Конспект урока "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

5 класс урок №25+
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Цель:
способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству.
Задачи:
образовательная:
познакомить обучающихся с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-
виртуоза 19 века Никколо Паганини;
освоить и уметь объяснять понятия «вокализ», «портрет», «каприс», «чакона»;
расширить запас музыкальных впечатлений;
развивающая:
способствовать развитию средствами музыки творческого потенциала обучающихся, их познавательной
деятельности;
научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;
воспитательная:
воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального и изобразительного
искусства;
формирование слушательской музыкальной культуры.
Музыкальный материал: С.В.Рахманинов «Вокализ» №14 e-moll , И.С.Бах «Чакона», П Чайковский
«Мелодия», А. Шнитке «Concerto grosso №1», Паганини. «Каприс 24», С. Рахманинов «Рапсодия на тему
Паганини», В. Лютославский «Вариации на тему Паганини», В. Зинчук «Каприс №24. Н. Паганини». Рок-
обработка (гитара).
Эпиграф:
Не соловей – то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина…
А.Блок
ХОД УРОКА.
1. Организация начала урока.
2. Вступительная беседа.
(звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова)
Сейчас прозвучало произведение С.В.Рахманинова под названием «Вокализ». Вы, конечно же, узнали
инструмент, который вёл мелодию (скрипка).
Термин «вокализ» относится к вокальной музыке, что он обозначает?(пение без слов).
Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт? (да)
Чем здесь скрипка напоминает голос? (ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных
нотах, постепенно затихает в конце).
2. Повторение изученного материала.
Историю возникновения скрипки мы с вами узнали на предыдущих уроках и давайте сейчас
вспомним некоторые факты её «биографии»:
к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые);
почему их так называют? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);
назовите инструменты входящие в эту группу (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
какой инструмент был предшественником скрипки? (виола);
в чём различие скрипки и виолы? конструкции инструмента: виолы имели покатые плечи,
резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы) и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были
характерны округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы) и 4 толстых струны. На виолах играли,
упирая их в колено или держа между коленями, даже ставили на скамеечку. Скрипку держат на плече. Но
самое главное различие было в звучании: голос у виолы мягкий, как бы приглушённый, и слабее, чем у
скрипки);
а кто помнит дату рождения скрипки? (конец 15-ого начало 16-ого веков).
-Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести
все лучшее, что есть в нем. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является равнение его игры
с человеческим голосом: скрипка поет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой
характер.
Рассматривание натюрмортов со скрипкой (с. 114-115)
-Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую?
-Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках
скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает вдохновение.
-Это чувство пронизывает все картины (С.112-117)
Чтение рассказа об истории возникновения скрипки (с. 114) и стихотворения А. Толстого и А. Блока (с.
113)
-Скрипичную музыку этой эпохи я хочу предложить вам сейчас послушать
Слушание: «Чакона» И.С.Баха
-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её
исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и
аккомпанемента.
-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)
-Главный принцып развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.
Раскрытие понятия «чакона»: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в.,
оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона
распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится
балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.
Слушание: П Чайковский «Мелодия»
-Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её
волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом
аккомпанемента на фортепиано.
-В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются
элементы танцевальности.
-В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со
скрипкой.
-На протяжении всей пьесы - мажорный лад.
-«Мелодию» можно сравнить с картиной Жилинского «Альтист» (рисунок). Есть ли общие черты в музыке
и живописном полотоне? Что различает эти два художественных образа?
Слушание А. Шнитке «Concerto grosso №1»
«Concerto grosso №1» - большой концерт - произведение инструментального жанра, в котором чередуется и
противопоставляется звучание всего состава инструментов и группы солистов.
-Старинная это музыка или современная?
-Сравните это звучание с главной мелодии «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? (страстность,
взволнованность, драматизм)
-Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается
как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
-Что общего (или различного) можно найти при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?
(рисунок) (неподвижность картины отличается от наполненной энергией современных интонаций и ритмов
музыки)
3. Подготовка к усвоению нового материала.
-Известно ли вам, что такое портрет? (ответы учащихся)
-В каких видах искусства можно встретить портрет? (скульптура, живопись, литература, музыка)
4.Сообщение темы урока.
Сегодняшний урок мы посвятим портрету в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя
имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века Никколо
Паганини. Имя этого человека окутано легендами так же, как и история скрипки, с которой он не
расставался до самой смерти.
5. Изучение нового материала.
В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной кошки родился мальчик,
которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Особенно были красивы
его агатово-черные глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками.
Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини,
бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он любил на досуге играть на мандолине.
На этой почве у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки инструмент, она уходила подальше
от дома, чтобы не слышать многочасового монотонного бренчания, да и соседям его игра не
доставляла удовольствия.
Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа!
Ты в этом месте фальшивишь…» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но
что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает,
когда бьют колокола соседней церкви.
Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи,
сопляк, как надо здесь играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как
надо.
Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его
дара можно извлечь немалую выгоду. Поднатужившись, он купил для Никколо крохотную скрипочку.
Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на
природные данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой.
Много лет спустя Никколо напишет про «уроки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды
и голодом вынуждал удваивать страдания, так что мне пришлось много физически страдать, и это
сказывалось на моем здоровье». И это ещё мягко сказано! Истощенный каждодневными занятиями
музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли
его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился…
По прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него учителей
музыки. Но, кажется, они особо мальчику не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел
руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребенком.
Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения
чистоты формы…»Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких
скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе
скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими прекрасными
черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки.
Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег.
Кстати, до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка,
сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в
Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.
В возрасте одиннадцати лет Паганини дал свой первый публичный концерт. Люди были
потрясены его виртуозной игрой. Скоро Паганини признали самым искусным в мире скрипачом. Это
звание сохраняется за ним до сих пор.
Прошло несколько лет, и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. Начав игру, он
забывал про всё на свете, и вот тогда люди становились свидетелями ещё более удивительного явления:
Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился её частью, а она его.
Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из
скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру
музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и
неотразимое обаяние.
В жизни Паганини было много прозы. Он не ладил с отцом, который по-прежнему смотрел на
него как на источник доходов. Скрипач женился на красивой женщине, но в семейной жизни оказался
до слез несчастным человеком. Но самой главной проблемой музыканта стало здоровье. Его страстно
чувствовавшая душа и несравненный талант были заключены в хрупкую оболочку. Болезни (начиная с
того дня, когда его чуть не закопали в могилу живым) преследовали Никколо всю жизнь. В то время
когда ценители музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия, сам Паганини испытывал
адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки.
Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: он ощущал почки как два
раскаленных камня, вогнанных ему в спину. Но со сцены не уходил, и при этом в зале никто не знал,
что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания.
После долгого кризиса только в 1824 году Паганини объявил о концерте в Милане, рассеяв
распространяющиеся слухи о своей смерти, а к 1828 году он настолько окреп, что отправился в
концертную поездку, продолжавшуюся почти 7 лет.
Побывав за семь лет в Австрии, Чехии, Германии, Франции и Англии, Паганини вернулся в
Италию в довольно тяжелом состоянии. В последние полгода жизни он ослаб до такой степени, что не
мог держать смычок и лишь перебирал пальцами струны скрипки. По легенде, в момент смерти в
Ницце в 1840 году, он обнимал свой любимый инструмент. Епископ города не дал разрешение на
заупокойную мессу, а Римская курия запретила погребение Паганини в Италии, и только спустя
много лет его прах перевезли в итальянский город Парма.
Не находя объяснения экстраординарным исполнительским способностям Никколо Паганини,
современники подозревали его в сговоре с самим дьяволом.
Разнообразные легенды окружали многие моменты биографии гения. Одна из них гласила, что
его матери во сне явился ангел, предрекший её сыну судьбу гениального скрипача. Другая фантазия
была связана с тем, что Паганини совершенствовал свой талант, находясь в тюрьме, куда попал за
убийство своей любовницы. Там он и заключил сделку с дьяволом, посулившим ему славу и богатство.
Ореол таинственности окутывал даже скрипку, принадлежащую музыканту. По всей Италии и даже
по его родному городу Генуе проносились слухи, что Паганини убил свою жену, а позднее любовницу,
страстно обожавших его, и заключил их души в свою скрипку.
Всевозможные сплетни рождались из-за того, что Паганини поражал публику своим поистине
нечеловеческим талантом. Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна
ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика,
что доводила женщин до обморока, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то
сверхъестественным явлением.
На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам
птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь
двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая
скрипка, звучащая одновременно с первой.
Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный
музыкальный талант и трудолюбие музыканта.
Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося
в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».
Каприс» в переводе с французского прихоть, каприз).
Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса:
Слушание: Паганини. «Каприс № 24».
-Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение
«Каприс»? (ответы детей)
-Каприс №24 написан для скрипки соло. Выразительные возможности скрипки в сольном звучании
раскрываются особенно ярко.
Слушание: С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
-Здесь выделяется два образа. Первый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз
в новом виде - то легко и грациозно, то напористо и грозно. Исполнение этой темы переходит от оркестра к
фортепиано. Второй - лирический, построен на подлинно русской, песенной теме. Эта тема начинается
спокойно и безмятежно. Постепенно она набирает силу, звучит страстно, торжественно, как светлый гимн
красоте, человеку. В конце фрагмента звучание темы словно замирает.
Слушание: В. Лютославский «Вариации на тему Паганини»
-Главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Вторжение активных ритмов,
придающих музыке тревожность и суровость. Лирическое проведение темы Каприса №24 практически
отсутствует.
-Так, композитор по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса №24 Паганини, создав под влиянием
своего времени, напряженных ритмов жизни 20 века, ещё один вариант интерпретации классической
мелодии.
Слушание: В. Зинчук «Каприс №24. Н. Паганини». Рок-обработка (гитара)
-Как услышал и исполнил Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? (точное повторение мелодии
Каприса №24 солирующей гитарой)
-В рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, агрессивный
характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более
ускоряется. Возбужденный характер пьесы поддерживается жестким ритмом сопровождения, с выделением
ударных инструментов.
-Что же остается без изменений по сравнению с Каприсом Паганини? (форма вариаций)
6. Итог урока. Рефлексия.
О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини).
Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях скульпторы и художники.
Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передает настроение услышанной вами
музыки и почему? (ответы детей)
Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен.
Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей)
Что такое интерпретация?
Интерпретации, подобные тем, что вы услышали на уроке, представляют собой переложения
музыкальных произведений для других инструментов: фортепиано и оркестра, рок-группы. Фактически они
являются образом, портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали
каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и
исполнителями.
Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся
разгадать со временем хотя бы одну.
5. Домашнее задание: прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано
содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.
С. 112-117