Конспект урока "Западноевропейское искусство конца 19 века"

ТЕМА УРОКА: Западноевропейское искусство конца 19 века.
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Обучающая: Создать условия для формирования в учащихся
представления о Западноевропейском искусстве конца XIX века,
познакомить с направлениями живописи: импрессионизм, неоимпрессионизм,
постимпрессионизм, их особенностями, художниками, работающими в данных направлениях и их
произведениями.
2.Развивающая: Продолжить работу по развитию у учащихся
внимания, памяти, культуры речи, развивать познавательную активность учащихся, способность
мыслить, сравнивать, анализировать, развивать образно мышление.
3.Воспитательная: Создать условия для развития личности учащихся через
знакомство с западноевропейской культурой конца XIX века, воспитывать в учащихся интерес к
искусству, предмету история; развивать общую культуру учащихся
Вспомогательные средства: Музыкальный центр, мультимедийный пректор, экран, ПК.
ХОД УРОКА:
Этапы
урока
Приемы и методы учебной деятельности
Формы работы
учащихся
ЗУН
1. Органи
зацион
ный
момент
.
2.Повто
рение
3.Новый
материал
Организация дисциплинарного порядка.
Организация эмоционального настроя учащихся
Этот урок будет сопровождать музыка
новаторов музыкального искусства кон. XIX
века К. Дебюсси, Мориса Равеля и др.
а/ Работа с карточками ( задания на знания
терминов и персоналий ).
б/ Работа по вопросам:
- Какие художественные направления нач.XIX
века вы знаете?/ романтизм, реализм/
- Каковы особенности романтизма?
/ идеализация прошлого, особенно
средневековья, показ человека в экстремальных
ситуациях- бой, кораблекрушение; /
- Каких художников-романтиков вы знаете?
/ Жан Луи Давид, Т.еодор Жерико, Эжен
.Делакруа, Франсиско Гойя/
-Каковы особенности реализма?
/ попытка показать действительность без
прикрас. Показ бытовых сцен, жизнь средних и
низших слоёв /
- Каких художников- реалистов вы помните?
/Гюстав Курбе, Оноре Домье, Эдуард Мане,
Ф.Милле/
Сегодня мы продолжим изучать культуру
Западной Европы XIX века. И остановимся на
изучении одного направления культуры-
живописи, так как оно в то время было наиболее
значимым и самым ярким явлением в искусстве,
Прослушать
музыкальный
фрагмент
«Лунный свет на
террасе» К.
Дебюсси и др.
Индивидуальная
работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа. Беседа.
Развитие эмпатических
способностей учащихся
Развитие понятийного
аппарата, памяти.
Знание фактического
материала, умение
применять знания при
ответе на вопросы.
Умение использовать
логически связную
монологическую речь.
Умение сравнивать и
анализировать.
именно живопись проложила рубеж
между искусством Нового и Новейшего
времени, привела к дальнейшему развитию и
изменению живописи в начале XX века.
/Запишите тему урока в тетради/
П л а н урока:
Художественные направления живописи
2-ой половины XIX века:
1. Импрессионизм
2. Неоимпрессионизм
3. Постимпрессионизм
Цель урока:
Выяснить:
1. Каковы особенности новых
художественных стилей.
2. Кто является представителем
данного стиля в живописи.
3. Какой вклад внёс данный
представитель в мировую художественную
культуру.
Для того, чтобы лучше усвоить и
систематизировать материал
составьте в тетради таблицу:
Направле
ния
живописи
Особенно
сти
данного
направле
ния
Представ
ители
живописи
Произвед
ения
искусства
Импресси
онизм
Неоимпр
ессиониз
м
Постимп
рессиони
зм
/ у вас на столах лежит «Словарь образованного
человека», но в нём нет понятий новых
художественных стилей, которые мы будем
сегодня изучать, кто желает быть создателем
новых страниц словаря?/
1.Импрессионизм
Импрессионизм (от impression впечатление)
направление в искусстве, зародившееся во
Франции в конце XIX века. О зарождении этого
направления мы узнаем просмотрев
видеосюжет.
Наиболее выдающимися художниками-
импрессионистами являлись Клод Моне, Огюст
Самостоятельна
я работа
Индивидуальное
задание. Работа
с текстом
учебника,
просмотр
видеосюжета,
просмотр
презентаций
учащихся.
Самостоятельна
я работа.
Индивидуальное
задание.
Работа со
«Словарем
образованного
человека»
Работа с
таблицей.
Развитие внимания,
памяти, временных
представлений,
отработка понятийного
аппарата.
Развитие памяти,
внимания, умения
выделить главное в
тексте и других
источниках
информации . Развитие
понятийного аппарата.
Систематизация
знаний. Развитие
понятийного аппарата.
Развитие памяти,
внимания, умения
выделить главное в
различных видах
информации. Умение
систематизировать
знания.
Ренуар, Эдгар Дега.
С сообщением-презентацией о творчестве
этих художников выступят учащиеся.
Подведём небольшой итог: что мы записали в
«Словарь образованного человека»?
- Каковы особенности импрессионизма?
2. Неоимпрессионизм
Неоимпрессионизм течение в
живописи, возникшее во Франции около 1885г.
Крупнейшими представителями этого
направления являлись
Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Для передачи своего впечатления об
изображаемом объекте художники-
неоимпрессионисты прибегали к различным
оптическим эффектам, например, разлагая
сложные тона на чистые цвета. Они считали,
что разделение цвета на чистые тона и ритм
чётких линий могут раскрыть новые грани в
изображении обычных предметов.
