Урок-викторина "Художественная культура классицизма" 11 класс
Урок-викторина по теме «Художественная культура классицизма»
в 11 классе
Вначале урока звучит музыка Моцарта. Учитель произносит строки:
(Ребята угадывают, что этот отрывок из А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и что
речь пойдет о классицизме)
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидро венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись…
Учащиеся делятся на 5 команд. Определяют название своих команд,
которые обязательно должны иметь связь со стилем «классицизм»:
1.Образцовые (т.к. в переводе слово «классицизм» означало «образцовый»).
2. Гармоничные (т.к. искусство классицизма стремилось отражать идеи
гармоничного устройства мира)
3. Просветители (т.к. целью великих, знаменитых людей, то есть
просветителей, было создание совершенного общества, где каждый человек
может достичь высокого общественного статуса)
4. Эстеты (т.к. классицизм формировал представление о высоком
эстетическом вкусе, призывал к сдержанности в проявлении чувств).
5. Разумные (так как во всех видах этого художественного направления было
заложено стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте)
Каждой команде даются 5 вопросов-заданий, на которые они должны
ответить. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Каждая команда
должна стремится ответить верно на все вопросы, чтобы получить оценку
«отлично». Вопросы учителем распределяются по основным 5 блокам,
связанным с художественной культурой классицизма.
Оформление доски:
Количе
ство
заданий
1 команда
«образцовые»
2 команда
«гармоничные»
3 команда
«просветители»
4 команда
«эстеты»
5 команда
«разумные»
1
2
3
4
5
всего
Вопросы по блоку № 1 «Классицизм в литературе»
1. Назовите автора и произведение, в котором были изложены основные принципы
классицизма (Н. Буало. Поэтическое искусство (1674 г.)
2. Назовите основные черты литературы классицизма (стремление поучать,
развлекая; иерархия литературных жанров; главное место отводится драме (действует
правило трех единств); характер персонажа строится на выделении одной
доминирующей черты); в центре – героическая и благовоспитанная личность, которая
стремится преодолеть собственные страсти)
3. Назовите отличительные черты литературы классицизма в России (имеет
дидактический характер, обличительный пафос, социально-критическую
направленность, связь с народным творчеством)
4. Кто явился автором теории трех стилей в России (М.В. Ломоносов –
автор теории трех стилей в России)
5. Назовите известных зарубежных писателей-классицистов (Мольер,
Корнель и др.)
Вопросы по блоку № 2 «Классицизм в архитектуре Западной Европы»
1.Назовите особенности архитектуры классицизма (Ориентация на
достижения Античности (на ордерную систему), строгая симметрия,
соразмерность частей, простые и ясные формы, предпочтение прямым
линиям и ненавязчивому декору, дворцово-парковые ансамбли, подчиненные
единому геометрическому плану).
2. О каком сооружении идет речь? Кто авторы строк?
«Была природа в парке этом
Как будто неживой
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой…
Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы»
«… Смелый гений везде сажал на трон смелое Искусство, а смиренную натуру,
как бедную невольницу подвергал к ногам его… Здесь на каждом шагу
Искусство пленяет взоры…»
(Речь идет о Версальском дворце, построенном в 1666-1680 гг. во Франции при
Людовике IV, автор стихотворения - французский писатель Виктор Гюго,
автор цитаты – русский писатель Н.М. Карамзин, который посетил Версаль в
1790 году и рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского
путешественника»).
3. Что символизировал собой Версальский дворец? В чем его особенность
как архитектурного сооружения ? (Этот дворец выражал идею рационально
устроенной картины мира. Аллеи парков воспринимаются как продолжение
залов дворца. Не только бассейны, но и деревья, кусты, газоны имеют
правильную геометрическую форму. Скульптуры как дворца, так и парка
призваны прославлять абсолютного монарха. Некоторые дорожки посыпаны
цветным песком или даже сверкающей на солнце фарфоровой крошкой)
4. Что означает слово «ампир»? Назовите особенности этого стиля (В
переводе с французского стиль ампир означает «империя». Особенность этого
стиля в том, что город являлся прежде всего объектом архитектурного
воздействия на человека, обращение к искусству Рима и Древнего Египта,
использование атрибутов римской военной истории (орлы, грифоны, урны,
венки, факелы и т.д., возводились здания, демонстрирующие императорское
величие и силу власти (Наполеона)).
5. Назовите архитектурные сооружения в стиле ампир (Площадь Согласия
в Париже, Площадь Бастилии в Париже, триумфальная арка в честь победы
при Аустерлице, колонна Великой Армии на Вандомской площади и др.)
Вопросы по блоку № 3 «Классицизм в архитектуре России»
1. О каком здании идет речь?. Кто автор этого архитектурного
сооружения? В чем проявился «классицизм» этого здания? «Пространное…
здание… Наружность его не блистает ни резьбою, не позолотами:..древний
изящный вкус – его достоинство; оно просто, но величественно» (Речь идет о
Таврической дворце в Петербурге, построенном архитектором И.Е. Старовым
в 1783-1789 гг. Строгий фасад, гладкие, почти лишенные украшений стены,
прямоугольные окна без наличников, строгий фасад, глубоким портиком с
высоким фронтоном).
2.Как называлось здание, ставшей визитной карточкой Петербурга? Кто
его автор? (Здание адмиралтейства, построенное в 1806-1823 архитектором
А.Д. Захаровым. Центром здания является башня с золоченым шпилем.
