Презентация "Предсказания в искусстве" 9 класс
Подписи к слайдам:
- Предсказания
- в искусстве
- Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить
- Троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил.
- И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.
- Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы.
- Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее,
- но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.
- В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя Кассандре,
- которую Аполлон сначала
- наградил даром пророчества,
- а потом, когда девушка
- отвергла его любовь, сделал
- так, что люди перестали ей
- верить.
- Что же помогает этим людям предугадывать события?
- Может быть, интуиция?
- Умение сделать предположение, решить проблему,
- не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются?
- Это качество может быть только у людей
- с хорошо развитым образным мышлением.
- Поскольку художественное мышление лучше,
- чем у других людей, развито у художников,
- композиторов, писателей — людей,
- чьей профессией является творческое
- достраивание реальности, именно они чаще
- всего и делают удивительные прогнозы,
- которые часто через какое-то время
- сбываются.
- Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события,
- научные открытия, развитие технического прогресса и др.
- Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов
- произведений, и людей, их воспринимающих.
- Не менее важны произведения искусства, в которых авторы,
- остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических
- опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее
- и сдержаннее.
- • Вспомните сказки, народные предания,
- легенды, персонажи которых предвосхитили
- явления и события будущего.
- Любое художественное произведение
- устремлено в будущее.
- В истории искусства можно найти
- много примеров предупреждения
- художниками своих сограждан
- о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах,
- революциях и т. п.
- Способность к провидению присуща
- великим художникам, возможно
- именно в нем и состоит главная
- сила искусства.
- А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра
- Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение —это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).
- Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен,
- которые действительно через некоторое время потрясли Германию.
- Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов.
- Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость
- этого бешеного галопа.
- Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая
- это движение.
- По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни —
- война, мор, смерть, суд приходят вместе.
- Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников
- и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник,
- всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.
- Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П.Пикассо, «Большевик» Б.Кустодиева,
- «Новая планета» К. Юона и многие другие.
- Ф. Гойя. Какое мужество! Офорт
- Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего.
- Офорт
- «Герни́ка»[1] (исп. Guernica) — картина Пáбло Пикáссо,
- написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.
- Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого.
- После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США).
- Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо,
- но лишь после восстановления в Испании республики.
- Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.
- Пабло Пикассо,
- "Герника"
- «Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям.
- Но в первые годы после Октябрьской революции многие художники искали новый изобразительный язык, адекватный эпохе.
- В данном случае – это язык плаката.
- Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений.
- События Октября представлены здесь в космическом масштабе.
- В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.
- ***Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета»,
- написанную в 1921 г.
- Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека
- сегодняшнего дня.
- К. Юон. Новая планета
- Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция» .
- «Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей.
- Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям» .
- Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей.
- В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана.
- На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание
- новые смыслы.
- Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому,
- твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо
- красным флагом.
- События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник
- в начале века.
- Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется
- новым содержанием.
- Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить
- грядущие социальные перемены, остается загадкой.
- В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений
- может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа»
- («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза
- (1874—1954).
- Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные
- открытия в области покорения космоса и создания летательных
- аппаратов (К. Циолковский).
- Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых
- инструментов, стала философским размышлением о месте и роли
- человека во Вселенной.
- Ч. Айвз
- Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов
- (1882—1943) в своих динамичных композициях
- стремился выразить внутреннюю энергию объекта.
- Дробя предметы, надвигая их друг на друга,
- сдвигая плоскости и планы, он создавал
- ощущение молниеносно меняющегося мира.
- В этом беспокойном, смещающемся, несущемся
- и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов,
- виды Новгорода, исторические события,
- выраженные в аллегорической форме, цветы
- и даже портреты.
- А. Лентулов.
- Василий Блаженный
- А. Лентулов. Москва
- А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого
- Колокольный звон
- Лентулова волнуют
- бездонные глубины
- человеческого сознания,
- находящегося в постоянном движении.
- Его привлекает возможность передать
- то, что вообще
- не изобразимо,
- например,
- распространяющийся звукв картине
- «Звон. Колокольня Ивана Великого».
- В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные,
- фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия,
- хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические,
- хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.
- Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий,
- звучащий, эмоционально насыщенный мир.
- Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.
- В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла
- яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого
- и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов,
- Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).
- С.Рахманинов. Литургия.
- Б. Кустодиев.
- Портрет Шаляпина
- Б. Кустодиев. Купец
- ***Сравните картины Б.Кустодиева
- «Большевик», «Купец»
- и «Портрет Шаляпина».
- ***Какой прием является типичным,
- характерным для стиля художника?
- ***Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев»
- (режиссер А.Тарковский, композитор В. Овчинников).
- ***Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля,
- истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей,
- голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.
- Фрагмент фильма «А.Рублев» А.Тарковского.
- • Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».
- • Дайте свою трактовку идеи картины Б.Кустодиева «Большевик».
- Сравните картины Б.Кустодиева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина».
- Какой прием является типичным, характерным для стиля художника?
- Какие художественные образы он создает с помощью сходных выразительных
- средств?
- • Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность
- сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни?
- Выскажите свое суждение о художественных образах картин.
- • Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета», написанную в 1921 г.
- Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.
- • Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев»
- (режиссер А.Тарковский, композитор В. Овчинников).
- Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом,
- жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства. Художественно-творческое задание > Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон. . .»).
МХК - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Мифология как система представлений человека о мире" 6 класс
- Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс
- Урок-викторина "Художественная культура классицизма" 11 класс
- Проверочный тест "Социалистический реализм: глобальная политизация культуры 20-х - 30-х гг." 11 класс
- Организационно-содержательная карта учебного занятия "Культура крито - микенского периода" 10 класс
- Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс