Проект "Театральные куклы" 9 класс
Министерство образования РФ
Министерство образования, культуры и спорта Калужской
области
Управление образования г. Калуги
МОУ «Лицей №48» г. Калуги
ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Номинация:
декоративно-прикладное творчество
Исполнитель: ученица 9 «А» класса
Маас Виктория
Руководитель: учитель технологии
Ларькова Галина Владимировна
Калуга, 2007
2
Содержание:
Введение
Выбор и обоснование проект….…………………………………………………4
Цели и задачи.….…………………………………………………………………...4
Разделы программ, необходимые при выполнении проекта…………….4
Области знаний, используемые при выполнении проекта……………....5
Организационно-подготовительный этап
Основные проблемы выполнения проекта….…………………………….......6
Назначение и область применения…………………….…………………........6
Критерии, которым должен удовлетворять проект……….…………......7
Выявление основных параметров и ограничений …………….………........7
Возможные варианты моделей……………………………………..….............8
Выбор модели ………………………………………………………..……….......10
Оценка возможностей……………………………………………………….......14
Выбор материалов…………………………………………………………........16
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений…......................16
Предварительные экономические расчёты………………………..............17
Ожидаемый результат……………………………………………………........17
Технологический этап
План работы………………………………………………………………….......19
Технология изготовления голов театральных кукол в технике папье-
маше…………………………………………………………………………...........19
Технология изготовления одежды для театральной куклы………........21
Организация рабочего места и санитарно-гигиенические
требования………………………………………………………………………...24
Правила техники безопасности при выполнении ручных,
машинных и влажно-тепловых работ………………………………………..24
Заключительный этап
Экономические расчёты…………………………………………………….......27
Экологические проблемы……………………………………………………......29
Самооценка и эстетическая оценка изделия…………………………........30
Подведение итогов…………………………………………………………........31
3
Реклама………………………………………………………………………….....31
Описание готового результата………………………………………….......33
Используемая литература……………………………………………………...34
Приложение
Об истории кукольных театров
Выкройки
Фотографии изделий
Сценарий кукольного спектакля
Рецензии
4
ВВЕДЕНИЕ
Выбор и обоснование проекта
Я с нетерпением ждала нового учебного года, потому что смогу
посещать занятия рукоделия.
На этот кружок я хожу уже четвёртый год. На одном из занятий я
узнала, что для библиотеки, недавно открывшейся в нашем микрорайоне,
понадобились самодельные куклы для кукольного театра. Ведь нашу
библиотеку посещает много малышей, которым интересно читать
различные сказки. А сказки отличаются яркими красочными,
запоминающимися персонажами, актуальными в современной жизни.
Благодаря кукольному театру дети ещё больше заинтересуются
книгами, ведь прочитав сказку, им интересно увидеть героев. Также
есть дети, которые ещё не умеют читать, а кукольный театр лишь
расширит их кругозор.
Я решила оказать посильную помощь, ведь я окончила
художественную школу, умею рисовать, лепить.
Узнав, какие персонажи нужны, я приступила к выполнению
задуманного. Меня поддержали другие учащиеся: мальчик сделал сцену,
девочки ее украсили. А младшие девочки подготовили первое
выступление нового кукольного театра. Нашей библиотеке
понадобились сказочные персонажи: Мальвина, Буратино, Незнайка,
Леший, Баба-Яга, Домовёнок. Вот их я и буду делать.
Цели и задачи
Оценить свои возможности в творческой деятельности.
Разработать проект.
Изготовить театральных кукол.
Углубить знания по материаловедению и машиноведению.
Приобрести новые знания, умения и навыки.
Оценить проделанную работу.
5
Разделы программ, необходимые при выполнении
проекта
Материаловедение.
Машиноведение.
Художественная обработка материалов.
Технологическая последовательность обработки изделия.
Экономика, предпринимательство.
Области знаний, используемые при выполнении
проекта
Русский язык.
Безопасность жизнедеятельности.
История кукольного театра.
Математика.
Материаловедение.
Машиноведение.
Профориентация.
Рисование.
Технология.
Цветоведение.
Черчение.
Эстетика.
Экология.
Экономика.
6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Основные проблемы выполнения проекта
Для того чтобы не упустить ничего важного в проекте, я
составлю схему.
Схема №1
Эта схема поможет мне успешнее справиться с поставленной задачей.
Назначение и область применения
Театральные куклы я сделаю для нашей библиотеки. Игрушки
будут служить для лучшего усвоения прочитанного, и так же помогут
сотрудникам библиотеки привлечь к чтению как можно больше детишек.
Этими куклами можно будет пользоваться в любое время: и при
постановке спектаклей, и при проведении других мероприятий.
Охрана труда
Себестоимость
Назначение
Отделка
Возможности
Инструменты
Реклама
Модели
Время изготовления
Потребность
Материалы
История
Экология
Технология изготовления
Оборудование
Приспособления
Театральные
куклы
7
Критерии, которым должны соответствовать куклы
Куклы должны быть:
недорогие;
из доступных материалов;
аккуратные;
удобные в использовании;
узнаваемые;
несложные в изготовлении.
Выявление основных параметров и ограничений
Мои изделия должны быть красивыми и аккуратно выполненными,
изысканными и неповторимыми, т.е. отличаться от тех, которые
можно приобрести в магазинах. Обязательное условие: все куклы должны
сочетаться между собой, должны быть выполнены в одном стиле и,
конечно же, быть узнаваемые и похожие на своих персонажей.
Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе
работы. Они должны иметь низкую себестоимость, быть
качественными.
