Открытый урок "Художественная культура ХХ века: Сальвадор Дали" 10 класс

Яксина Наталия Александровна, учитель АНОО «Лицей «Ковчег-ХХ
Открытый урок
Тема: Художественная культура ХХ века: Сальвадор Дали.
Класс: 10
Цель урока: дать учащимся представление о творчестве С. Дали в контексте
художественной культуры ХХ века.
Задачи урока:
1) ознакомить школьников с культурным контекстом и жизненной конситуацией
творчества С. Дали;
2) совместно с учениками выявить отличительные особенности стиля С. Дали;
3) продолжить формирование умения проводить начальный анализ произведений
искусства в опоре на структурный анализ;
4) помочь школьникам освоить, личностно принять творчество С. Дали через
осознание себя как носителя коллективного бессознательного и достаточного
культурного опыта.
Средства обучения:
1) фотопортрет С. Дали, фотография Зала Мэй Уэст, репродукции картин «Постоянство
памяти», «Мадонна Порта-Льегат», «Гиперкубическое тело», «Тайная вечеря» (на
электронных носителях);
2) аудиозаписи произведений современных композиторов: А. Шенберг «Шесть маленьких
пьес для фортепиано» №1, Э.Л. Уэббер «Думай обо мне» (мюзикл «Призрак оперы»), А.
Брукнер «Ave Maria», Дж. Крамб цикл «Макрокосмос I» №4 «Crucificus», Э.Л. Уэббер
«Тайная вечеря» (рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»);
3) учебник МХК 11 класс (Л.Г. Емохонова);
4)компьютер, проектор, магнитофон.
Ход урока:
Учитель: Мы продолжаем изучение художественной культуры ХХ века.
Охарактеризуйте эту эпоху.
Школьники: ХХ век – эпоха великих достижений и роковых ошибок, катастроф и
кризисов, революций и войн.
У: Вспомните отличительную черту искусства ХХ века.
Ш: Отличительная черта искусства ХХ века разнообразие направлений. Это было
время экспериментов в сфере искусства. В области изобразительного искусства было
переосмысление отношения к цвету, рисунку, предметности, эмоциональности.
Один из самых ярких представителей ХХ века – Сальвадор Дали (1904-1989),
культовая фигура сюрреализма (фотография Сальвадора Дали).
Сюрреализм (дословный перевод с французского – сверхреализм) провозглашал
источником искусства сферу бессознательного: инстинкты, сновидения, галлюцинации.
«Сюрреализм это я», - заявил Сальвадор Дали. Художник огромного
дарования, исключительной гибкости манеры, позволяющей ему копировать и
подражать множеству великих старых мастеров, «создатель больших полотен и
массы рисунков, автор кинофильмов и либретто балетов, а также книг о себе
самом, безбожник и богохульник в прошлом, затем как будто бы правоверный
католик, человек с мировой славой, мультимиллионер, но всегда и во всем циник
и мистификатор» (Т. Каптерев). В его картинах «тяжелое повисает», «твердое
растекается», «мягкое костенеет», «прочное разрушается», «безжизненное оживает», а
живое гниет и превращается в прах. Исследователи отмечают два метода в его творчестве:
либо он вводит в абсолютно нереальный пейзаж, нереальную среду предметы нарочито
будничные, либо искажает знакомое и реальное до какого-то чудовищного образа.
Сальвадор Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому
принимался за холст сразу же после утреннего
пробуждения, когда мозг еще не полностью освободился от образов бессознательного.
Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать - с той же целью. По сути дела, его
метод соответствует одному из приемов психоанализа: имеется в виду записывание
сновидений как можно скорее после пробуждения. С одним из его творений все вы
познакомились еще в раннем детстве. Речь идет об обертке конфеты «Чупа-Чупс». Но это
юмористическое отступление. Сегодня мы обратимся к наиболее известным картинам не
только картинам) этого художника.
«Постоянство памяти». (демонстрация репродукции, звучание аудиозаписи А.
Шёнберг «Шесть маленьких пьес», №1).
«Постоянство памяти» - одна из самых узнаваемых картин Дали. В центре внимания
оказываются мягкие, плавящиеся и растекающиеся часы. Фоном служит безжизненный
пейзаж - пустынный берег скалистого залива. Одни часы растекаются по прямоугольному
ящику (возможно, символ своеобразного жертвенника), другие свисают с ветки мертвого
деревца (вероятно, своеобразная трактовка символа Мирового древа), третьи плавятся на
непонятном предмете - то ли кости, то ли сильно деформированном человеческом
лице. Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности
временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины
пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре.
Инсталляция «Зал Мэй Уэст» в Театре-музее С. Дали в Фигерасе. (демонстрация
репродукции, звучание аудиозаписи «Думай обо мне» из мюзикла «Призрак оперы» Э.Л.
Уэббера).
Инсталляция новая форма в искусстве ХХ века, композиция в пространстве,
составленная из готовых подручных средств. В комнате с наклоненным к зрителю полом
Дали поместил на чуть отклоненной назад стене две увеличенных фотографии с видами
Парижа. Между ними он установил камин с часами, вентиляторами и статуэткой Венеры.
