Внеклассное мероприятие "Когда появились куклы? Фарфоровые куклы" 3 класс
Внеклассное мероприятие.
Преподаватель: Дулькина Вера Георгиевна
Тема: «Когда появились куклы? Фарфоровые куклы.»
Класс: 3 класс
Цель: знакомство с историей возникновения кукол ; технологией
изготовления фарфоровой куклы. (слайд 2)
Задачи:
1. Ознакомление с историей возникновения куклы, ролью куклы в
народном быту.
2. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать,
доказывать.
3. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления.
Ход занятия.
1. Орг. момент. (слайд1, 3)
"Рождение куклы".(Алена Рычкова)
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то,
Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-
И мир изучает пытливый зрачок.
Живет человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него седовласая Вечность.
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
- Вы правы, речь пойдет о куклах! Мы поговорим об истории создания кукол,
о создателях кукол, а так же для чего создавались куклы.
2. Беседа по теме.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое
- детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном
представлении фигура человека или животного, сделанная из разных
материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях
(марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку),
механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над
ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на
экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в
полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно
греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например,
деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и
завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. (слайд 4-11) В ранней
истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как
олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в
некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле
рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали
определенным именем.
Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух
самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве.
Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в
IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего
Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый
"меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что
купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались
также русскими игрушками.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи
находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой
грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из
деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и
были связаны с различными формами религии.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем
представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним
физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия
чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены
произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали
за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой
пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека
дублировать объект.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из
мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу.
Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории
куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35
тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать
всегда, замещая смертное существо.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими
основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа
сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай
соединялись с верой в помощь умерших предков.
Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает
средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный
театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных
представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны.
Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием
мира.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были
христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней
они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в
торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В
католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной
скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с
младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или
«маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица
поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято
устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно,
персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост,
снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать
движения. Европейская рождественская традиция через Украину и
Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп
- переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными
одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя
Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого
люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан.
Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным
пением.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и
обрядами.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон
как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды.
Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых
тенденциях во французской моде желали все модницы Европы.
Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для
демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки
(фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков
фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими
произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с
примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову
моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными
новинками, огромное количество аксессуаров.
Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782)
начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла
Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур,
Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат
Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ,
художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение
фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека,
умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её
пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха,
губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался
как первая удачная попытка создания искусственного человека.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного
развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни,
неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром,
предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят
на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все
же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке
появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская
художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза
искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды
художественной деятельности. В результате этого приблизительно в
середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Как
правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-
то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей
использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное
время. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор.
Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех
стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-
кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые
возможности. Это твердеющие на воздухе ЭФАППЛАСТ, ГЛОРПЛАСТ, ЛА
ДОЛЛ, СУПЕРСКАЛПИ, ПУППЕН-ФИМО, ПРЕМО.
История фарфоровой куклы (слайд 12-13)
На сегодняшний день самой древней куклой считается та, что была найдена
недалеко от Брно. Ее возраст насчитывает более 35 000 лет. Это
поразительное творение человеческих рук было создано из кости мамонта и к
фарфоровым куклам, как таковым имеет отношение лишь с точки зрения
кукольной истории. Отличалось и назначение кукол того времени. В отличие
от сегодняшнего времени они не были игрушками или предметами
интерьера.
Для начала необходимо получить качественный материал для тела, смешивая
различные ингредиенты. Необходимо получить правильную консистенцию,
которая не будет испорчена наличием неприятных комочков и отсутствием
правильной цветовой гаммы. Ведь многие фарфоровые куклы никогда не
красятся, и цвет их тела формируется исключительно за счет применяемого
материала.
Далее необходимо создать правильные формы для отливки, и выждав время
получить конечную деталь. Далее следует соединение фрагментов
фарфоровой куклы воедино. Здесь следует понять, будет ли кукла подвижной
или замрет в одной позе. Для подвижных кукол необходимо предусмотреть
систему шарниров-суставов. Самостоятельно изучить подобную технологию
изготовления фарфоровых кукол сложно, поэтому нужно обратиться к
соответствующим специалистам за консультацией.