Я постараюсь воплотить все требования и надеюсь, что
театральные куклы понравятся работникам библиотеки и еще долго
послужат.
Возможные варианты
Возможные модели куклы
По способу управления куклы делятся на два основных вида:
верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми актер-кукловод управляет
снизу, из-за ширмы, и зритель его не видит.
Напольные находятся ниже актера, прямо на полу. Актер
находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей.
8
К верховым куклам относятся перчаточные («петрушки») и
тростевые; к напольным — марионетки и большие напольные куклы.
Таблица№1
Вариант №1
Марионетка – так называют кукол на
ниточках, а также кукол на одном
металлическом штыре, прикрепленным к
голове. Суставы вытачиваются на
токарном станке или вырезаются острым
ножом из мягких пород дерева, между собой
скрепляются проволокой или ремешками.
Голову крепят к корпусу на прочной верёвке,
чтобы она была легкоподвижной. После
сборки куклу подвешивают к деревянной
крестовине, при помощи которой кукла
приводится в движение.
Вариант №2
Перчаточная кукла - её внутреннее
устройство напоминает трёхпалую
перчатку, которую актёр-кукловод надевает
на руку, вставляя указательный палец в
голову куклы, а большой и средний — в ручки
куклы. Таким образом, правая рука
исполнителя спрятана в костюме куклы.
Движение пальцев кукловода становится
движением головы и ручек куклы.
Вариант №3
Плоская картонная кукла
театра теней.
9
Способы изготовления головы
Таблица №2
Вариант №1
Сделать голову из папье-маше.
Изготовление нужной формы при
помощи пластилина или глины, кусочков
газеты, воды и клея ПВА
Вариант №2
Изготовление головы из ткани и ваты
(синтепона). Путём набивания ватой
создаётся нужная форма
Вариант №4
Тростевые куклы сложнее по конструкции, но
это и дает им большие пластические
возможности. Благодаря подвижности их
головы, рта, глаз, спектакль может быть
насыщен трюками и находками. Основу
тростевых кукол составляет деревянная
конструкция. К позвоночнику куклы - гапиту -
крепятся плечи, к плечам – суставы рук.
Второй рукой проволочными тростями
приводит в движение руки куклы.
10
Вариант №3
Взять пластмассовые или резиновые
головы от старых игрушек
Вариант №4
Связать голову из ниток крючком
Выбор модели театральной куклы
Таблица№3
№ варианта
Что устраивает
Что не устраивает
№1
Марионетка
Достаточно прочная
конструкция, интересна в
исполнении.
Тяжела в управлении.
№2
Перчаточная
кукла
Удобна в управлении, легкая по
весу, можно пользоваться сразу
двумя куклами. Нетрудная
в изготовлении. Удобна и
практична.
_______
№3
Картонная
кукла
Самая простая в изготовлении
Ограничена в
движениях, больше
подходит для
театра теней, когда
достаточно контура
персонажа.
11
№4
Тростевая
кукла
Благодаря подвижности их
головы, рта, глаз, спектакль
может быть насыщен
интересными трюками и
находками.
Тяжёлая по весу,
неудобна в
управлении,
занимает сразу две
руки.
Для работы с детьми удобнее перчаточная кукла («петрушка»).
Это кукла больших возможностей. Она легко «берет» своими ручками
предметы, может взять карандаш, ручку, может поставить отметку,
может передавать предметы.
«Петрушка» может драться, защищаться, схватить палку или
дубинку; взять стакан, напиться, поставить его на стол; взбить
подушку, подмести пол — в общем, быть самым необходимым
послушным актером, который делает все, что хочет кукловод.
Поэтому разыгрывать спектакли или сценки гораздо удобнее с
перчаточными куклами («петрушками»).
Рис.1
Проанализировав таблицу №3, я решила, что мне полностью
подходит вариант №2 — перчаточная кукла.
12
Выбор способа изготовления головы
Таблица №4
№
варианта
Что устраивает
Что не устраивает
№1
Папье-маше
Очень интересная техника,
легка в своём изготовлении.
Можно полностью придать
форму того или иного
персонажа. Лёгкая по весу.
_________
№2
Набивная
Быстрая в изготовлении,
лёгкая по весу.
Не получается нужная
форма, узнаваемый
персонаж. Не
долговечна.
№3
Готовая
Ничего изготавливать не
нужно.
Тяжеловата по весу.
Тяжело найти нужного
персонажа.
№4
Вязаная
Можно сделать узнаваемый
персонаж.
Я недостаточно хорошо
вяжу крючком, чтобы
без описания связать
голову нужного
персонажа.
13
Проанализировав таблицу №4, я решила, что самый оптимальный
вариант №1 — изготовление головы в технике папье-маше.
Итак, решено, головы буду делать в технике папье-маше, а
туловище будет в виде перчатки на руку.
Дизайн-анализ кукол на руку
Я поискала рисунки тех персонажей, которые мне предстоит
изготовить, чтобы представить себе их образ. А затем стала
продумывать обо всех необходимых материалах.
Таблица №5
Баба Яга
Леший
Незнайка
14
Оценка возможностей
Интеллектуальные возможности
Теперь необходимо посмотреть, смогу ли я выполнить этот
проект, не переоценила ли я свои возможности.
Самое трудное — это головы персонажей. Я никогда раньше не
делала ничего в технике папье-маше.
Проанализировав таблицу №5, я думаю, что смогу справиться с
работой. Я уже многое умею делать, а то, что я не делала, постараюсь
освоить.
