План-конспект урока "Символизм и другие проявления модерна в русской живописи конца 19 - начала 20 века" 10 класс

План конспект урока МХК
Тема урока: Символизм и другие проявления модерна в русской живописи
конца 19 – начала 20 века.
Цель урока: раскрыть содержание понятия стиля «модерн» в приложении к русской
живописи этого периода; показать как проявился стиль «модерн» в творчестве
В. Борисова – Мусатова и М. Нестерова;
развивать художественно – творческое мышление; зрительную память;
воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: репродукции картин художников, входящих в творческое объединение
«Мир искусства», «МХК 11», журнал «Художественная галерея»: «Борисов –
Мусатов», репродукции картин М. Нестерова, книга «Модерн», портрет М. В.
Нестерова работы П. Д. Корина.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка ранее изученного иллюстративного материала. (Репродукции картин
художников, входящих в творческое объединение «Мир искусства» и скульптурных
работ)
III Сообщение темы и цели урока.
IV Изучение нового материала.
План:
1. Характеристика основных художественных направлений в русской живописи на
рубеже веков.
2. Творчество Виктора Борисова – Мусатова (1870 1905).
3. Творчество Михаила Нестерова (1862-1942).
Как лёд, наше бедное счастье растает.
Растает, как лёд, словно камень, утонет,
Держи, если можешь, - оно улетает,
Оно улетит, и никто не догонит.
Г. Иванов.
1. Характеристика основных художественных направлений в русской живописи на
рубеже веков.
Рубеж 19 20 веков для России окрашен в тревожный цвет: чувствовалось, что
наступают новые времена, несущие большие перемены во все сферы российской
действительности и, естественно, в искусство живописи тоже. Русская интеллигенция
понимала, что век буржуазного развития России не стал веком гармонии, напротив, он
разрушил красоту, ничего не давая взамен.
Неудивительно поэтому, что многие художники, творчество которых пришлось на
конец столетия, отвратили свой взор от прозы повседневности, обратив его к
художественной фантазии и историческому прошлому России, к мифологическим
сюжетам и значительным событиям, а также к человеческим лицам. Во всём этом они
находили пищу для размышления и материал для творчества.
Это вызвало к жизни рождение новой живописной художественной формы, что
проявилось в стиле «Модерн»
Формулировка: МОДЕРН (в переводе с латинского «новый», «современный»)-
синтетический стиль в искусстве конца 19 – начала 20 века, пытающийся обобщить
художественные традиции Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма
и романтизма.
Черты стиля:
Истина в искусстве. Эстетично всё – от проектирования зданий до
посуды и одежды.
Излюбленные мотивы творчества: морская волна, томные женские
фигуры с распущенными волосами, павлины, стрекозы, цветы.
Распространённые сюжеты: танец и поцелуй.
Характерно обращение к мифологическим персонажам, к аллегориям.
В это время пишет свои прекрасные портреты В. Серов, черпает вдохновение в
«Галантном веке», изображая маркиз в напудренных париках, В. Сомов, воссоздаёт в
своих рисунках Версаль, Петергоф А. Бенуа, как стиль и способ мышления утверждает
символизм в русской живописи М. Врубель.
Формулировка: СИМВОЛИЗМ- направление в искусстве конца 19 – начала 20 века,
особенностями которого являются многозначность образов, игра метафор и
ассоциаций. Мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого
мира видений и грёз.
Свою лепту привнесли в формирование новых принципов изображения жизни два
русских художника, живших на рубеже веков: Виктор Борисов-Мусатов и Михаил
Нестеров. Обратимся к краткой характеристике их творчества.
2. Творчество В. Борисова – Мусатова (1870 – 1905).
БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович - русский художник. Один из самых
значительных мастеров символизма в русской живописи.
Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова
(1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже.
Испытав влияние мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной
световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле
миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-
Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно»). Главным
мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом
красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы. Плавные,
«музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-
Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые
кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В
большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель,
добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.
От картины к картине («Гобелен»; «Водоем»; «Призраки») чувство «мира иного»
нарастает; в «Реквиеме», написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое
многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».
Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма
(«Куст орешника», «Осенняя песнь»). Он тяготеет к большому, монументальному стилю
настенной живописи, но все замыслы такого рода так и не удается осуществить в
архитектуре.
Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых
рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из
Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Поэтика усадебной жизни
наполнена у него предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.
Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема,
посвященного старой России.
Картины Борисова – Мусатова (журнал «Художественная галерея»)
«Мотив без слов»
«Гобелен»
«Призраки»
«Изумрудное ожерелье»
«Автопортрет с сестрой»
«Дама в голубом» (работа по картине : сравнение с работой К.Сомова)
«Реквием»
«ВОДОЁМ»
(Возможно дополнение «100 великих картин» с. 347, картина «Девочка с персиками»)
Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой
розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
3. Творчество Михаила Нестерова (1862-1942).
( Портрет М. В. Нестерова работы П. Д. Корина)
НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич - русский живописец. Выдающийся представитель
русского символизма и модерна, ведущий мастер религиозной живописи «серебряного
века», сумевший органически продолжить характерные линии своего стиля и в советский
период.
Выходец из купеческой семьи, получил высшее художественное образование в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его
наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии
художеств (1881-1884) у П. П. Чистякова. Был членом Товарищества передвижников.
Произведениям Нестерова изначально был свойственен национальный романтизм,
поэтика исторических перспектив, открывающихся порой за самым простым бытовым или
пейзажным мотивом. Если ранние его исторические образы решены еще в духе
обстоятельного и многословного бытописания передвижников («Избрание Михаила
Федоровича на царство»), то входя в творческую зрелость, он все чаще предпочитает
концентрировать поэтическое содержание в отдельных фигурах, исполненных
драматической силы («За приворотным зельем», «Пустынник»).
Религия и природа — эти темы, которые занимают в искусстве мастера центральное
место. Его постоянно вдохновляют национальные церковно-художественные древности,
но наряду с ними — пример французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в
особенности Ж. Бастьен-Лепаж). Написанное близ Абрамцево «Видение отроку
Варфоломею», производит сенсацию, явившись по сути манифестом символизма в
русской религиозной изобразительной традиции; на первый план в картине выходит не
догма, а человеческое переживание, причем атмосфера видения, чуда в равной мере
воплощена и в фигурах и в окружающем осеннем пейзаже.
«Видение отроку Варфоломею»
На рубеже веков художник получает все больше церковных заказов. По его эскизам
выполнены росписи Владимирского собора в Киеве, где Нестеров выступил прямым
продолжателем В. М. Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге.
Эти декоративные ансамбли — образцы не только православной эстетической
традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое
начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В. В.
Розанова, «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу». Причем еще
выразительней этот переход от догмы к настроению совершается в станковой живописи.
Исключительную роль, наряду с пейзажем с характерными тонкими березками, играет
портрет. Лучшие образы такого рода — портреты родных либо знакомых, близких по
духовным убеждениям людей ( «П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков», или «Философы»).
Человек у Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи;
образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит
печальная мелодика природы.
В картинах на религиозную тему художник все чаще стремится запечатлеть как бы
«всю Русь», чающую духовного обновления. Монашеская жизнь, аскеза в природной
глуши выглядит тем ядром, вокруг которого это обновление должно свершиться
(«Великий постриг», «Святая Русь»).
Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности,
Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет
исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно. С одной стороны, он
окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой — работает в условиях
строгой цензуры. Христианские сюжеты допускаются лишь на «экспортные» выставки,
даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935)
устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.
Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он
постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не
уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим
драматическим напряжением и образной сложностью. Люди искусства и науки
(«Скульптор И. Д. Шадр», «Хирург С. С. Юдин», «Скульптор В. И. Мухина»)
выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы, которая
продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему. В последние свои десятилетия
Нестеров много работает над воспоминаниями, которые впервые выходят отдельной
книгой (под названием «Давние дни») в год его смерти.
V Итог урока.
VI Домашнее задание: лекция, формулировки; «Аванта+» т. 7. ч. 2 стр.474-475, 485-488.
Самостоятельно законспектировать « В. Васнецов и стиль «модерн» в его творчестве».