Кораблик, венчающий шпиль – символ столицы морской держав. Морские
нимфы, поддерживающие небесную сферу, являются символом русского
мореплавания, охватившего все океаны Земли)
3. Как называется храм в Петербурге, очень похожий на собор святого
Петра в Риме? Кто его автор? Каковы главные особенности здания?(Это
Казанский собор, построенный А.Н. Воронихиным в 1801-1811 гг.
Обязательным условием здания было возведение колоннады перед фасадом
Колонада состоит из 144 колонн.. Высокий купол соизмерен с размерами и
пропорциями всего здания. Удлиненные узкие окна.)
4. Кто из архитекторов Петербурга работал в стиле ампир? Назовите
здания, которые отражали величие побед России в Отечественной войне 1812
года (Архитектор К.И. Росси. Под его руководством был сооружены ансамбли
Дворцовой и Сенатской площадей (Здания министерств и арка главного
штаба)
5. В чем проявились особенности классицизма в архитектуре Москвы.
Назовите основные памятники, а также архитекторов московского классицизма
( Черты классицизма сочетались с древнерусскими мотивами, с готическими.
Архитекторы – В.И. Баженов «Дом Пашковых», М.Ф. Казаков «Сенатский
дворец», «Петровский дворец»)
.
Вопросы по блоку № 4 «Классицизм в изобразительном искусстве и
музыке»
1. Кто из художников говорил о своем творчестве такие слова: «Для меня
не существует мелочей, которыми можно пренебречь… Мое естество влечет
меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая
беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету. Назовите
особенности его творчества» (Это слова художника Н. Пуссена – одного из
ярких представителей классицизма, провозглашенных Французской академией)
(Особенности творчества Н. Пуссена: упорядоченность, гармония, четкость
форм; математически выверенная система организации пространства;
предпочтение героическим поступкам и деяниям; его герои – сильные, волевые
люди, обладающие высокими моральными качествами; создание обобщенных
образов, близких к канонам античной красоты).
2. Угадайте автора и название картины. Какие идеи лежат в основе
картины? (Н.Пуссен, название картины «Аркадские пастухи». В основе
картины лежит мысль о бренности земного существования и неизбежности
смерти. Причем, мысль о смерти воспринимается как неизбежное проявление
закономерности бытия).
3. Назовите памятник, ставший своеобразным символом Санкт-
Петербурга. Какова его историческая значимость и главные художественные
достоинства (Памятник Петру I (1768-1778). Он возвышается на Сенатской
площади Санкт Петербурга. Петр I показан дальновидным правителем,
прогрессивным преобразователем, сыгравшим решающую роль в исторической
судьбе России. Скульптор Фальконе смог добиться цельности и единства
между всадником, конем и пьедесталом. Пьедестал выполнен из цельной глыбы
и обработан в форме морской волны. Фигура коня опирается только на задние
ноги. Змея, попираемая конем не только олицетворяет зависть и коварство, но
и одновременно является дополнительной точкой опоры для тяжелой
бронзовой композиции).
4. Какой памятник принес этому скульптору особую известность и
воспринимается сегодня как один из символов столицы нашей Родины.
(Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (1804-1818). Скульптор
И.П. Мартос. Впервые памятник возводился не в честь государственных
деятелей, а в честь представителей русского общества, ставшими
воплощением гражданской доблести и патриотизма).
5. Кого из композиторов относят к композиторам классицизма. В чем их
главные достижения (Это композиторы Венской классической школы – Гайдн,
Моцарт, Бетховен. Гайдн – создатель классических симфоний,
инструментальной музыки, его музыка полна оптимизма, радости; Моцарт –
создатель жанра классического концерта, сочинитель симфонической музыку,
впервые в оперном искусстве он соединил комическое и драматическое начала;
Бетховен – мастер симфоний, его сонаты вошли в сокровищницу мировой
музыкальной культуры)
Вопросы по блоку № 5 «Неоклассицизм и академизм»
1. Назовите основоположника русской портретной скульптуры, о котором
говорили, что «мрамор в его руках превращался в пушистый мех и узорные
кружева, в тяжелый бархат и воздушный шелк» (Ф.И. Шубин)
2. Кто из художников, по словам Ж.Б. Мольера «вернул французскому
искусству вкус к героическому»? Назовите известные работы этого
художника. (Ж.Л. Давид «Клятва Горациев», «Смерть Давида», «Наполеон
при переходе через Сен-Бернар»)
3. Какой картине писатель А.С. Пушкин посвятил следующие строки:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон
Назовите автора и название работы (Карл Брюллов «Последний день Помпеи»)
4. Какую роль сыграла картина К.Брюллова в развитии культуры России?
(Мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила
пренебрежительное отношение к русским художникам, которое
существовало даже в самой России. Произведение Карла Брюллова было
доказательством самобытности национального художественного гения.
Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами).
5. Этой работе художник посвятил 20 лет. В ней он изобразил не только себя,
но и своего лучшего друга-писателя. Назовите автора и название картины.
(В.Иванов «Явление Христа народу»).
Подводятся учителем итоги верных ответов команд и выставляются оценки
за урок. Звучит музыка Бетховена. Учитель отмечает, что в творчестве этого
композитора появляются тенденции нового стиля - романтизм, о котором
пойдет речь на следующих уроках.
МХК - еще материалы к урокам:
- Проверочный тест "Социалистический реализм: глобальная политизация культуры 20-х - 30-х гг." 11 класс
- Организационно-содержательная карта учебного занятия "Культура крито - микенского периода" 10 класс
- Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
- Проверочный тест "Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека" 11 класс
- Презентация "Творчество художников-забайкальцев" 9 класс
- Конспект урока "Творчество художников-забайкальцев" 9 класс