Таблица №6
Домовёнок
Буратино
Мальвина
15
Я знаю
Я хочу узнать
Где узнать?
1) Как изготавливать
выкройки.
2) Как обрабатывать срезы
изделий.
3) Как проводить влажно-
тепловую обработку.
4) Как расписывать лица кукол.
1) Как выполнять
обработку срезов на
оверлоке.
2) Как делать
головы в технике
папье-маше.
1) У учителя
технологии.
2) Из учебных
пособий.
3) Из
Интернета.
4) У родных и
знакомых.
Финансовые возможности
Для изготовления проекта мне необходимы материалы, а для их
покупки требуется определённая сумма денег. Где же их взять?
Рассмотрим возможные варианты:
1) Попросить у родителей.
2) Занять у друзей.
3) Заработать.
4) Взять из копилки.
Работать я ещё не могу в связи с возрастом, копилки у меня нет, а
у друзей не хочу просить, поэтому я попрошу денег у родителей. Думаю,
они мне не откажутся помочь. К тому же, думаю, денег мне понадобится
немного. В нашем школьном кабинете технологии чего только не
найдешь!
Материальные возможности
Таблица №7
У меня есть
Надо купить
Газеты, краски, пластилин, ткань,
нитки
Клей «ПВА»
16
Выбор материалов
Для изготовления «перчаток» я использую старые лоскуты и
ненужные вещи.
Виды используемых тканей:
х/б ткань,
шерсть,
шелк.
Нитки для шитья:
лавсановые,
хлопчатобумажные,
армированные.
Я выбираю лавсановые, так как они прочные и удобные для шитья.
А цвет ниток для пошива изделий я подберу в тон каждой из
тканей.
Еще мне понадобятся кружева, шитье, капроновые ленты, картон,
бумажный и синтетический шпагат, немного пряжи для отделки
костюмов и голов кукол.
Выбор инструментов и оборудования
Для работы мне понадобятся инструменты:
игла,
ножницы,
булавки,
кисти,
вспарыватель,
канцелярский нож,
линейка,
миска,
портной мел.
Также мне понадобится следующее оборудование:
швейная машина,
утюг,
оверлок,
гладильная доска.
17
Предварительные экономические расчёты
Данные расчёты необходимы, чтобы выяснить, стоит ли самой
делать изделия, или же будет выгоднее купить их в магазине.
Таблица №8
№
п/п
Наименование
материала
Единица
измерения
Цена за
единицу
измерения
(руб.)
Кол-во
Стоимость
(руб.)
1
клей
шт.
11,5 руб.
3 шт.
34,5
Итого: 34,5 руб.
Я посмотрела, сколько стоят подобные изделия в магазине.
Покупка нужных кукол обошлась бы библиотеке в 550 рублей (90-95
рублей за шт.).
Эти куклы из разных сказок. По отдельности их не купишь.
Библиотеке придется покупать несколько наборов кукольных театров. А
стоят они дорого. Я приняла правильное решение о том, чтобы сделать
кукол самой.
Ожидаемый результат
Таблица № 9
Буратино
Голова округлой формы, шапочка с
бубенчиком, костюм состоит из
двух частей: верх - клетчатый
(бело-синий), низ - синий.
18
Незнайка
Рыжие волосы, синяя шляпка на
голове. Костюм из двух частей:
верхняя (рубашка) - ярко-
оранжевая; низ (брюки) – синие.
Мальвина
Голубые волосы. На голове бант.
Платье синего цвета с отделкой
белыми кружевами,
На платье надета юбка – клёш,
нижний срез которой обработан
белой тесьмой.
Баба-Яга
На седой голове - платок.
Одежда выполнена в тёплых
тонах. Так же состоит из двух
частей, на нижней части
старенький передничек. Ткань
немного состаренная, с
нашитыми заплатами для более
завершённого образа.
19
Леший
Волосы тёмные, растрёпаны в
разные стороны. Костюм
выполнен в тёмных тонах.
Домовой
Рубашка красная, низ костюма
светло-коричнево цвета с
небольшим оттенком серого.
Волосы растрёпаны,
выполняются из верёвок.
20
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
План работы
1. Подготовка инструментов, приспособлений и материалов
2. Изготовление голов театральных кукол
3. Изготовление одежды
4. Окончательная отделка
Технология изготовления голов театральных кукол
в технике папье-маше
Таблица №10
№
п/п
Эскиз
Описание работы
Время
Инструменты,
материалы
1.
Изготовить заготовки
формы головы персонажа
30-50
мин
Пластилин
2.
Нарвать небольшие
кусочки газеты (примерно
2 кв. см) и замочить в
миске с тёплой водой
10-15
мин
Миска,
газета
3.
Смазать пластилиновую
заготовку вазелином
1-3
мин
Вазелин
4.
Наложить кусочки газеты
на пластилиновую
заготовку, смазанную
вазелином
10-15
мин
Газета
21
5.
Смазать клеем ПВА
мокрые кусочки газеты на
пластилиновой заготовке
и обложить следующим
слоем мокрых кусочков
газет (повторить 4-5
раза); последним должен
быть слой клея
15-20
мин
Газета,
клей ПВА
6.
Оставить просыхать
заготовку на сутки
—
7.
Высохшую форму
отделить от
пластилиновой заготовки,
разрезав вертикально
пополам
5-10
мин
Канцелярский
нож
8.
Склеить две детали
головы кусочками газеты,
просушить
10-20
мин
Газета,
клей ПВА
9.
Покрыть высохшую
заготовку головы первым
слоем гуаши белого цвета
5-10
мин
Гуашь,
кисть
10.
