главный фасад собора
имеет 3 двери. Над 3
стрельчатыми порталами
входов скульптурные
панно с разными эпизодами
из Евангелия. Над
центральным входом
помещено изображение
Страшного суда. По 7
статуй поддерживают арки
входа. В центре Христос-
Судия. На нижней
перемычке изображены
мертвецы, вставшие из
могил. Их разбудили два
ангела с трубами. Среди
мертвецов один король,
один папа, воины и
женщины (символизирует
присутствие на Страшном
суде всего человечества). На
верхнем тимпане
Христос и 2 ангела с двух
сторон.
В часовнях, расположенных
в правой части собора,
картины и скульптуры
разных художников,
которые, согласно
фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у
подножия башен. Верхняя часть собора украшена изображениями
гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами
фантастических существ и химер). В Нотр-Дам де Пари хранится
одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец
Иисуса Христа, выкупленного Людовиком IX у византийского
императора в 1238 г. Сегодня популярный храм, одновременно может
вместить 9000 чел. В соборе накопились ценные вещи и подарки,
используемые в религиозных церемониях - облачения епископов, чаши,
ценные рукописи и коллекции из 268 камеи, а также гвоздь и кусок
креста, на котором был распят Иисус. Собор - действующая церковь,
где проводятся богослужения с использованием современных
видеоэффектов. Представление сопровождает красивая музыка самого
большого органа Франции.
многовековой традиции,
преподносятся в дар собору
ежегодно в первый день мая.
Паникадило собора
(люстра) выполнено из
посеребренной бронзы по
рисунку Виолле-ле-Дюка
взамен переплавленного в
1792 г. Каждый колокол на
башнях имеет имя.
Древнейших – Белль, самый
большой – Эммануэль вес
13 т. Но используют его
лишь в особых случаях.
Замок белой цапли ( Химэдзи) один из древнейших
сохранившихся замков Японии. В 1993 г. занесён в Список всемирного
наследия ЮНЕСКО. Всего в замковый комплекс входит 83 здания,
практически все они построены из дерева. У подножия замка
раскинулся одноимённый город.
Возведение замка у подножия горы Химэ началось в середине XIV в.
(период Муромати). Химэдзи послужил чтимым образцом для
бесчисленных замков последующих поколений. Его высокий каменный
фундамент, тщательно выбеленные стены, бойницы, амбразуры прочно
вошли в арсенал приёмов японской архитектуры.
На территории замка проходили съёмки многих кинолент. Акира
Куросава снимал здесь такие шедевры, как «Тень воина» и «Ран». В
2003 г. в здесь снимали историческую картину «Последний самурай» с
Томом Крузом в главной роли.
Замок Химэдзи
«Название получил за
особую точеность форм
и элегантность, как у
прекрасной
белоснежной птицы».
Храмовый город Мадураи также называют городом одного храма.
Южноиндийские храмы дравидов действительно потрясают,
но храм Минакши просто завораживает.
История возникновения храмового города Мадураи, как и многих других
городов Индии, окутана романтикой старинной легенды. Она гласит, что
однажды некий купец обнаружил в лесу бога-громовержца Индру,
склонившегося перед лингамом Шивы и совершающего пуджу
богослужение. Весть об этом удивительном видении тут же донеслась до
Калашекара Пандья, правителя тех мест. Его повеленьем лес в округе был
тут же расчищен, а возле дерева кадамба, , где действительно обнаружили
каменный лингам, рабочие возвели храм, а уже вокруг него построили
город.Дворец площадью в 6 гектаров, известный как “Двенадцатая обитель
покоя” окружен 4 высокими внешними стенами и стоит в центре города.
Над ним поднимаются к небу двенадцать величественных башен. Западная
башня считается самой оригинальной, её стены украшают 730
миниатюрных скульптур.
Мадураи храмовый
город
2) Обобщение знаний о разных видах архитектурных сооружений.
Проанализируйте одно из предложенных сооружений: коллективная (устно) и
индивидуальная работа (в тетради).
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр. 78-81, вопросы.