Посреди комнаты, перед камином, он поместил красную софу в форме губ. Перед софой
параллельно стене он повесил огромный занавес, чуть раздвинутый и закрепленный по
обеим сторонам. Глядя на зал через уменьшающую линзу, зритель видит, что комната
преображается в женское лицо и воссоздает портрет актрисы. Фотографии становятся
глазами, камин носом, софа ртом, занавес локонами. Так как убранство комнаты
наводит на мысль о театральной сцене, то инсталляция не только удивляет портретным
сходством с Мэй Уэст, но и передает суть характера актрисы, чья жизнь сцена.
(Самостоятельная групповая работа. Школьники делятся на три группы, каждая
группа получает репродукцию одной картины: «Мадонна Порта-Льигат»,
«Гиперкубическое тело», «Тайная вечеря». Задание каждой группе: проанализировать
картину, выявить уже знакомые им по предыдущим занятиям архетипы, геометрические и
цветовые символы).
У: Подведем итоги вашей работы. (Представители от каждой группы анализируют
картины; учитель при необходимости задает наводящие вопросы и дополняет).
«Мадонна Порта-Льигат» (первая версия) (звучит аудиозапись «Ave Maria» А.
Брукнера).
В центральной части композиции изображена Мадонна, парящая в расколотой на
части арке. Она одета в монашеский наряд, а в центральной части образован проём, из
которого виден младенец Иисус. У него также изображён проём в груди, что символизирует
единение матери и ребёнка. Молитвенно сложенные руки Богоматери образующие
треугольник, прямоугольные проемы в телах Мадонны и Иисуса складываются в
узнаваемый символ божественного в человеческом, небесного в земном. Этот символ
усиливается символом креста, образованным сложенными пальцами и застежками одеяния
Мадонны. Фрагментарные, "взрывающиеся" изображения отражают характерный
художнику "ядерный мистицизм". Над фигурами витает раковина, обозначающая Святого
Иакова, а над головой Мадонны в воздухе застыло яйцо - символ возрождения после
смерти как провозвестник грядущей жертвы и воскрешения Христа. Отметим также
изображение рыбы - один из первых в истории символ христианства. Прямоугольное
основание парящей арки наводит на мысль о жертвеннике. Ясно читается и символ круга
как символ высшего божественного совершенства. Фоном служит морской пейзаж Порта-
Льигат. В колористическом решении картины выделим цвета огненного спектра как идею
восхождения: черный, синий, красный, золотой, белый и небесно-голубой.
В лике Богоматери прослеживаются черты любимой супруги художника Галы,
которую он старался изображать на многих своих полотнах. Использование внешности
Галы для изображения образа Богоматери критики расценили как цинизм, однако Дали не
собирался изменять своё решение. В 1949 году папа Пий XII благословил эту картину, а
Сальвадор Дали принёс её ему в дар.
«Гиперкубическое тело» (Дж. Крамб цикл «Макрокосмос I» №4 «Crucificus»).
В основе картины - повсеместно известный религиозный сюжет распятия
Христа. Художник представил крест для распятия в форме гиперкуба. Форма тела Иисуса
подчеркивает его страдания голова опрокинута назад, ноги вытянуты в струну, грудь
выгнута. Все мышцы его тела словно пронзенные зарядом тока, они предельно напряжены.
Это же напряжение пронизывается всю картину и передается зрителю. Геометрическая
форма куба с его четкими гранями и углами подчеркивает страдания Иисуса Христа, их
бесконечность и его безысходность. Фоном служит мрачный, холодный, безжизненный
пейзаж. Крест расположен свободно в пространстве. Иисус словно висит в воздухе в то
же время он прикован к гиперкубу. Иисус скован меж кубами спиной он прислонен к
кресту, со стороны груди четыре куба небольшого размера олицетворяют гвозди. Снизу на
страдания Иисуса с мукой и сочувствием смотрит женщина в бело-золотых одеяниях -
Мадонна, в которой опять же угадываются черты жены художника Галы. В центре
внимания символ креста и символ квадрата - жертвенник, крестная жертва и страдания
Христа.
Изображение Иисуса Христа на полотне Дали воплощение бездушия мира, его
жестокости и ненависти.
«Тайная вечеря». (звучи т аудиозапись Э.Л. Уэббер «Тайная вечеря» из рок-оперы
«Иисус Христос - суперзвезда»)
В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре
золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы.
Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь
купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Кстати, это вновь
пейзаж Порта-Льигат. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море.
Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам
идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину.
Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три
треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными
согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками
хлеба, треугольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом жертвенным
алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом,
небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры
двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с
раскинутыми руками – символ креста, предвестие скорого распятия Иисуса. Купол
составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут
пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной
геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и
небесного в земном?
В цветовом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол,
вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды
нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в
христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд
Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой
символизирует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в
одеждах апостолов символизирует чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька
красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует
жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета
есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и
тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесомую легкость
Иисуса.
Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую
очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность,
чистоту и святость.
Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания - сияющий,
озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия.
Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив
руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и
предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково
проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот,
любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.
У: На основании изученных сегодня произведений перечислим отличительные
черты творчества Сальвадора Дали. (Школьники называют отличительные черты, учитель
при необходимости задает наводящие вопросы и дополняет).
Домашнее задание: подобно Сальвадору Дали, нарисовать свой сон и
проанализировать рисунок, называя знакомые архетипы, геометрические и цветовые
символы.