Просушенную заготовку
покрываю следующим
слоем гуаши нужного тона
и хорошо просушиваем
5-10
мин
Гуашь,
кисть
11.
Прорисовываю части лица
30-40
мин
Гуашь,
кисть
22
12.
Придаю окончательный
образ голове (приклеиваю
волосы, нужные украшения
и т. п)
30-40
мин
Ножницы,
клей ПВА,
шнур
Технология изготовления костюмов
для театральных кукол
Таблица №11
№
п/п
Эскиз
Описание работы
Время
Инструменты,
материалы
1.
Продекатировать кусочки
ткани
10-12
мин
Утюг,
пульвериза-
тор
2.
Разложить детали
выкройки на кусочках
ткани, сколоть булавками
15-20
мин
Булавки
3.
Обвести выкройку по
контуру, сделать
необходимые прибавки
30-40
мин
Обмылок,
карандаш,
линейка
4.
Вырезать детали
15-20
мин
Ножницы
5.
Детали сметать,
стачать
1-2
мин
Игла,
швейная
машина,
ножницы
23
6.
Удалить нитки
сметывания, обработать
срезы
1-2
мин
Ножницы,
оверлок
7.
Обработать нижние срезы
костюмов швом вподгибку
с закрытым срезом
1-2
мин
Ножницы,
оверлок,
швейная
машина
8.
Обработать верхний срез
костюма швом вподгибку с
открытым и закрытым
срезами (см. п.7)
5-7
мин
Ножницы,
оверлок,
швейная
машина
9.
Вдеть резинку в горловину
костюмов
2-4
мин
Булавка,
иголка,
ножницы
Время указано для выполнения одного костюма
24
Организация рабочего места и санитарно-
гигиенические требования
Рабочее место при пошиве изделий делится на три зоны:
стол с инструментами, приспособлениями и материалами;
швейная машина;
утюжильная доска с утюгом.
Особое внимание следует уделить рабочему столу:
рабочее место не должно быть загромождено;
удобно, когда инструменты и приспособления располагаются по
правую руку от работающего, а материалы—по левую;
инструменты следует хранить в рабочей коробке;
перед работой желательно мыть руки.
Необходимо соблюдать следующие правила посадки при работе на
швейной машине:
необходимо сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка
наклонив корпус и голову вперёд;
стул должен стоять против иглы машины;
расстояние между работающим и столом должно составлять 10-15
см;
расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-
40 см;
кисти рук располагаются на платформе машины, локти – на одном
уровне со столом;
спина должна упираться в спинку стула, ноги - всей ступней на пол.
При работе на швейной машине рабочее место должно быть
хорошо освещено: свет должен падать с левой стороны.
В процессе изготовления швейного изделия значительное место
занимает влажно-тепловая обработка:
операции влажно-тепловой обработки выполняются стоя;
расстояние от обрабатываемого предмета до глаз должно быть 35-
45 см.
25
На рабочем месте должны находиться только те предметы,
которые нужны для выполнения данной технологической операции.
По окончании необходимо провести тщательную уборку рабочего места.
Правила техники безопасности
при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых
работ
Необходимо соблюдать правила при работе с иглой, булавками
и ножницами:
иглы и булавки хранить в подушечках или игольнице;
шить с наперстком;
сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для
этого коробку;
ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке;
класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
передавая, держать ножницы за сомкнутые лезвия.
При работе с утюгом следует быть очень осторожным:
нужно проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а
не за шнур;
ставить утюг на огнеупорную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не
перегревался;
следить за правильной установкой положения терморегулятора;
использовать для увлажнения ткани пульверизатор;
отключать после работы утюг.
При работе на швейной машине необходимо соблюдать
правила безопасной работы:
волосы спрятать под косынку;
на машину не класть посторонние предметы;
перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок и игл;
26
не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям
машины;
перед работой проверить исправность шнура;
при включении электродвигателя машины в электрическую сеть и
выключении браться только за корпус вилки шнура;
нажимать на пускорегулирующую педаль плавно, без рывков.
27
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчёты
Нужно определить себестоимость изделий (С) с помощью
формулы:
С= М
з
+А
о
+Р
оп
+З
пр
, где:
М
з
- материальные затраты,
А
о
- амортизационные отчисления,
Р
оп
- расходы на оплату труда,
З
пр.
- затраты прочие.
Определим материальные затраты:
Таблица №12
Вывод: материальные затраты составили 34,5 руб.
Определим амортизационные отчисления:
А
о
=А
ин
+ А
об,
где:
А
ин
- амортизация инструментов
А
об
- амортизация оборудования
Рассчитаем амортизацию инструментов:
А
ин
= С
о
× Н
о
:100 , где:
Н
о
- норма амортизированных отчислений, в %
С
о
- стоимость основных фондов, в руб.
Норма амортизированных отчислений составляет 10% от их
стоимости.
Ножницы: 20 руб. × 10% : 100 = 2 руб.
№
п/п
Наименование
материала
Единица
измерения
Цена за
единицу
измерения
(руб.)
Кол-во
Стоимость
(руб.)
1
клей
шт.
11,5 руб.
3 шт.
34,5
Итого: 34,5 руб.
28
Канцелярский нож: 30 руб. × 10% : 100 = 3 руб.
Полное списание инструмента производится через 2 года (24
месяца).
Амортизационные отчисления за один месяц будут составлять:
А
ин
= 5 руб.: 24 = 0,21 руб.
Амортизационные отчисления за один день будут составлять:
А
ин
= 0,21 руб.: 24 (рабочих дня) = 0,01 руб.