И вот когда кукла почти готова нужно уделить внимание нанесению
элементов лица – глаз, губ и т.п. Зачастую лицо фарфоровой куклы
необходимо продумать заранее, чтобы оно соответствовало той одежде, в
которую вы планируете ее обратить позже. Так же необходимо особое
внимание уделить ее рукам и пальцам.
При изготовлении фарфоровых кукол часто встает вопрос о том из чего
сделать волосы. Варианта два – натуральные или синтетические волосы.
Конечно же, использование в кукле человеческих волос значительно
удорожает саму куклу. Синтетика наоборот удешевляет.
Кропотливость и тщательность выработки всех элементов делает
фарфоровые куклы ручной работы особенно интересными для
коллекционирования.
Сегодня купить фарфоровые куклы можно во многих местах, будь то
специализированные магазины или же небольшие отделы. Стоимость на них
варьируется в значительных пределах от 300 рублей до нескольких десятков
тысяч. А если говорить про редкие экспонаты, то они могут стоить и
несколько сотен тысяч рублей и даже более миллиона.
3. Практическая работа.
Детям предложены различные материалы( обрезки ткани, вата, листья,
цветная бумага, карандаши, краски) и наброски куклы. Задача детей,
использовать в своей работе один из материалов, создать наряд для куклы.
4. Выставка работ.
Подведение итогов. Куклы - это нечто волшебное, что на протяжении всей
жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе
самые нежные и самые светлые чувства . Мы растём, и делимся с куклой
всеми своими переживаниями, она для нас и мама, и подруга, и ребёнок.
Играя в дочки матери, девочки всегда одаривают кукол какими-то им одним
понятными ролями. (слайд 14)
Мама куколку купила,
Очень рада дочка Мила.
Вот у куклы голова.
А вот глазки -их два.
Вот у куклы лобик,
Вот у куклы носик,
Вот у куклы ротик,
Шейка и животик.
Вот у куклы ручки,
Ручки прячет в брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них сапожки.
А у Милы есть другая,
Кукла Катя заводная.
Мила ключик повернет-
Катя ножками идет.
Катя ручки поднимает,
Катя ручки опускает.
Катя глазки закрывает,
Катя глазки открывает.
Мила ключик повернет-
Куколка плясать начнет.
Кукла пляшет, пляшет, пляшет
И руками машет, машет.
Ресурсы
И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб,
«Паритет», 2003 г.
http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка»
http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы»
http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла
http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - история кукол
http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - традиционная русская
кукла
http://www.handmaderu.narod.ru/kykl.html#kykl
http://www.ntvr.ru/content/view/81/41/ - кукла-куватка и другие
http://71.ru/news.php?newsdate=9.3.2004 - куклы из разных коллекций
http://ltalk.ru/lady/31-795-russkie-obrjadovye-kukly-pochitat-i-sdelat-read.shtml - Русские
обрядовые куклы
http://festival.1september.ru/articles/504884/ - Урок технологии с элементами интеграции.
Изготовление куклы-крупенички.
http://www.talantik.ru/rodclub/kopilka/russkaya-igrushka.php - Традиционная русская
народная игрушка.
http://community.livejournal.com/tn_kukla/ - Традиционная народная кукла
http://festival.1september.ru/articles/577180/ - 1 сентября. Фестиваль открытых уроков.
http://www.gdekakpochemu.ru/gde-poyavilis-kukly/т - Где появились куклы?
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/narodnaya-tryapichnaya-kukla - Народная
тряпичная кукла.
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Тест "Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта" 3 класс
- Конспект урока "Обобщение знаний о творчестве А. С. Пушкина" 3 класс
- Конспект урока "Облака. Осадки" 3 класс
- Конспект урока "О книге, о чтении. Буквы печатные и рукописные" 3 класс
- План-конспект урока "Изонить. Техника заполнения угла" 3 класс
- Технологическая карта организации детской деятельности в ДОУ "Зоопарк"