Конспект урока "Романтический идеал и его воплощение в музыке" 11 класс

11 класс МХК под редакцией Емохоновой Л.Г.
Тема урока: РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В МУЗЫКЕ.
Конфликт между идеалом и моралью.
Франц Шуберт вокальный цикл «Зимний путь», Рихард Вагнер опера «Тангейзер», Гектор Берлиоз
«Фантастическая симфония», Иоганнес Брамс «Венгерский танец №1»
Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе
изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Предметные: формировать представление о романтическом идеале и его воплощении в музыке
19 века.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при
выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету.
Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление,
совершенствовать навык работы с информацией.
Планируемый результат:
- знать:
понятия - романтизм, фольклорность.
европейских композиторов-романтиков 19 века.
Оборудование: мультимедийное оборудование: компьютер с колонками, проектор,
раздаточный материал.
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.(Слушаем Брамса Иоганнеса
"Венгерский танец №5")
Тема урока. Постановка проблемы. Что такое романтизм?
Презентация проектов учеников о музыке и композиторах начала 19 века.
Делимся на группы и получаем задание:
МАЙСКАЯ НОЧЬ Альфред де Мюссе (1810 - 1857) перевод Всеволода Рождественского
Слова отчаянья прекрасней всех других,
И стих из слез живых — порой бессмертный
стих.
Как только пеликан, в полете утомленный,
Туманным вечером садится в тростниках,
Птенцы уже бегут на берег опененный,
Увидя издали знакомых крыл размах.
Предчувствуя еду, к отцу спешит вся стая,
Толкаясь и хрипя, зобами потрясая,
И дикой радости полны их голоса.
А он, хромающий, взбирается по скалам
И, выводок покрыв своим крылом усталым,—
Мечтательный рыбак, — глядит на небеса.
По капле кровь течет из раны растравленной.
Напрасно он нырял во глубине морской —
И океан был пуст, и тих был берег сонный.
Лишь сердце принести он мог птенцам домой.
Угрюм и молчалив, среди камней холодных,
Он, плотью собственной кормя детей
голодных,
Сгорает от любви, удерживая стон.
Терзает клювом грудь, закрыв глаза устало
На смертном пиршестве, в крови слабея алой,
Любовью, нежностью и страхом опьянен.
И вот, лишенный сил великим тем страданьем,
Медлительным своим измучен умираньем
И зная, что теперь не быть ему живым,
Он, крылья распахнув, отчаяньем томим,
Терзая клювом грудь, в безмолвие ночное
Такой звенящий крик шлет по глухим пескам,
Что птицы с берега взлетают быстрым роем
И путник, медленно бредущий над прибоем,
Почуяв чью-то смерть, взывает к небесам.
Вот назначение всех избранных поэтов!
О счастье петь другим, теряя кровь из ран,
И на пирах людских, средь музыки и света,
Их участь — умирать, как этот пеликан!
Когда они поют о тщетном упованье,
Тоске, забвении, несчастье и любви,
Концертом радости их песни не зови,—
Те страстные слова подобны шпаг сверканью:
Со свистом чертит круг стремительный клинок
И каплю крови вдруг роняет на песок.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЮ ПОЭТА-РОМАНТИКА А. ДЕ МЮССЕ:
Почему образ пеликана стал востребован в эпоху романтизма?
1. Обозначить грань между романтизмом и трагизмом.
Вопросы к музыкальным произведениям:
1. Романтизм Р. Вагнера в опере «Тангейзер». Анализ увертюры.
2. Фольклорность романтизма Иоганнеса Брамса в цикле «Венгерские танцы».
НАПИСАТЬ(СОЗДАТЬ В ЛЮБОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФОРМЕ) ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
РОМАНТИЗМА.
В процессе урока слушаем Р. Вагнера увертюру к опере "Тангейзер" и "Венгерские танцы"
Иоганнеса Брамса
РЕФЛЕКСИЯ (или что у нас получилось):
1 группа:
1. Романтизм в стихотворении во всех строках, но более ярко: «…мечтательный рыбак, - глядит на
небеса», а символом романтизма – пеликан (душа его), улетающий в небо.
2. Романтизм медленно перетекает в трагизм: «…о счастье петь другим, теряя кровь из ран, их
участь - умирать, как этот пеликан!»
Стихотворение:
1.
Чего мне больше хочется на свете?
Не знаю, сих желаний много у меня.
Быть может мне гулять при лунном свете?
Или при строгом романтизме декабря?
Игрушек просят маленькие дети,
Мне невдомек чего же хочу я,
О чем мечтать? Кого любить?
Ради кого, чего на этом свете жить?
Тихонько Гектора симфония-мечта,
Открылась дверь – и едко-сладкая агония
В душе моей теперь.
2.
Выхожу я на берег в Помпеях,
И смотрю, поражен в небеса…
Все пылает вокруг пламенея,
Но страшась, не сгораю я сам.
Всевышний кару проливает
На жизнь и плач людей,
А я лишь рядом наблюдаю
Смятенье всех страстей.
Великим мог бы быть тот город,
Но все сгорело в миг.
Пропали памятники, люди:
Сгорел помпейский лик.
Я видел все:
Все муки, страхи,
Всю боль и скорбь людей.
Я знаю: в жизни все сгорает –
Любовь, тоска и в сердце лед.
Но тот, кто в жизни не страдает,
Всю цену романтизма не поймет.
2 группа:
1. Романтизм – стремление к прекрасной мечте, к пересозданию реальности, культ сильных
страстей, чувств, нечеткость грани между искусством и реальностью.
2. Романтизму свойственны: возвышенность, переосмысление чего-то прекрасного и высокого.
В то время как трагизм, полный грустных эмоциональных красок, угнетает, стремится
показать все исключительно в мрачном свете, что бы это ни было. Разница в том, что
романтизм оставляет осадок мысли о высшем и идеальном. Трагизм оставляет лишь осадок
боли и страдания.
3. Огонь революции спалил идеалы
В грудь Просвещенья, вонзая кинжалы.
Справедливость исчезла, искусство иссякло,
Разум ослаб и сердце обмякло.
От жестокой реальности скрыться желая,
Творцы создают, романтизмом пылая.
Смешались полотна, музыка, опера.
Замерло все в ожидании оного.
Шуберт, Вагнер, Брамс, Берлиоз –
Певцы романтических камерных грез!
3 группа:
1. Романтизм – герой – сильная, неординарная натура, человек обуреваемый страстями, страстно
стремившийся к свободе, конфликт между героями и обществом, необычайно бурная природа,
исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
2. Трагический герой должен вызывать у зрителей чувство жалости и страха.
3. Как только вспыхнет буря страсти,
И «Зимний путь» в вокале прозвучит,
Мы будем видеть буйство страсти.
Летящий ангел в небо воспарит!
Быть может, с оперой «Тангейзер»
На нас обрушится восторг!
Взорвется мимолетный гейзер
И страсти перейдет порог.
4 группа:
3.
Стремление к духовности –
Мучительный разлад.
И арфа в звуках льется нежно,
Но все вдруг переходит в грустный лад.
Трагедия, внезапная тоска.
Слезами вмиг смешалась нежность,
И звук виолончели дивно плачет,
Стремление к мечте и есть мятежность.
НА ЭТОЙ ТВОРЧЕСКОЙ НОТЕ МЫ ЗАКОНЧИМ ПОД МУЗЫКУ Ф.ШУБЕРТА