Вывод: расход на амортизацию инструментов составляет 0,01 руб. в
день.
Рассчитаем амортизацию оборудования:
А
об
= (С
о
× В
раб
) : (С
сл
× 365 дней × 24 часа), где
В
раб
- время рабочее, ч.
С
о
– срок службы, лет
Электроутюг: А
об
= (1500 руб.× 0,5 ч.) : ( 10 лет× 365 дней × 24 ч.) = 0,01
Швейная машина: А
об
=(3000 руб.× 3 ч.) : ( 20 лет × 365 дней× 24 ч)=0,05
Оверлок: А
об
= (2000 руб. × 0,5 ч.) : ( 20 лет × 365 дней × 24 ч.) = 0,01
Вывод: расходы на амортизацию оборудования составил 0,07 руб.
Амортизационные отчисления:
А
о
= 0,01 + 0,07 = 0,08 руб.
Определим расходы на оплату труда:
Р
оп
= З
п
: 24 : 2,5 ч. × В
раб
, где:
З
п
- заработная плата подростка за месяц, руб.
В
раб
– время рабочее, ч.
Р
оп
= 2300 : 24 дня : 2,5 ч. × 10 ч = 383,33 руб.
Вывод: расходы на оплату труда составили 383,33 руб.
Определим затраты прочие:
З
пр
= Э
з
+ Т
рас
, где
Э
з
– энергетические затраты, руб.
Т
рас
– транспортные расходы, руб.
Рассчитаем энергетические затраты:
Э
з
= N × В
раб
× Т
быт
, где :
N – мощность источника, кВт.
29
В
раб
- время работы, ч.
Т
быт
- тариф бытовой, руб.
Энергетические затраты:
Таблица №13
Энергетические затраты составили: 3,03 руб.
Транспортные расходы составили: 0 руб. (т.к у меня проездной).
Вывод: затраты прочие составили 3,03 руб.
Полная себестоимость кукол:
С = 34,5 руб. + 0,08 руб. + 383,33 руб. + 3,03 руб. = 420,94 руб.
Для комплекта из 6 персонажей это совсем недорого. А чистая
прибыль около четырехсот рублей.
Экологическое обоснование
Мои изделия выполнены из экологически чистых материалов. Клей
и краски на водной основе. Оставшиеся кусочки ткани и ниток в ходе
работы я собирала в отдельную коробочку, так как они мне ещё могут
пригодиться в дальнейшем.
В процессе шитья на машинке и обработке ткани на оверлоке
возможен шум, но он не очень долгий и продолжительный.
№
п/п
Названия
Время
работы,
(час.)
Потребляемая
мощность,
(кВт)
Стоимость
1 кВт/ч,
(руб.)
Затраты
(руб)
1.
Влажно-
тепловая
обработка
0,5
1,3
1,71
1,11
2.
Работа на
оверлоке
0,5
0,25
0,21
3.
Работа при
местном
освещении
10
0,1
1,71
Итого: 3,03руб.
30
Ткань в основном из натуральных волокон, в её составе нет никаких
ядовитых примесей, которые могли повлечь за собой какие-то
губительные изменения в окружающей среде.
Шитьё не привело к каким-нибудь нарушениям в жизнедеятельнос-
ти человека, животных и растений.
Я думаю, что работники библиотеки будут очень бережно
обращаться с нашими изделиями, ведь они очень сильно мечтали о них. И
тогда кукольный театр будет долго радовать маленьких посетителей
библиотеки.
Самооценка и эстетическая оценка изделия
Не всё шло гладко в ходе моей работы. Конечно, были ошибки и
недостатки. Когда я изготавливала головы, у меня возникли трудности,
но я с ними справилась благодаря подсказке моего руководителя и
учителя изобразительного искусства. Также иногда строчки на
костюмчиках получались не совсем ровными, но, в конце концов, я
приспособилась и стала строчить гораздо лучше.
Результат моей работы меня устраивает. Куклы удобно сидят на
руке, ими легко управлять.
Моим знакомым понравилось, что у меня получилось. Некоторые
даже попросили им сделать куклу.
Особенно всем нравится Баба Яга. Она получилась такая
настоящая. Многие спрашивали, где я взяла такую заношенную, с виду
грязную (а на самом деле просто уже не отстирывающуюся), ткань для
одежды.
Мне даже жалко стало расставаться с моим детищем, я так их
полюбила за то время, что изготавливала их. И я обязательно теперь
сделаю себе на память об этом проекте другую куклу.
Мне пришлось немало потрудиться, но успех стоит потраченных
сил и времени.
Я считаю, что заслуживаю оценки «5».
31
Подведение итогов
Подводя итоги проделанной работы, необходимо проверить,
соответствуют ли изготовленные изделия предъявляемым
требованиям.
Технологичность: куклы выполнены имеющимися инструментами, из
доступных материалов, по рациональной технологии.
Экономичность: при самостоятельном изготовлении кукол я
сэкономила значительную сумму денег.
Экологичность: изготовление и эксплуатация изделий не повлекли за
собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности
человека, животного и растительного мира.
Безопасность: изготовление кукол проводилось в полном
соответствии с требованиями безопасности.
Эргономичность: рабочее место было организовано с наименьшими
энергетическими затратами.
Посильность: работа соответствует уровню моей подготовки.
Эстетичность: куклы красивые, узнаваемые.
Значимость: сделаны собственными руками, аналогичных нет;
принесут большую пользу детям: будут приобщать малышей к чтению.
