Статья "О танцевальном искусстве"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
О танцевальном искусстве
подготовил
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
руководитель хореографического ансамбля «Забава»
Парёха Сергей Петрович
Санкт-Петербург
2015
О танцевальном искусстве
Хореография это, прежде всего большой труд и достижения возможны
только на основе приучения детей к труду и формирования ответственности.
Вместе с тем, мир танца это мир красок, музыки и образов, передаваемых в
движениях, но красота танца невозможна без сотворчества.
Ансамбль это единый организм. Здоровье этого «организма» зависит от
личного вклада каждого участника. Многое зависит от сплоченности коллектива,
так как это непосредственно влияет на достижение результатов.
Мое педагогическое убеждение - нет неталантливых детей. Для меня
важно проявлять заинтересованность в развитии каждого ребенка, дать
возможность всем детям реализовать свой творческий потенциал. Стремлюсь
поддерживать любые начинания своих воспитанников, стараюсь слушать и
слышать каждого ребенка, использовать особый подход к творчески одаренным
детям.
Эффективное воспитание ребенка возможно только при создании
комфортной психологической атмосферы. Вовлечение родителей в творческую
жизнь коллектива образует дух единства, воспитывает в детях истинные
ценности.
Самые счастливые моменты в работе педагога увидеть радость в глазах
детей от, пусть даже маленьких, но собственных творческих побед!
У себя в ансамбле я никогда не ставлю цель выиграть на конкурсе, а
ставлю цель станцевать с удовольствием и чтобы понравилось зрителю.
Главная ошибка многих педагогов и руководителей коллективов, которые
настраивают детей только на победу. На мой взгляд, это не правильно, потому
что в такое случае ребенок психологически гораздо сложнее переносит
ситуацию проигрыша. Замечательно конечно, когда дети настроены на победу и
выигрывают, но бывает и проигрыш.
Поэтому считаю, что правильный настрой должен создавать педагог.
Счастье не в том, чтобы все время побеждать, а в том, чтобы ребенок был
счастлив на каждом занятии. Будет ли ребенок профессиональным танцором
или звездой это уже второй вопрос, главное что он или она будет хорошим
ребенком, научится трудиться, найдет свою дорогу в жизни, где никогда не
сойдет с этого пути.
Мечта ведь она есть у каждого, правда? У кого-то она серьёзная, наивная,
смешная, глупая, детская, но их объединяет одно все они достижимые. Первые
шаги они всегда самые трудные. Первые попытки приблизиться к прекрасному,
первые успехи, первые эмоции, первые победы и поражения, выдерживают не
все, только сильные, стойкие и целеустремленные. Именно в этот момент, ты
начинаешь ставить перед собой серьёзные цели, начинаешь борьбу, в первую
очередь борьбу с собой. Ты выходишь в первый раз на сцену, на сквозь
пропитанную твоими трудами, стараниями, силами. Твои первые упражнения
пусть даже еще не смелые, не уверенные и немножко смешные. Зато вокруг тебя
восхищенные взгляды родителей, которые должны еще в самом раннем детстве
почувствовать твой талант, и не настраивать только на победу. Они должны
понимать и принимать каждую секунду прожитую тобой в этом мире танца, в
этом порой жестоком и не справедливом мире, но безусловно прекрасном.
Перед выходом на сцену, будь то первый выход или сто первый в душе
происходит нечто необычное: «Я смогу, я смогу», звучит в голове, в сердце, в
душе. Это звучит так громко, что мне кажется, что это слышат все. Тише, тише,
не нужно, у меня все получится эхом проносится в каждой клеточке. Ты
трясешься от страха, от волнения, кончики пальцев начинает сводить, ноги
дрожат, и невольно сжимается сердце стук, стук, стук….. Ты выходишь на
сцену, и здесь начинается жизнь настоящая. Музыка несет тебя в правильном
направлении. Здесь наружу выходит все, что где-то там глубоко, внутри
закопанное. Здесь на тебе остаются сотни отпечатков взглядов, восторженных,
восхищенных, завистливых. Каждое движение переносится в невесомость.
Во время выступления, ребенок остается один, на едине с собой, эмоции
переполняют его, вращаются сотни чувств, внутри все сжимается. Именно здесь
в этот момент помогает педагог по хореографии, коллектив. Одно касание, одно
слово или один взгляд, возвращает ребенка к реальности, предает ему силы.
Ребенок не чувствует себя одиноким, он чувствует поддержку преподавателя,
коллектива.
Во время репетиций, выступлений понимаешь, что такое слезы, что это не
просто вода, это минутные слабости. Слезы счастья и горечи, слезы казалось бы
строгих репетиций. Сколько всего, правда!!! В этом есть что-то, безусловно,
волшебное, что-то согревающее, что за сильной натурой приоткрывает
нежность.
У каждого свои таланты, у каждого своя вера, но самое главное вера, вера
в самого себя. Ты становишься центром вселенной, только дотронешься
кончиками пальцев до сцены, как только началась музыка, каждое твое
движение вновь и вновь счастье, ты начинаешь делиться своим счастьем,
которого, кажется, хватит, чтобы обогнуть нашу удивительную, фантастическую
планету, всю землю, чтобы сделать мир чуточку лучше.
Список литературы:
1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т.
Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
2. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
3. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им.
Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
4. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА –
ПРЕСС, 20047. – 224с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.:
Учпедгиз, 1946г. 704с.
6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М,
1981.Т. 3.
7. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. –
2000. №2. С. 34-37.