Презентация "Мои театральные декорации"

Подписи к слайдам:

Открытый урок на тему:

«Мои театральные декорации»

Вид занятий: Тематическое рисование, декоративное рисование.

Тема урока: «Мои театральные декорации»

Цель урока: Приобщение учеников к миру театра, расширение кругозора.

Задачи урока:

Обучающие: совершенствование навыков тематического и декоративное рисования.

Развивающие: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.

Воспитательные: аккуратность; последовательность действий.

Оборудование:

для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти, баночка для воды.

для учителя: презентация, видеозапись с отрывком из оперы или балета, средство для демонстрации видеоматериала.

Наглядность: презентация и видеоматериал.

Методы: наглядный, педагогического рисования, педагогической поддержки.

План-конспект урока

Речь учителя:

Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным

миром театра, попробуем себя в роли художников-декораторов. И узнаем о том,

что такое декорации, для чего они нужны и как изготовляются.

Каждый и вас создаст свой неповторимый театральной образ, нарисовав эскиз

декораций к балету, опере или сказке, которую вы выберите сами.

История появления театральных декораций

 Первый театр появился в Древней Греции.  Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором (усиливавшим его голос). И женские и мужские роли в греческом театре исполняли мужчины.

Использование при представлениях разного рода масок и соответствующих поводу костюмов началось еще с давних времен. Позже, для театра стали применяться декорации, основной задачей которых было максимально имитировать то место, где в ходе пьесы развиваются основные события. Таким образом, данный ход был направлен на то, чтобы усилить впечатление от всего происходящего на сцене. Этот феномен берет свое начало еще со времен начала и развития театра в Древней Греции. Со временем театральные декорации, как и в принципе, театр в целом, пережили много периодов трансформаций. К примеру, в античные времена, все абсолютно декорации, где происходили действия представлений, были показаны зрителю с самого начала. Период Возрождения оставил свой отпечаток на технике использования декорации для сцены.

На тот момент огромную популярность приобретало использование декораций в виде холста, на котором были изображены или же площадь, или же улица. На фоне этого холста и проходило все действие пьесы. С увеличением спроса на театральные представления, стало необходимостью вносить разного рода усовершенствования, применяемая декорация, которая была единственным фоном в течение всего спектакля, быстро потеряла свою популярность. Зрители хотели большего и поэтому декорации стали сменять гораздо чаще. В этот же период, но только в Великобритании появляется новый вид театральных площадок, они более известны как «шекспировские». Основным их отличием была приверженность все тому же стилю, периода античности, а так же деление сцены на несколько отделов.

Ход урока:

1. Рассказ учащимся об истории, видах и способах изготовлении декораций.

Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д. Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое. Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.

Выделяют два вида декораций для театральных постановок:

жесткие и мягкие.

Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей.

В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается достаточно низкой ценой, а также широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.). Также при необходимости используются металлические конструкции. Например, широко применяются стальные и дюралюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков (как плоскостные, так и объёмные), лестницы и декорационные станки. В этом случае использование металла является практически единственной возможностью создания декорации. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.

Основные виды театральных декораций

МЯГКИЕ ДЕКОРАЦИИ.

К мягким декорациям относятся бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов -- тканей натурального и синтетического волокна, тюлей, сеток, синтетических пленок и т. д. Приемы пошивки и обработки мягких декораций зависят от их назначения, характера использования и требуемого внешнего вида.

Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.

Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены. Для изготовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы -- бархат и плюш.

При применении легких прозрачных тканей необходима плотная подкладка из суровой бязи, окрашенной в цвет основного материала.

Транспарантные задники -- задники с полупрозрачными частями, подсвечиваемые с обратной стороны, комбинируются из тканей различной плотности. Основное полотно сшивается из плотной непрозрачной ткани, в которой, согласно эскизу, делаются вырезы различной величины и формы.

Нашивные аппликации могут быть плоскими и рельефными. Методом аппликации добиваются не только эффекта пространственной глубины и объема деталей, но и большей игры отдельных элементов, достигаемой применением разнофактурных тканей.

Рельефные детали выполняются из поролона, оклеенного пропитанной огнезащитным составом тканью. Орнаменты исполняются нашивкой шнуров, веревок и пр.

Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.

Части декораций.

Последовательность изготовления декораций.

Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления — задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения.

На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали.

Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

К.А. Коровин «Эскиз декорации к опере «Виндзорские  кумушки» 1888

К.А. Коровин «Замок Гудала. Эскиз декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон» 1902

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

К.А. Коровин «Храм Танит. 1909. Эскиз декорации к балету А.Ф.Арендса Саламбо»

К.А. Коровин «Трапезная палата в доме Ивана Хованского. 1910»  балет Ц.Пуни «Конек-Горбунок»

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

К.А. Коровин Эскиз декорации. Морской пейзаж. (Рихард Вагнер, «Летучий голландец»). 1908

Александр Васильев. Декорациик постановке «Снегурочка»,

Римский-Корсаков Н. 1978

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

Александр Бенуа Эскиз декорации к «Петрушке» - сцена III, комната мавра.

Александр Бенуа Эскиз декорации для «Петрушки» - Сцена II, комната Петрушки.

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

Эскиз декорации к спектаклю Хрустальный башмачок. Тимонен (Полякова) Эйла Андреевна

Билибин И.Я. Эскиз к опере «Руслан и людмила» Замок Наины

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

Бенуа А.Н. Эскиз декорации к произведению "Идиот", Достоевского Ф.М.

Бенуа А.Н. Эскиз декорации к поэме Равеля "Вальс"

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

Баргулов Евгений Тимофеевич

Эскиз единой установки декораций. 1962 г.

2. Демонстрация наглядного материала.

Схемы, эскизы и фотографии декораций к различным спектаклям, балетам и операм.

Пензенский областной драматический театр

Спектакль «Спящая красавица» в Кремлевском Дворце

3. Просмотр отрывка из балета «Щелкунчик». Обсуждение впечатлений от увиденного.

4. Композиционные поиски.

5. Карандашный рисунок.

6. Работа в материале.

7. Подведение итого. Просмотр

Используемые ресурсы:

http://triada-theatrer.ru/istoriya-poyavleniya-teatralnyx-dekoracij.html

http://mrvov.ru/teatralnyie-dekoratsii-vidyi-i-osobennosti-sozdaniya/ © Студия текстильной печати Мистер Вов

https://studwood.ru/575283/kulturologiya/vidy_dekoratsiy_tehnika_sozdaniya

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/198-teatralnaya-jivopis.html

https://artchive.ru/news/3038~Predstavlen_elektronnyj_arkhiv_Bolshogo_teatra_Korovin_Vasnetsov_i_drugie

http://www.artmuseum.ru/museumexpo/9f11e4ec-cf0b-448f-bcb0-8f0943e02939?page=1237

http://www.ruscircus.ru/spyawaya_krasavica_723

http://www.xurma.ru/kak-sozdaetsya-teatralnaya-dekoraciya/

http://www.art-catalog.ru

Презентация подготовлена преподавателем Налбандян М.Р.

для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.