Реклама
Сделав кукол и оценив результат, я задумалась о том, что в
будущем могла бы начать свой бизнес: открыть салон по производству и
ремонту театральных кукол. Для привлечения внимания покупателей
придумала рекламу следующего содержания:
32
Салон театральной игрушки:
Приглашает Вас заказать любую театральную
игрушку или любимый
персонаж сказки,
приобрести
сценарий спектакля,
научиться
управлению куклами.
Так же у нас Вы
можете отремонтировать свои любимые игрушки.
Действует система накопительных скидок.
При покупке первого изделия скидка - 5%.
Ждём Вас!
Режим работы:
ежедневно
с 10.00 до 19.00
без выходных
Адрес:
ул. Сказочная, 7
Телефоны:
52-97-57
51-40-70
33
Описание готового результата
Буратино
Голова округлой формы, полосатая
шапочка с бубенчиком, костюм
состоит из двух частей: рубашка -
клетчатая (бело-синяя), «брюки» -
синие.
Мальвина
Голубые волосы. На голове синий
бант. Платье синего цвета из
жатки. Горловина и ручки
обработаны белым шитьём. На
платье надета юбка – клёш,
нижний срез которой обработан
белой тесьмой, пояс юбки из
атласной белой ленточки.
Баба-Яга
На седой голове - платок.
Одежда выполнена в тёплых тонах.
Так же состоит из двух частей, на
нижней части старенький
передничек. Ткань немного
состаренная, с нашитыми
заплатами для более завершённого
образа.
34
Незнайка
Рыжие волосы, синяя шляпка на
голове, выполненная из синего
картона. Костюм из двух частей:
«рубашка» - ярко-оранжевая; низ
«брюки» – синие.
Домовой
Рубашка красная, низ костюма
светло-коричнево цвета с
небольшим оттенком серого.
Волосы растрёпаны, выполняются
из верёвок.
Леший
Волосы тёмные, растрёпаны в
разные стороны. Костюм выполнен
в тёмных тонах.
35
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Детская Энциклопедия» №4/99.— Познавательный журнал
для девочек и мальчиков. Учредитель: ЗАО «Аргументы и факты».
2. Интернет
3. Творческие проекты учащихся педучилищ./Под ред. Матяш Н.В.-
Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета, 1999.-204 с.
4. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной
школы (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д. Симоненка.-М.:
«Вентана-Граф», 1998.-256 с.: ил.
5. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной
школы (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д. Симоненка.-М.:
«Вентана-Граф», 1999.-256 с.: ил.
6. Технология: Учебное пособие для учащихся 5 класса
общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А Сасовой.-М.:
«Вентана-Граф», 2004.-240 с.: ил.
7. Технология: Учебное пособие для учащихся 6 класса
общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред.
И.А Сасовой.-М.: «Вентана-Граф», 2004.-224 с.: ил.
8. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для учащихся 5
кл. общеобразоват. учреждений.—2-е изд.—М.: Просвещение,
1999.—160 с.: ил.
36
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕАТР КУКОЛ
Это волшебный, собственный мир — одна из самых великих
моделей Человека и Человечества.
В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а
живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны
жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного
кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту
самую кукольную комедию, которой восхищались зрители — короли,
ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты — и сто, и двести, и
четыреста лет назад.
В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была
впервые напечатана статья о театре кукол, автор которой дал,
наверное, лучшее определение театра кукол — как театра, способного
«естество вещи показывать».
Кукольный театр — это театр великой магии. Он и родился как
древний магический ритуал.
Словарь терминов
АНДРЮША — так обычно зовут куклу, с которой работают артисты-
вентрологи (чревовещатели). Как правило, они выходят на эстраду с
большой куклой, изображающей 4—5-летнего мальчишку. С ней они
разговаривают, играют, рассуждают на разные интересные зрителям
темы. Вентролог при этом незаметно управляет куклой и говорит за
нее, не открывая рта. Искусство вентролога и состоит в том, что он
умеет говорить с закрытым ртом.
37
БУРАТИНО — герой итальянского народного кукольного театра. Один
из дружной веселой семьи петрушек. Назван по имени известного актера
итальянской комедии импровизации.
Что же касается Буратино, которого знают все читавшие ставшую
хрестоматийной повесть-сказку и пьесу для театра кукол А.Н.
Толстого, то это типично русский герой, созданный на основе сказки
итальянского писателя К. Коллоди «Приключения Пиноккио». Сегодня
Буратино в российском театре кукол не менее популярен, чем Петрушка.
ВАГА — панель управления марионеткой. Манипулируя вагой,
кукольник управляет нитями марионетки, и она движется так, как
это необходимо кукольнику. Создание ваги и подвеска на нее куклы —
целое искусство. Чем точнее баланс, тем выразительнее и
послушнее в руках мастера станет марионетка.
ВЕРТЕП — традиционное кукольное представление, которое показыва-
ют во время Рождественских праздников. Вертеп появился и получил
наибольшее распространение на Украине, где известен не позднее чем с
XVI века. Вертепом также называют саму сцену, на которой
показывается кукольный спектакль.
Сцена представляет собой уменьшенную копию, как бы
модель сцены драматического театра. Это похожий на
домик ящик, открытый со стороны зрителей. Ящик
накрыт крышей, наподобие церковного купола, с право-
славным крестом. Под крышей отверстие в форме
Вифлеемской звезды. Перед началом представления
кукольник зажигает спрятанную там свечу, которая горит в течение
всего спектакля. Обращенная к зрителям открытая сторона ящика
представляет собой, как правило, двухэтажную сцену. У каждого этажа
есть свой «трюм», где кукольник может спрятать руки, с помощью
которых он управляет куклами. Персонажи спектакля движутся по проре-
38
зям в полу сцены — так, что кажется, будто они играют сами по себе,
без участия актера.