Их теория основывалась не на опыте,
инстинкте, стихийности, как у
импрессионистов, а на научном объяснении
оптических явлений.
С появлением неоимпрессионистов мы
знакомимся с новым понятием пуантилизм.
Это связано с особенной техникой живописи
Жорж Сёра и Поль Синьяка, они использовали
особую техника наложения краски: мелкие
цветные точки или небольшие квадратные
мазки./ Рассмотрите репродукции картин этих
художников/.
Подведём небольшой итог: что мы записали в
«Словарь образованного человека»?
- Каковы особенности неоимпрессионизма?
Индивидуальная
работа
опережающего
характера.
Беседа.
Фронтальная
работа.
Беседа учителя.
Работа с
таблицей.
Беседа.
Фронтальная
работа.
Развитие памяти,
внимания, умения
выделить главное в
различных видах
информации. Умение
использовать
правильную
монологическую речь.
Развитие понятийного
аппарата, памяти, умение
применять знания при
ответе на вопросы.
Отработка понятийного
аппарата. Развитие
памяти, внимания,
умения выделить
главное в
различных видах
информации.
Умение
систематизировать
знания.
Развитие понятийного
аппарата, памяти, умение
применять знания при
ответе на вопросы.
3. Постимпрессионизм
Постимпрессионизм возникает в 80-х годах
XIX века. Художники этого направления не
придерживались не только зрительных
впечатлений, а стремились свободно и
обобщенно передавать материальность мира,
прибегали к декоративной стилизации. К этому
течению относят разнообразных и далёких друг
от друга художников./ найдите в учебнике на
стр.227-228 -кого относят к художникам-
постимпрессионистам?/
Они выступали
против « небрежной» техники
живописи импрессионизма.
Художники искали способы передать
материальную структуру вещей форму,
плотность, фактуру, цвет. Тщательно подбирая
цветовые соотношения, они нередко
подчёркивали контуры предметов резкой
линией, сознательно деформировали
изображаемое. Изображая человека,
живописецы нередко рассматривали его как
любой другой предмет, интересуясь лишь
передачей форм, словно это был не портрет, а
натюрморт или пейзаж. При этом внутренний
мир человека, его характер, настроение
отступали на второй план.
Итак, наиболее выдающимися художниками-
постимпрессионистами являлись: : П.Сезанн,
А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В.Ван-Гог и др.
С сообщением-презентацией о творчестве
этих художников выступят учащиеся.
Подведём небольшой итог: что мы записали в
«Словарь образованного человека»?
- Каковы особенности неоимпрессионизма?
Беседа.
Фронтальная
работа.
Работа с
учебником и
тетрадью.
Индивидуальная
работа.
Фронтальная
работа.
Индивидуальная
работа
опережающего
характера.
Беседа.
Фронтальная
работа.
Отработка понятийного
аппарата.
Развитие памяти,
внимания, умения
выделить главное в
различных видах
информации. Умение
использовать
правильную
монологическую речь.
Отработка понятийного
аппарата. Развитие
памяти, внимания,
умения выделить
главное в
различных видах
информации.
4.
Закрепл
ение.
Пришло время выяснить:
Что же мы узнали и запомнили на этом уроке.
А)Предлагаю создать свои маленькие галереи
художников, представителей различных
направлений живописи. От каждого ряда
вызываются по 2 человека и они должны
отобрать из различных репродукций только те,
что относятся их направлению и оформить
минивыставку.
Б) Получите итоговый проверочный тест.
В)Остальные учащиеся должны ответить на
вопросы поставленные перед ними вначале
урока: 1. Каковы особенности новых
художественных стилей.
2. Кто является представителем
данного стиля в живописи.
3. Какой вклад внёс данный
представитель в мировую художественную
культуру.
Выводы:
1.На этом уроке мы узнали, что самым ярким
явлением в искусстве XIX века является
живопись импрессионизма.
2. Импрессионизм и постимпрессионизм
положили рубеж между искусством Нового и
Новейшего времени.
3. Французские художники, ставшие
известными в 1860-1870-х годах, впервые
сумели передать в искусстве атмосферу
открытого воздуха, трепетную стихию цвета и
света. Ведущим принципом этого искусства
было правдивое отражение действительности.
4.Конец XIX века ознаменован произведениями
художников: К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара,
К.Писарро, А.Сислея, Ж.Сёра, П.Синьяка,
П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван-Гога идр.;
скульптора: О.Родена; музыкантов: К.Дебюси,
М.Ровеля.
Ребята, так что вы вынесли из этого урока?
Остались ли вы равнодушными к работам
художников конца XIX века или вам захотелось
увидеть работы этих авторов в подлиннике?
Какое впечатление осталось у вас от этого
урока? Представьте, что вы художники, какую
Гамму красок использовали бы вы, чтобы
нарисовать картинку своих впечатлений о
данном уроке?
Спасибо, ребята! Вы истинные продолжатели
импрессионистов и используете только светлые,
солнечные тона.
Групповая
работа.
Индивидуальная
работа.
Фронтальная
работа.
Рефлексия.
Систематизация и
анализ полученных
знаний.
5.Домаш
нее
задание.
Выставление оценок за урок. Запись в дневник
домашнего задания: §24, доделать таблицу.