На верхней сцене вертепа изображается место рождения Иисуса
Христа, куда приходят поклониться и вручить подарки — ладан, смирну и
золото — три волхва. Здесь же появляются ангелы и пастухи.
На нижнем этаже сцены — дворец царя Иудеи Ирода, который,
испугавшись, что новорожденный Христос в будущем станет царем,
отдал солдатам страшный приказ убить всех младенцев. Затем
приходит смерть и косой отрубает Ироду голову.
ВЕРХОВАЯ КУКЛА — Не удивляйтесь, «верховыми»
бывают не только лошади. Правда, на верховой кукле
нельзя ездить. Верховой называют театральную
куклу, которая при игре находится наверху, на
театральной ширме). И как бы едет верхом на
артисте-кукольнике. Верховые куклы — это
перчаточные (они же петрушечные).
ГАПИТ — короткая палка, на которую насажена голова театральной
куклы. Благодаря ему кукла может поворачивать, поднимать и опускать
голову, открывать и закрывать рот, глаза, двигать ушами — короче
говоря, делать все, что необходимо кукольнику в спектакле.
ГРЯДКА — на этой грядке не растут ни морковь, ни капуста. На ней
играют куклы, потому что в кукольном театре грядкой называется
верхний передний край ширмы.
КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ — это действующее лицо любого кукольного
спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной
сцены. Театральные куклы бывают двух видов — верховые (находятся
выше актера) и низовые (находятся ниже актера-кукольника, потому
что он управляет ими сверху).
39
Верховые куклы — это перчаточные, тростевые, теневые куклы.
Низовые — это марионетки и планшетные куклы.
КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ — старинное название любого кукольного
представления, будь то трагедия, драма, фарс, опера, балет,
пантомима или на самом деле комедия.
КУКОЛЬНИК — это и артист, и скульптор, и изобретатель. Человек,
конструирующий свой собственный, кукольный мир. Кукольник — это не
профессия, это свойство души, способность оживлять весь окружающий
мир.
МАРИОНЕТКА — аристократы кукольного мира. С ними
дружили цари, великие философы, ученые, поэты,
конструкторы и математики. Марионетки
управляются с помощью нитей. Одни концы нитей
закреплены на голове, руках, ногах, туловище куклы, а
другие — на ваге. Управляя вагой, актер управляет
движениями марионетки.
Марионетка — гениальная древнейшая модель челове-
ка. Не зря же большинство философов всех времен и
народов любили смотреть на игру этих кукол. «Человек — это
марионетка, управляемая божеством», — утверждал древнегреческий
философ Аристотель. А другой великий философ — Платон, беседуя с
учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что
людьми, подобно марионеткам, правят нити Добра и Зла, Добродетели и
Порока. Но слушаться нужно только одной нити — золотой нити разума.
(«Золотой» называется нить, управляющая головой куклы.)
Есть легенда о том, как марионетка стала называться марионеткой.
Это случилось в один из ярких солнечных дней больше тысячи лет назад
— в 944 году в Венеции. Двенадцать красивейших итальянских девушек в
40
свадебных нарядах направились в церковь святой девы Марии, чтобы со-
четаться браком со своими возлюбленными. И вдруг на город напали
пираты, приплывшие на быстроходных каравеллах из Триеста. Пираты
похитили всех невест, отвезли их на свои суда и вышли в море. Горе и
ужас охватили горожан. Но двенадцать отважных женихов бросились в
погоню за негодяями, догнали их и спасли девушек. Венецианцы
встретили освободителей с ликованием и возблагодарили деву Марию,
которая помогла одержать победу над пиратами. С тех пор каждый год в
день святой девы Марии горожане выносят на улицы города куклы на
нитях, изображающие девушек в свадебных нарядах и их заступницу деву
Марию. Эти куклы — деревянные Марии, или иначе «марионы», —
получили название «марионетки» — маленькие Марии.
Марионетки — самые популярные в Западной Европе куклы.
МАШИНКА — это не «Мерседес» и не «Рено». «Машинкой» кукольники
называют небольшой механизм, управляющий куклой. Она служит для
того, чтобы кукла могла поворачивать и наклонять голову, открывать и
закрывать глаза, рот, хмурить брови, улыбаться... Как правило, машинка
крепится на гапите.
МЕШОЧНЫЕ (КУЛЬКОВЫЕ) КУКЛЫ — чего только не бывает в
кукольном театре! То, что в обыкновенном мире просто мешок, здесь —
кукла из бумажных и матерчатых кульков, набитых ватой и кусочками
пенопласта.
Голову, лицо куклы рисуют на мешке или кульке. Актер управляет куклой,
вставляя руку в кулек.
Такие куклы делали еще в древнем Китае. Видимо, они появились тогда,
когда еще не изобрели перчаток, а значит и перчаточных кукол.
Мешочную куклу сделать очень просто. Можешь попробовать.
41
МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА — верховая кукла, сделанная
из мягкого материала (латекс, лайка, трикотин,
резина и т.д.). Рука кукольника — в голове такой
куклы. Работая пальцами, он открывает и закрывает
рот куклы, морщит лоб, нос, шевелит ушами и т.д.
Сделать хорошую мимирующую куклу очень трудно.
Лучше всех их создавала русская художница советского периода
Екатерина Беклешова.
ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ (ПЕТРУШКИ) — это система театральных ку-
кол, надевающихся на руку, как перчатка. Такие же куклы-перчатки
играли в кукольных «комедиях о Петрушке». Поэтому у нас эту систему
называют еще «петрушки». И все другие Петрушкины
братья из разных стран — тоже перчатки. С этой
оравой задир, забияк, зубоскалов и кривляк справиться
не сможет даже самый строгий учитель. Никто не
знает, откуда они родом. Одни говорят — из древнего
Китая, другие — из Индии, третьи — из Древней Греции.
Кто прав — неизвестно. Но самое удивительное — они
появились почти одновременно в разных странах. Все разные, но все чем-
то друг на друга похожи. Да, это большая семья клоунов-хулиганов. И,
наверное, нет страны, народа, у которого не было бы своего
«петрушки».
Петрушки — ходячие анекдоты. Это горбатые шуты в колпачках, с
дубинками в руках, с длинными кривыми носами и улыбающимися
физиономиями. Рядом с итальянским Пульчинеллой — французский
Полишинель. Они точно родственники. У них даже имена похожие. Вся
разница только в том, что один итальянец, а другой француз. Впрочем, и
английский Панч от них мало чем отличается. А вот еще: Кашпарек из
Чехии, Касперле из Германии, Гансвурст из Австрии, Пикель-геринг из
Голландии.
42
ПЕТРУШКА — впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель,
путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет
назад! Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев
европейской уличной кукольной комедии. Он — прямой потомок
Пульчинеллы, Полишинеля, Гансвурста.
На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в
красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет
спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении
появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты.
ПИЩИК — очень простое приспособление, которым пользуются все
артисты-петрушечники. Это искусственный резонатор, изменяющий
голос артиста и делающий его голосом Петрушки, Панча, Полишинеля и
др. Пищики делаются по-разному. Используется, например, сплющенная и
сложенная пополам серебряная монета, внутри которой натянут
конский волос.
Умение пользоваться пищиком — высокое искусство. Это доступно
далеко не каждому. Во-первых, пищик легко... проглотить, а во-вторых,
очень трудно научиться разговаривать, держа его во рту.
Пищик — это голос Петрушки, поэтому его часто так и называют —
«голос», а еще — «говорок».
ПЛАНШЕТНАЯ КУКЛА
Планшетные, или паркетные куклы умеют ходить по полу, по паркету,
по настилу сцены, который называется «планшет». Отсюда их
название. Известны разные типы планшетных ку- . кол. Кукольники
средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с
помощью веревок. Кукла так здорово танцевала, оживая на глазах у
зрителей, что кукольников того времени часто обвиняли в колдовстве,
и для некоторых это плохо кончалось. Есть планшетная кукла, которая
движется не руками, а... ногами кукольника. Один конец веревки прикреп-
лен к колышку, вбитому в землю, другой — к колену артиста. Сама же
43
веревка продета через туловище куклы. Артист играет на флейте, а
его кукла танцует. Иногда артисты так разыгрывали целые сцены с
несколькими куклами. Иногда вместо артиста куклами управляла...
лошадь.
ТЕНЕВЫЕ ФИГУРЫ — это не мафиози, не гангстеры и не
жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых
показывают представления театра теней. Фигуры
китайского театра теней, например, вырезались из
промасленной разноцветной бумаги. (Ее специально
промасливали для того, чтобы силуэты-тени на экране были
прозрачными и разноцветными.) Яванские теневые фигуры
управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и
изготавливаются из шкуры буйвола.
Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5— 3 мм) желтого
цвета, больше напоминающую пергамент, а не кожу. Потом над этой
пластинкой работает мастер-резчик. Эта профессия на Яве — одна из
самых уважаемых. Как на Руси относились к иконописцам, так на Яве к
мастерам-резчикам ваянгов — теневых кукол. Резчики вырезают
силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы
раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой,
синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются
руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости
управления... Таких кукол для представления нужно 100—150!
Кукол переносили в ящиках. Их аккуратно — не дыша! — перекладывали
плетеными бамбуковыми циновками, чтобы краска не стиралась и
фигуры не коробились, а еще — павлиньими перьями. И не для красоты, а
от моли. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить
себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые
считались самым священным местом жилища. А комплект придворного
теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур!
44
ТРОСТЕВАЯ КУКЛА — старинная кукольная система. Ей больше трех
тысяч лет. Первыми тростевыми куклами были, видимо,
куклы с острова Ява. Позже они попали в Западную
Европу, Австрию и Германию. Трости, которыми
управляются куклы, прикрепляются к их локтям.
Известные русские художники Нина Яковлевна Симонович-
Ефимова и Иван Семенович Ефимов в 1917 году создали
замечательный театр кукол — Театр художников. Они усо-
вершенствовали многие системы кукол, в частности и куклы на тростях.
Главный художник Театра С. Образцова Борис Тузлуков в свою очередь
усовершенствовал тростевую куклу Ефимовых. Так получилась и стала
одной из самых популярных в мире «русская тростевая кукла».
45
ФОТОГРАФИЯ ИЗДЕЛИЙ
46
Технология - еще материалы к урокам:
- Презентация "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" 9 класс
- Проект "Театральная сцена" 8 класс
- Проект "Светильник настольный" 10 класс
- Презентация "Конкурс – игра по технологии" 5 класс
- Презентация "Кулинария в вопросах и ответах ч.1" 5 класс
- Профориентация "Угадай профессию" 7 класс